Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Газимагомедова Б.Г.,
при секретаре Скотниковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску *** городского прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к Правительству *** области о понуждении к приведению в соответствие нормам противопожарное расстояние от лесного массива до населенного пункта,
УСТАНОВИЛ:
*** городской прокурор обратился в суд в интересах РФ и неопределенного круга лиц с иском к администрации сельсовета *** о признании незаконным бездействия и понуждении к устранению выявленных нарушений закона, указывая, что *** городской прокуратурой с привлечением сотрудников ОГПН проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности органами местного самоуправления. В ходе проведенной проверки на территории населенных пунктов *** сельсовета выявлены нарушения Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012. N390, а именно: вд. ***: 1) у противопожарного водоема отсутствует пирс - площадка с твердым покрытием и противооткатным устройством, чем нарушен п. 80 ППР РФ; 2) Не обновлена защитная противопожарная минерализованная полоса. Основание: п. 78 ППР РФ; 3) Противопожарное расстояние от лесного массива до населенного пункта не соответствует нормам. Основание: п.69 ФЗ-123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; В д. ***: противопожарное расстояние от лесного массива до населенного пункта не соответствует нормам. Основание: п.69 ФЗ-123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-Ф3 "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с указанными нормами действующего законодательства решение вопроса по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах *** сельсовета возложено на администрацию *** сельсовета.
В дальнейшем *** городской прокурор уточнил исковые требования, предъявил исковые требования к администрации *** сельсовета *** района и Правительству *** области о признании незаконным бездействия администрации *** сельсовета, выразившегося в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории *** сельсовета; понуждении администрации *** сельсовета обустроить противопожарный водоем, расположенный в д. *** *** района, пирс - площадкой с твердым покрытием и противооткатным устройством; понуждении Правительства *** области привести в соответствие нормам противопожарное расстояние от лесного массива до населенных пунктов в д. *** и д. Ст. *** *** района.
В судебном заседании представитель *** городского прокурора Я. от иска *** городского прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к администрации сельсовета *** о признании незаконным бездействия администрации *** сельсовета, выразившегося в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории *** сельсовета; понуждении администрации *** сельсовета обустроить противопожарный водоем, расположенный в д. *** *** района, пирс - площадкой с твердым покрытием и противооткатным устройством отказалась и производство по делу в указанной части определением судьи Арзамасского городского суда от "дата" прекращено.
В остальной части представитель *** городского прокурора Я. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика - Правительства *** - в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель 3-го лица: ООО ИК " УФ" по доверенности К. считает иск удовлетворить в части понуждения Правительства *** области к приведению в соответствие нормам противопожарное расстояние от лесного массива до населенного пункта в д. *** *** района.
Выслушав объяснения представителей *** городского прокурора иООО ИК " УФ", изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно ст.69 ФЗ-123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности":
1. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Допускается уменьшать указанные в таблицах 12,15,17,18,19 и 20 приложения к настоящему Федеральному закону противопожарные расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты (за исключением жилых, общественных зданий, детских и спортивных площадок) при применении противопожарных преград, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное статьей 93 настоящего Федерального закона.
2. Противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара:
1) от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных:
а) вне территорий лесничеств (лесопарков);
б) на территориях лесничеств (лесопарков);
2) от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.
3. Противопожарные расстояния от критически важных для национальной безопасности Российской Федерации объектов до границ лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны составлять не менее 100 метров, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.103 Лесного кодекса РФ:
1. К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.
2. В лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы. На иных участках, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан.
3. В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.
4. Особенности проведения выборочных рубок лесных насаждений и в установленных федеральными законами случаях сплошных рубок лесных насаждений определяются положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
6. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст.4 Лесного кодекса РФ:
1. Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Согласно ст.82 Лесного кодекса РФ:
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся следующие полномочия в области лесных отношений:
1) владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
7.1) организация осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения;
7.2) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.53.1 Лесного кодекса РФ:
1. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
2. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:
1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;
6) проведение работ по гидромелиорации;
7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;
8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
3. Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
4. Противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются вырубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и настоящим Кодексом.
5. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя:
1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря;
2) содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения;
3) создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
6. Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
7. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В судебном заседании установлено следующее.
Согласно письму Отдела надзорной деятельности по *** району N от "дата" противопожарное расстояние от лесного массива до населенных пунктов д. *** и д. Ст. *** не соответствует нормам. Основание: п.69 ФЗ-123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
*** городской прокурор просит в интересах РФ и неопределенного круга лиц обязать Правительство *** области привести в соответствие нормам противопожарное расстояние от лесного массива до населенных пунктов в д. *** и д. Ст. *** *** района.
Данное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
1.Территория д. Ст. *** *** района входит в границы *** государственного природного заказника.
Согласно ст.103 Лесного кодекса РФ, Положению о *** государственном природном заказнике, утвержденного решением исполкома *** областного Совета народных депутатов от "дата". N; Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. N417, п.4 главы 4 Методических рекомендаций о порядке устройства противопожарных расстояний от границ застройки городских и сельских поселений до лесных участков от 20.03.2012г., утвержденных Главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору и заместителем руководителя Федерального агентства лесного хозяйства, на территории государственных природных заповедников запрещаются меры предупреждения лесных пожаров, связанные со сплошными рубками. В таких лесах в целях обеспечения пожарной безопасности максимально используются имеющиеся дороги и просеки, а также осуществляются меры предупреждения лесных пожаров, не связанные со сплошными рубками лесных насаждений (снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений, проведение санитарно - оздоровительных мероприятий, устройство противопожарных минерализованных полос).
2.К исковому заявлению не приложено и представителем *** городского прокурора в судебном заседании не представлено доказательств, подтверждающих, что лесной участок, расположенный между лесным массивом и д. ***, который подлежит сплошной рубке для приведения в соответствие противопожарным нормам, находится в собственности *** области.
Между тем, к полномочиям органов государственной власти *** области относятся владение, пользование, распоряжение лесными участками, организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, находящимися лишь в собственности *** области.
Из письма Департамента лесного хозяйства *** области N от "дата" следует, что в соответствии с лесным законодательством РФ данному Департаменту передано осуществление полномочий в области лесных отношений на лесных участках, находящихся в федеральной собственности. К данным полномочиям не относится осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности объектов и населенных пунктов *** области, в том числе утверждение паспортов готовности населенных пунктов городских и сельских поселений?В соответствии со ст.53.1 Лесного кодекса РФ противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляется вырубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, предусмотренные п.4 названной статьи, не относятся к мерам противопожарного обустройства лесов, определенных пунктом 2 данной статьи. Принимая во внимание приведенные нормы, обеспечение наличия противопожарного расстояния не относится к переданным РФ полномочиям субъектам РФ?
При изложенных обстоятельствах, судья приходит к выводу, что в деле отсутствуют доказательства, на основании которых Правительство *** области подлежит понуждению к приведению в соответствие нормам противопожарное расстояние от лесного массива до населенных пунктов в д. *** и д. Ст. *** *** района.
Руководствуясь ст.ст.194,195,198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
*** городскому прокурору в интересах РФ и неопределенного круга лиц в иске к Правительству *** области о понуждении к приведению в соответствие нормам противопожарное расстояние от лесного массива до населенных пунктов в д. *** и д. Ст. *** *** района отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья / Газимагомедов Б.Г./
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.