Арзамасский городской суд "адрес" области в составе председательствующего судьи Ярошенко О.Н.,
с участием помощника Арзамасского городского прокурора Алешкина М.И.,
истца Корноуховой Г.А.,
представителя ответчика ООО " ***" Досова И.А.,
при секретаре Марушкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корноуховой Г.А. к ООО " ***" о взыскании стоимости некачественно оказанной услуги, компенсации морального вреда, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Корноухова Г.А. обратилась в суд с иском к ООО " ***" о взыскании стоимости некачественно оказанной услуги, компенсации морального вреда, неустойки, указывая, что "дата" года она обратилась в ООО " ***" за оказанием ей стоматологической помощи, лечение и восстановление 36 зуба. Стоимость услуги составила *** рублей.Данная услуга ей была оказана без заключения договора на оказание медицинских услуг, по окончании лечения был произведен расчет наличными, без выдачи квитанции. В выдачи квитанции ей было отказано.Гарантийный срок на оказанную медицинскую услугу не был установлен.В соответствии с правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 года N 27, п. 11 предоставление платных услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.В соответствии с п.12 правил, расчеты за предоставление платных услуг осуществляются с применением контрольно-кассовых аппаратов. При расчетах без применения ККМ должны использовать бланк, являющийся документом строгой отчетности, который обязаны выдать клиенту чек или копию бланка, подтверждающие прием наличных денег.В соответствии с п.13 Правил, потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе требовать предоставление услуг надлежащего качества, сведений о наличии лицензий и сертификата, о расчете стоимости оказанной услуги.Сразу после лечения в зубе появилась легкая ноющая боль. Через 3 месяца она усилилась и появилась отечность десны. Она обратилась за консультацией в ООО " ***". Ее консультировал не тот врач, который первоначально занимался ее зубом. Просмотрев ее рентгеновские снимки зуба, она отметила, что каналы запломбированы не очень хорошо, поэтому будет часто возникать воспалительный процесс, но переделывать их она не будет, так это вина другого врача. В добавление к этому пломба на данном зубе откололась, ей переделали ее и назначили курс антибиотиков. Администратор данной стоматологии предупредил о том, что она должна приготовиться регулярно, пропивать курсы антибиотиков. Через 28 дней все повторилось, только в худшем варианте (появился флюс, она не могла жевать на эту сторону и появились постоянные изматывающие боли). Она обратилась за консультациями к другим врачам, и выяснилось, что каналы зуба не были запломбированы до конца, хотя в ООО " ***" с нее взяли деньги за полноценное лечение именно двух каналов, а третий пролечить вообще не удалось, мотивировав это тем, что он непроходим. Обратившись за консультациями к врачу-хирургу Абрамовой Н.В. ведущему специалисту стоматологической клиники доктора Парфенцева " ***" и в ГБУЗ НО ***" к Катанской О.Е., ей был поставлен диагноз - гнойный периастит. При анализе рентгеновских снимков Фырниной Н.Г. -заведующей терапевтическим отделением *** был выявлен межкорневой воспалительный процесс, вызванный некачественной пломбировкой каналов. Стандарты эндодонтического лечения не были выполнены, о чем свидетельствуют соответствующее врачебное заключение и выписка из карты пациента, рентгеновские снимки.Все специалисты сошлись во мнении, что это некачественно оказанная услуга, и что ей должны вернуть деньги за нее. С заключением докторов она подошла к администратору ООО " ***" с просьбой возвратить ей деньги. На, что он сообщил, что всю сумму он ей не отдаст, только половину и попросил подойти ее на следующий день. В последствие по телефону он сообщил ей об отказе выплачивать денежные средства. В настоящее время 36 зуб удален, спасти его не удалось. Она потеряла последний нижний жевательный зуб слева и нуждается в дальнейшей имплантации, стоимость которой почти *** рублей. В соответствии с п.15,16 Правил, медицинские учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя.Потребитель, пользующийся платными медицинскими услугами, вправе предъявить требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением договора, возмещения ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также компенсации за причинение морального ущерба. За нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяется в соответствии с пунктом 5 статьи 28 Закона РФ "О защите прав потребителей".На "дата" года просрочка выполнения ее требований составляет ( "дата" г. по "дата".) *** дней: *** * *** рублей * ***% = *** рублей. Действиями ответчика ей причинен моральный вред, в этот период она была в глубоком нервном стрессе, тратила личное время, здоровье, долго восстанавливала и здоровье, нервы. Почти 2 недели она была не в состоянии работать и потеряла значительную сумму денег. Ответчиком ей был причинен материальный ущерб в сумме *** руб., а именно: - за рентгеновский снимок *** руб., удаление зуба *** руб., приобретение лекарств на сумму *** руб., неустойку за просрочку исполнения законных требований в размере ***% за каждый день просрочки начиная с "дата" года по момент вынесения решения суда, компенсацию морального вреда в сумме *** руб., почтовые расходы *** руб. *** коп.
Истец просит суд взыскать с ООО " ***" стоимость некачественно оказанной услуги в размере *** рублей, причиненный ущерб в размере *** рублей, неустойку за просрочку исполнения ее законных требований в размере ***% за каждый день просрочки с "дата" года по момент вынесения решения суда, компенсацию морального вреда в размере *** рублей, почтовые расходы *** рубль *** копеек, сумму операции по имплантации 36 зуба после предоставления ею чеков и квитанций.
В судебном заседании истец Корноухова Г.А. исковые требования уточнила, указывая, что просит суд не взыскивать с ответчика неустойку. В остальной части исковые требования поддерживает в полном объеме. Медицинское лечение в ООО " ***" ей осуществлялось только врачами данной клиники Якимовым С.Ю. и Кондратьевой И.А. В "дата" г. врач Якимов С.Ю. осуществлял ей лечение зуба. Врач Кондратьева И.А. выписала талон на лечение на "дата" г., так как именно она на протяжении времени осуществляла медицинское лечение зуба. Во время врачебных манипуляций Кондратьева И.А. сказала, что врач Якимов С.Ю. действительно некачественно залечил ей зуб. О том, что она разговаривала с администратором ООО " ***" Досовым И.А. по поводу возвращения денежных средств за некачественное лечение может свидетельствовать распечатка телефонных переговоров. Просит суд взыскать с ответчика материальный ущерб в сумме *** руб., компенсацию морального вреда в сумме *** руб., почтовые расходы *** руб. *** коп.
Представитель ответчика ООО " ***" Досов И.А. в судебном заседании пояснил, что с исковыми требованиями истца не согласен. Истец в ООО " ***" зубы не лечила. Почему она три месяца ходила с зубной болью, и у каких врачей, она проходила лечение ему не известно. "дата" г. истец в ООО " ***" не обращалась. В "дата" г. Корноухова Г.А. приходила в ООО " ***" со снимками зуба. Их врач Кодратьева Г.А. посмотрев снимки, направила ее к Абрамовой Н.В., поскольку был выходной день. Услуги по лечению Корноуховой Г.А. не оказывались, денежных средств от нее он не получал, по телефону он с ней разговаривал. Регистрация клиентов в ООО " ***" проходит по телефону, их он записывает в свою личную книжку, после чего вызывает врача. Представленный истцом талон к их организации отношения не имеет. ООО " ***" оказывает гражданам медицинские услуги на основании лицензии. В соответствии с лицензией могут быть оказаны услуги по ренгенологии, лечению, протезированию, стоматологии зубов. В ООО " ***" работают два врача - Якимов С.Ю. и Кондратьева И.А., которые оказывают медицинские услуги по стоматологическому лечению: лечение зубов, протезирование, диагностика. С истцом договора на медицинское лечение не заключали, а консультации в клиники бесплатные, просит в иске истцу отказать.
Свидетель Факеева Т.А. пояснила, что Корноухова Г.А. в начале "дата" г. проходила лечение зуба в ООО " ***". В апреле 2012 г. она обращалась в ООО " ***" за медицинской помощью, у нее был талон данной клиники на прием к врачу. Она рассказала, что ей в ООО " ***" поставили временную пломбу и прописали антибиотики. Через некоторое время Корноухова Г.А. обратилась в другую клинику, где ей резали десну и удалили флюс. В мае 2012 г. Корноухова Г.А. просила ее морально поддержать при ее встрече с администратором Досовым И.А. Она (Факеева) видела, как Корноухова Г.А. разговаривала с Досовым И.А. на крыльце ООО " ***". После этого разговора, он пообещал Корноуховой Г.А. вернуть половину стоимости уплаченной за лечение.
Свидетель Ковырзин В.А. пояснил, что является мужем Корноуховой Г.А., именно он ей порекомендовал клинику ООО " ***". Директора ООО " ***" Досова И.А. знает, так как на протяжении длительного времени они вместе посещают один тренажерный зал. Он жене брал талон на лечение зуба в середине "дата" г. Она лечила зуб в ООО " ***" несколько раз, за лечение она заплатила около *** руб., сколько точно, не знает. На первый прием к врачу в ООО " ***" провожал ее лично. После первого приема жена была довольна, а потом разочаровалась в данной клинике. У жены зуб после лечения болел, врач ООО " ***" прописал ей антибиотики, однако боли у нее не прекращались.
Свидетель Морозова Т.А. в судебном заседании пояснила, что от истца узнала о том, что она обращалась за медицинской помощью в ООО " ***" в "дата" г. Знает, что она лечила один зуб и удаляла кариес. После лечения у Корноуховой Г.А. начались боли, и образовался флюс. На работу Корноухова Г.А. ходила со слезами, жаловалась на сильную боль. Корноухова Г.А. повторно обращалась в ООО " ***", а потом обращалась в другую клинику за лечением, где ей зуб удалили.
Свидетель Кондратьева И.А. пояснила, что работает зубным врачом в ООО " ***". Образование у нее среднее -специальное медицинская сестра, а не высшее медицинское. Истицу помнит, она была только на консультации в "дата" г. У истца был отек около жевательного зуба и ренгеновский снимок. Случай у Корноуховой Г.А. не терапевтический, рекомендовала ей обратиться к хирургу. Талон на прием истцу не выписывала, лечение не осуществляла.
Свидетель Якимов С.Ю. пояснил в суде, что Корноухову Г.А. не видел и лечение ей не оказывал. Образование у него среднее -специальное, вопросы оплаты за медицинские услуги разрешает Досов И.А.
Выслушав стороны, лиц участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего исковые требования истца удовлетворить, изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии п.2, п.5, п.16, п.13 с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27 "Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями", платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей. Медицинские учреждения обязаны обеспечивать соответствие предоставляемых платных медицинских услуг населению требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации. Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также о компенсации за причинение морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами. Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе требовать предоставления услуг надлежащего качества, сведений о наличии лицензии и сертификата, о расчете стоимости оказанной услуги.
Согласно ст. 14 Ф.З. "О защите прав потребителей", вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.
Согласно ст. 15 Ф.З. "О защите прав потребителей", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе: - отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).
Согласно ст. 29 Ф.З. "О защите прав потребителей", потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: - безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); -возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами. Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Согласно ст. 29 Ф.З. "О защите прав потребителей", требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
В судебном заседании установлено следующее:
В соответствии со справкой ГБУЗ НО " ***" Корноухова Г.А. "дата" г. обратилась к хирургу с жалобой на боль в 36 зубе, ранее стоматологическое лечение она проходила в ООО " ***". Установлен диагноз периостит слева, был сделан разрез и назначено противовоспалительное лечение. Причина заболевания некачественно проведенное лечение 36 зуба, в платном кабинете ООО " ***", не допломбированы каналы.
Истец обращался к ответчику с претензий "дата" г., от получения которой, ответчик ООО " ***" отказался, согласно почтового штемпеля на уведомлении.
Согласно ответа на запрос N от "дата" г. следует, что в 36 зубе эндодонтическое лечение в кабинете " ***" было проведено не качественно, не соблюдены стандарты эндодонтического лечения корневых каналов, что вызвало в последующем осложнение - периостит нижней челюсти от 36 зуба.
На основании выписки из карты стоматологической клиники ООО " ***" от "дата" г. Корноуховой Г.А. рекомендовано удаление 36 зуба с последующей имплантацией.
Решением N от "дата" на должность директора ООО " ***", назначен Досов И.А.
Лицензией серия N от "дата" г. ООО " ***" установлено оказание услуг по рентгенологии, сестринскому делу, стоматологии. Осуществление амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по стоматологии ортопедической.
В соответствии с талоном на прием к врачу ООО " ***" указан адрес г. "адрес" ул. "адрес" д. N, дата, время приема.
Согласно Устава ООО " ***", утвержденного решением участников 33 от "дата" г. местонахождения данной организации г. "адрес" ул. "адрес" д. N.
В судебном заседании было установлено, что свои обязательства по оказанию медицинской помощи ответчиком были выполнены не качественно. В добровольном порядке ответчиком не принято мер к возмещению причиненного ущерба и компенсации морального вреда. В судебном заседании представитель ответчика ООО " ***" Досов И.А. факт проводимого лечения врачами данной клиники отрицал. Свидетели Якимов С.Ю., Кондратьева И.А. -зубные врачи ООО " ***" факт лечения и обращения истца в клинику отрицали. Однако оснований не доверять истцу у суда не имеется. В силу требований закона о защите прав потребителей истец вправе требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков оказанной ему медицинской услуги, независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет.
В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного суда от 28.06.2012 г. N 17 п.43, п.46 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" следует, что исходя из п.5 ст.18 закона о защите прав потребителей, ст. 493 ГК РФ отсутствие у потребителя кассового или товарного чека, чека безналичной оплаты услуг либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером. В подтверждение факта заключения договора и его условий потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания. При удовлетворении требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем, исполнителем, уполномоченной организацией), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
Согласно ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю, вследствие нарушения продавцом прав потребителя, предусмотренных Законами и иными правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Ответчик доказательств того, что выполнил свои обязательства надлежащим образом, а указанные недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые он не отвечает, т.к. они возникли вследствие нарушения потребителем правил использования - в судебное заседание не представил. Предоставление данных доказательств является обязанностью ответчика.
Учитывая изложенное, судья считает, что ответчиком медицинская услуга по стоматологическому лечению 36 зуба истцу оказана ненадлежащего качества, и взыскивает с ответчика в пользу истца стоимость лечения в сумме *** рублей. В результате некачественного лечения истцу причинены убытки в сумме *** рублей, которые подлежат взысканию с ответчика. Взысканию с ответчика в пользу истца подлежат почтовые расходы в сумме *** руб. *** коп.
Судья установил вину ответчика в оказании некачественной медицинской услуги, а также в неудовлетворении требований истца в добровольном порядке. Учитывая характер причиненных истцу нравственных страданий, принимая во внимание, что истец для восстановления своего нарушенного права вынужден был обратиться в суд, судья взыскивает с ответчика в его пользу в счет компенсации морального вреда *** рублей.
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с ответчика за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. В пользу истца была присуждена сумма *** руб. *** коп, в связи, с чем с ответчика подлежит взысканию также штраф в пользу потребителя Корноуховой Г.А. в сумме *** руб. *** коп.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, судья
РЕШИЛ:
Исковые требования Корноуховой Г.А. к ООО " ***" о взыскании стоимости некачественно оказанной услуги, компенсации морального вреда, неустойки, удовлетворить частично.
Взыскать с ООО " ***" в пользу Корноуховой Г.А. денежные средства *** руб., убытки в сумме *** руб., почтовые расходы в сумме *** руб. *** коп., компенсацию морального вреда в сумме *** руб., а всего *** руб. *** коп.
В остальной части в иске Корноуховой Г.А. к ООО " ***" о защите прав потребителей, отказать.
Взыскать с ООО " ***" госпошлину в доход государства в сумме *** руб. *** коп.
Взыскать с ООО " ***" в пользу Корноуховой Г.А. штраф в сумме *** руб. *** коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в "адрес" областной суд через Арзамасский городской суд "адрес" области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья: О.Н.Ярошенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.