Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Беловой С.В.,
при секретаре Ширшовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Комиссаровой В. П. о признании предписания N от "дата" недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Комиссарова В.П. обратилась в суд с заявлением, в котором просит отменить предписание от "дата" за N как незаконное и необоснованное.
В судебном заседании заявитель Комиссарова В.П. заявленные требования поддержала, суду пояснила, что в собственности она имеет жилой дом и земельный участок по адресу: "адрес". В соседнем доме N проживает "С", которая произвела после пожара реконструкцию своего дома, без согласований, с нарушением градостроительных норм и правил. При реконструкции жилого "адрес", границы строения были расширены, к дому был возведен пристрой.
"дата" в отношении Комиссаровой В.П. вынесено предписание, в котором указано, что противопожарное расстояние между пристроем (кухни и гаражом) на ее участке и жилым домом N выполнено менее 10-ти метров, фактически 1.5-2 м; противопожарное расстояние между баней и пристроенным сараем на ее участке и жилым пристроем дома N менее 10-ти метров, фактически 3.5-4 м, не учтен пункт Приложения 1* СНиП 2.07.01-89*.
Ее постройки были выстроены раньше, расположенных на участке N, реконструкция жилого дома N и возведение пристроя "С" произведено самовольно, поэтому наказанию подлежит соседка. В предписании допущена ошибка и за гараж принят крытый двор.
Представитель заявителя адвокат Дарьенкова О.В. суду пояснила, что строения на участке Комиссаровой В.П. возведены в "дата", строительство пристроя выполнено в "дата", до вступления в действие ФЗ от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Межевание земельных участков на "адрес" проводилось до выхода СНиП, разрывы между жилыми домами и хозстроениями не нормировались при условии, что общая площадь застройки не превышает наибольшую площадь застройки для одного дома. В предписании от "дата" ОГПН ссылается на ныне отмененный нормативный акт ППБ 01-03.
Представитель ГУ МЧС России по Нижегородской области инспектор отдела ГПН по Балахнинскому району Шишкин М.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления Комиссаровой В.П. по указанным в отзыве основаниям, из которого следует, что факт нарушения требований пожарной безопасности: противопожарное расстояние между хозяйственным пристроем на участке N и жилым домом N выполнено менее 10-ти метров; противопожарное расстояние между баней на участке домовладения N и жилым домом N менее 10-ти метров - выявлен в ходе проверки по требованию Балахнинской городской прокуратуры N от "дата" в августе 2010 года. При проверке был изучен представленный Комиссаровой В.П. проект на реконструкцию N, выполненный ООО ПБ "Профи", где на генплане проектируемый пристрой в дому N по "адрес" запроектирован на расстоянии 1.5 метра от жилого "адрес", а строительство бани не предусмотрено. Баня строилась после возведения пристроя к дому, расстояние между баней на участке домовладения N и домом N выполнено менее 10-ти метров, что противоречит СНиП 2.07.01-89* прил.1*табл.1*.
В проекте ООО ПБ "Профи" отсутствовал расчет по общей площади застройки, в нарушение Градостроительного кодекса не было перечня мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Строительство пристроя выполнено с нарушениями требований пожарной безопасности. В период с "дата" по "дата" в отношении Комиссаровой В.П. проводились проверки с целью контроля по выполнению ранее выданных предписаний, предписания не выполнялись. Выдавалось новое предписание с новым сроком его выполнения. Текст предписания не менялся, термин "гараж" присвоен крытому гаражу потому, что по фасаду здания установлены гаражные ворота. В СНиП 2.07.01-89* под хозяйственными постройками понимаются сараи, гаражи, бани.
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам, суд находит, что заявление Комиссаровой В.П. удовлетворению не подлежит.
Согласно ст.254 ГПК РФ 1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.258 ГПК РФ 1. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
4. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии со ст.13 ГК РФ, п.6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. N6\8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Обязанность граждан соблюдать требования пожарной безопасности и выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора, предусмотрена ФЗ от 21.12.1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно ч.ч.1,2 ст.1 ФЗ от 22.07.2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее закон) настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Нарушение требований пожарной безопасности- это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Положения закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции.
Согласно ч.10 ст.69 Закона противопожарные расстояния от одно- двухквартирных жилых домов и хозяйственных построек (сараев, гаражей, бань) на приусадебном земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек на соседних приусадебных земельных участках следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к настоящему закону.
Допускается уменьшать до 6 метров противопожарные расстояния между указанными типами зданий при условии, что стены зданий, обращены друг к другу, не имеют оконных проемов, выполнены из негорючих материалов или подвергнуты огнезащите, а кровля и карнизы выполнены из негорючих материалов.
Согласно статье 6 ФЗ от 21.12.1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности" федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при проведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Пунктом 6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 года N820, установлено, что органы пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами; проводят в соответствии с законодательством РФ дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности.
Таким образом, Управление в пределах своих полномочий осуществляет государственный пожарный надзор, в том числе путем выставления в адрес проверяемых организаций, граждан предписаний об устранении нарушений и соблюдений действующих требований в области пожарной безопасности.
Согласно ч.2 ст.34 ФЗ от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора.
Согласно ст.38 Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества.
Согласно Приказу МЧС РФ от 01.10.2007 N 517 (ред. от 22.03.2010) "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности" 19. Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:
проведение внеплановых проверок в отношении лиц, указанных в абзацах втором - одиннадцатом пункта 6 настоящего Административного регламента;
рассмотрение письменных заявлений физических и юридических лиц о выдаче заключений о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности;
оформление результатов и принятие мер по результатам проверок;
регистрацию и учет проверок;
20. Выполнение административных процедур исполнения государственной функции, предусмотренных пунктом 19 настоящего Административного регламента, заканчивается (приложение N 4):
выдачей предписаний по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (далее - предписания по устранению нарушений) (приложение N 6);63. По результатам проверок государственным инспектором (государственными инспекторами) по пожарному надзору, проводящим (проводящими) проверку, составляется акт проверки установленной формы (акт проверки органа) в двух экземплярах.
Подпись (подписи) государственного инспектора (государственных инспекторов) по пожарному надзору, проводившего (проводивших) проверку, в акте проверки (акте проверки органа) заверяется (заверяются) должностной (должностными) печатью (печатями) государственного инспектора (государственных инспекторов) по пожарному надзору.
Номер акта проверки (акта проверки органа) соответствует номеру распоряжения о проведении проверки.
К акту проверки (акту проверки органа) прилагаются: ?предписания об устранении нарушений и (или) предписаний по снятию с производства;
64. Акт проверки (акт проверки органа) оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений, заверенных печатью органа ГПН, проводившего проверку, вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка, его уполномоченному представителю, иному должностному лицу организации под роспись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия лица, в отношении которого проводилась проверка, его уполномоченного представителя, иного должностного лица организации, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки (актом проверки органа) акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки (акта проверки органа), хранящемуся в КНД.
69. В случае поступления в орган ГПН в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки лицом, в отношении которого проводилась проверка, возражения в письменной форме от указанного лица в отношении акта проверки (акта проверки органа) и (или) выданного предписания об устранении нарушений и (или) предписаний по снятию с производства в целом или его отдельных их положений, а также документов, подтверждающих обоснованность таких возражений, или их заверенные копии, орган ГПН рассматривает указанные возражения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан.
70. В случае выявления при проведении проверки нарушений лицом, в отношении которого проводится проверка, обязательных требований пожарной безопасности государственный инспектор (государственные инспектора) по пожарному надзору, проводивший (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан (обязаны):
1) выдать предписание (предписания) по устранению нарушений с указанием сроков их устранения и (или) предписание по снятию с производства;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Сроки устранения выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности устанавливаются государственным инспектором по пожарному надзору.
Судом установлено, на основании распоряжения главного государственного инспектора Балахнинского района по пожарному надзору N от "дата" (л.д.10) государственным инспектором Балахнинского района по пожарному надзору Шишкиным М.А. была проведена внеплановая проверка зданий и сооружений на земельном участке Комиссаровой В.П., расположенных по адресу: "адрес", по выполнению требований установленных законодательными и иными нормативными актами РФ. В ходе проверки были выявлены следующие нарушения требований Правил пожарной безопасности:
- противопожарное расстояние между пристроем (кухни с гаражом) на участке домовладения N и жилым домом N выполнено менее 10 -ти метров (фактически 1,5-2 м) (ППБ-01-03 п.3; СНиП 2.07.01-89* прил.1* табл.1*)
- противопожарное расстояние между баней и пристроенным сараем на участке домовладения N и жилым пристроем дома N выполнено менее 10-ти метров (фактически 3,5-4 м) (ППБ-01-03 п.3; СНиП 2.07.01-89* прил.1* табл.1*).
Из анализа вышеприведенных норм права вытекает, что нарушение требований пожарной безопасности заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении лицом, ответственным за их соблюдение, установленных норм, стандартов и правил в области пожарной безопасности. Исполнение законных требований инспектора по пожарному надзору (уполномоченного лица) является обязанностью гражданина.
По результатам проверки Комиссаровой было выдано предписание N по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в котором был установлен срок устранения выявленных нарушений до "дата" Данное предписание было вручено Комиссаровой В.П. "дата"
Проверив выданное Комиссаровой В.П. предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, суд находит его соответствующим требованиям законодательства. Форма предписания выполнена в соответствии с приложением 6 к Административному регламенту МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, утвержденному приказом МЧС России от 01.10.2007 года N 517 (зарегистрированному в Минюсте России 31.10.2007 г. N10424).
Обсудив довод представителя заявителя в части того, что в предписании имеется ссылка на нормы ППБ 01-03, которые прекратили свое действие, вследствие чего предписание является незаконным, суд находит его несостоятельным.
Действительно приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.05.2012 года N 306 признан утратившим силу приказ МЧС России от 18.06.2003 года N313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03). Однако, указанная выше норма носила отсылочный характер, пунктом 3 ППБ 01-03 предусмотрено, что наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Статьей 4 ч.4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
В связи с тем, что несоблюдение противопожарного разрыва в случае возникновения пожара создает угрозу распространения огня на иные строения, что ведет к угрозе жизни и здоровья людей, данное нарушение является существенным, поэтому положения Технического регламента должны быть распространены и на данные правоотношения.
Кроме того, ст.69 ФЗ от 22.07.2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" устанавливает требования к противопожарным расстояния между жилыми, общественными и административными зданиями, зданиями, сооружениями и строениями промышленных организаций в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности.
Согласно проведенной инспектором Балахнинского района по пожарному надзору Шишкиным М.А. в июне 2012 года проверке, с выездом на место установлено, что постройки, расположенные по адресу: "адрес", возведены с нарушениями требований приложения 1* СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений, поскольку противопожарные разрывы от строений до пристроя и жилого дома N расположенных по адресу: "адрес", не соответствуют предъявляемым требованиям (по нормам необходимо не менее 10 метров).
Таким образом, суд приходит к выводу, что несоответствие выстроенных заявителем построек СНиП 2.07.01-89* имело место, и его применение инспектором госпожнадзора было обоснованным в силу императивности примененной нормы.
Обсудив довод заявителя в части того, что ее постройки были выстроены ранее, чем постройки Табаковой, суд находит данный довод неотносимым к существу рассматриваемых требований.
Как следует из вышеуказанных норм Административного регламента, в обязанности инспектора госпожнадзора входит лишь выявление несоответствия построек требованиям ППБ и в случае их выявления выдача предписания об их устранении. Для целей проверки безразлично, кто из собственников первым выстроил строение. Данные вопросы должны разрешаться в рамках искового или административного производства.
Обсудив довод представителя заявителя в части того, что Департаментом надзорной деятельности направлялось указание об исключении ссылок на ППБ 01-03 в связи с выходом Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года, суд находит данный довод несостоятельным, так как акты гражданского законодательства не имеют обратной силы. Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.05.2012 года N306, опубликованным 11.07.2012 года в "Российской газете", признан утратившим силу приказ МЧС России от 18.06.2003 года N313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03)", однако, проектирование и строительство пристроя осуществлялось заявителем в 2007 году, факт нарушения норм противопожарной безопасности на момент проектирования, а затем и строительства указанного объекта достоверно доказан, нормы действовавшие в 2007 году в части установления противопожарных разрывов заявителем не были соблюдены.
Доводы заявителя, что разрывы между одно -двухэтажными домами не нормируются, суд во внимание не принимает, поскольку в представленном заявителем проекте N1861-ЭП-07 отсутствовал расчет по общей площади застройки и перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Довод заявителя о том, что на ее земельном участке отсутствует гараж, а за гараж принят крытый двор, существенного значения не имеют, поскольку в СНиП 2.07.01-89* под хозяйственными постройками понимаются сараи, гаражи, бани.
Таким образом, суд приходит к выводу, что действия государственного инспектора по пожарному надзору соответствуют требованиям законодательства и оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Комиссаровой В. П. об отмене предписания от "дата" за N по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, вынесенное государственным инспектором Балахнинского района по пожарному надзору Шишкиным М.А. в отношении Комиссаровой В.П. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Балахнинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Белова С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.