Решение Сокольского районного суда Нижегородской области от 01 ноября 2012 г.
(Извлечение)
Сокольский районный суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Тутаевой И.В., при секретаре Мироновой Е.В., с участием ответчика Семичевой В.В., рассмотрев в предварительном слушании в открытом судебном заедании в п. Сокольское 01 ноября 2012 года гражданское дело
по иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 5 по Нижегородской области к Семичевой (Хмара) В В о взыскании налоговой задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России N 5 по Нижегородской области (далее Межрайонная ИФНС России N 5 по Нижегородской области) обратилась в суд с иском к Семичевой (Хмара) В о взыскании налоговой задолженности.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что на учете Межрайонной ИФНС России N 5 по Нижегородской области состоит Семичева В.В., *** года рождения, ИНН ***. Ответчик перед истцом имеет задолженность по оплате пени, налоговых санкций и прочих начислений, начисленных в соответствии с требованиями налогового законодательства. На сумму задолженности налоговой инспекцией были выставлены требования об оплате, но до настоящего времени задолженность ответчиком не уплачена.
В связи с изложенным, Межрайонная ИФНС России N 5 по Нижегородской области просит взыскать с Семичевой В.В. задолженность по пени в размере *** рублей *** копеек, налоговые санкции в размере *** рубля *** копейки, прочие начисления *** рублей. Просят восстановить срок для подачи искового заявления, который пропущен истцом в связи с поздним выявлением задолженности и большой загруженности сотрудников правового подразделения инспекции.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 5 по Нижегородской области в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании ответчик Хмара (Семичева) В.В. исковые требования не признала. Считает, что процессуальный срок восстановлению не подлежит, так как доказательств уважительности пропуска процессуального срока не представлено.
Исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ на соответствие их требованиям относимости, допустимости, достоверности как каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает, что процессуальный срок не подлежит восстановлению, а исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе мероприятий налогового контроля установлено, что Хмара (Семичева) В.В. обязана уплачивать налог в сроки, установленные законодательством, однако, данная обязанность налогоплательщиком не исполнялась. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления за каждый день просрочки пени. В связи с неуплатой задолженности по пени налоговым органом ответчику были направлены требования об уплате данной задолженности с указанием срока исполнения, а именно: требование N *** от *** года на сумму *** рублей с уплатой в срок до *** года (л.д. 4), требование N *** по состоянию на *** года на сумму *** рублей с уплатой в срок до *** года (л.д. 5-6), требование N *** по состоянию на *** года на сумму *** *** рублей с уплатой в срок до *** года (л.д. 7), требование N *** по состоянию на *** года на сумму *** рублей с уплатой в срок до *** года (л.д. 8-9), требование N *** по состоянию на *** года на сумму *** рублей с уплатой в срок до *** года (л.д. 10-11); требование N *** по состоянию на *** года на сумму *** рублей с уплатой в срок до *** года (л.д. 12-13), требование N *** по состоянию на *** года на сумму *** рублей с уплатой в срок до *** года (л.д. 14-15), требование N *** по состоянию на *** года на сумму *** рублей с уплатой в срок до *** года (л.д. 16), требование N *** по состоянию на *** года на сумму *** рублей с уплатой в срок до *** года (л.д. 17), требование N *** по состоянию на *** года на сумму *** рублей с уплатой в срок до *** года (л.д. 18), требование N *** по состоянию на *** года на сумму *** рублей с уплатой в срок до *** *** года (л.д. 19-20), требование N *** по состоянию на *** года на сумму *** рублей с уплатой в срок до *** *** года (л.д. 21-22), требование N *** по состоянию на *** года на сумму *** рублей с уплатой в срок до *** *** года (л.д. 23-24), требование N *** по состоянию на *** года на сумму *** рублей с уплатой в срок до *** *** года (л.д. 25-26), требование N *** по состоянию на *** года на сумму *** рублей с уплатой в срок до *** *** года (л.д. 27-28), требование N *** по состоянию на *** года на сумму *** рублей с уплатой в срок до *** *** года (л.д. 29-30), требование N *** по состоянию на *** года на сумму *** рублей с уплатой в срок до *** *** года (л.д. 31-32).
Изменение фамилии налогоплательщика Семичевой В.В. на Хмара В.В. подтверждается свидетельством о заключении брака *** N ***, выданным *** года.
Как следует из свидетельства серия *** N ***, Семичева В. В. *** года прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно требованиям ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе: проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ; определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации; взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ; предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления), в том числе, о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 87 НК РФ, налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
При этом, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ч. 1 ст. 88 НК РФ), а выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (ст. 89 НК РФ).
В соответствии со ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно ч. 2 этой же статьи НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Обязанность по уплате налога считается исполненной со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (ч. 3 ст. 45 НК РФ).
В силу ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии с ч. 3 ст. 46 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.11.2010 года N 324-ФЗ), решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 1 ст. 47 НК РФ, решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 04.11.2005 года N 137-ФЗ, действовавшей до 02.01.2011 года), в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.11.2010 года N 324-ФЗ, действовавшей до 21.08.2011 года), в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 1 500 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 1 500 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 1 500 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 1 500 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 года N 162-ФЗ, действующей с 02.01.2011 года), в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 1 500 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 1 500 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 1 500 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 1 500 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 1, 2 и 3 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.
В случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов по уплате налога или сбора изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование (ст. 71 НК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 105 НК РФ, дела о взыскании налоговых санкций по заявлению налоговых органов к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судами общей юрисдикции в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Как следует из п. 1 постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 04.06.2012) "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
В соответствии с п. 4 этого же Постановления, Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Согласно п.5.1.1, 5.5.1, 5.5.6 этого же Постановления, Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей; ведет в установленном порядке учет всех налогоплательщиков; а также единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков.
Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 11 постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 04.06.2012) "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе").
Право на бесспорное взыскание с Семичевой (Хмара) В налоговой задолженности Межрайонная ИФНС России N 5 по Нижегородской области не реализовала по требованиям: N *** от *** года со сроком исполнения до *** года, N *** по состоянию на *** года со сроком исполнения до *** года, N *** по состоянию на *** года со сроком исполнения до *** года, N *** по состоянию на *** года со сроком исполнения до *** года, N *** по состоянию на *** года со сроком исполнения до *** года; N *** по состоянию на *** года со сроком исполнения до *** *** года, N *** по состоянию на *** года со сроком исполнения до *** года, N *** по состоянию на *** года со сроком исполнения до *** года, N *** по состоянию на *** года со сроком исполнения до *** года, N *** по состоянию на *** года со сроком исполнения до *** года.
Заявление в суд истцом направлено посредством почтовой связи - 03 октября 2012 года, заявление в суд поступило 08 октября 2012 года. При этом истец ходатайствует о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи заявления в суд, в соответствии с требованиями ст. 112 ГПК РФ. Истец ссылается на то, что срок обращения в суд был пропущен по уважительным причинам, а именно: позднее выявление задолженности и большая загруженность сотрудников правового подразделения инспекции. Однако, истцом доказательств уважительности причины пропуска срока суду не представлено.
Кроме того, в обоснование заявленных требований истцом суду представлены требования: N *** по состоянию на *** года со сроком исполнения до *** года, N *** по состоянию на *** года со сроком исполнения до *** года, N *** по состоянию на *** года со сроком исполнения до *** года, N *** по состоянию на *** года со сроком исполнения до *** года, N *** по состоянию на *** года со сроком исполнения до *** года, N *** по состоянию на *** года со сроком исполнения до *** года, N *** по состоянию со сроком исполнения до *** *** года, согласно которым налогоплательщику предоставлен срок для исполнения требований более трех лет.
Однако, порядок обращения налогового органа с заявлением в суд в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 48 НК РФ, а именно: "Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 1 500 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 1 500 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 1 500 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом" начал действовать с 03 января 2011 года. Таким образом, предъявленные налоговым органом требования по состоянию на 31.12.2008 года в адрес налогоплательщика не могли содержать ссылку на срок исполнения - более трех лет.
Доказательств того, что обязанность налогоплательщика изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа, в связи с чем, представленные требования налогового органа являются уточненными требования в соответствии со ст. 71 НК РФ, истцом суду также не представлено.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 года N 11 (ред. от 09.02.2012) "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", в предварительном судебном заседании может рассматриваться возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока исковой давности для защиты права и установленного федеральным законом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу. Такое решение суда может быть обжаловано в апелляционном или кассационном порядке (часть 6 статьи 152 ГПК РФ).
В связи с изложенным, требования Межрайонной ИФНС России N 5 по Нижегородской области о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд с исковым заявлением и о взыскании налоговой задолженности удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 152, 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Нижегородской области о взыскании с Семичевой (Хмара) В задолженности отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Сокольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.