Центральный районный суд г.Тюмени в составе:
председательствующего судьи Слюсарева А.В.,
при секретаре Лемешевой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N2-6258/2012 по исковому заявлению Ташлановой С.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г.Тюмени Тюменской области о признании отказов в назначении ежемесячной денежной выплаты незаконными, установлении и выплате ежемесячной денежной выплаты, взыскании недоплаченных сумм,
УСТАНОВИЛ:
Ташланова С.В. обратилась в суд с иском к ответчику Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Тюмени Тюменской области (далее по тексту УПФ РФ) о признании отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников ВОВ незаконным, обязании установить и выплачивать ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников ВОВ с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании недоплаченной суммы ежемесячной денежной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также просит взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере "данные изъяты", расходы на оплату доверенности в размере "данные изъяты", расходы по оплате государственной госпошлины. Требования мотивированы тем, что она является матерью рядового ФИО 1, погибшего ДД.ММ.ГГГГ в период прохождения военной службы по контракту, при выполнении обязанностей военной службы в Чеченской Республике, в связи с чем имеет права на льготы, которыми пользовалась до 01.01.2005 г., до момента вступления в силу ФЗ N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. о замене натуральных льгот денежными компенсациями. С этого момента ее лишили прежнего статуса: ветеранам ВОВ была назначена единовременная денежная выплата в размере 1 050 рублей, а ей в размере 150 рублей.
Истец Ташланова С.В. судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об отложении дела не просила, сведений об уважительных причинах неявки суду не представила, в суд направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель истцов Кривоногова О.Ю. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Комар А.А. исковые требования не признала, считает, что истцы по своему статусу не могут быть приравнены к ветеранам ВОВ.
Представитель 3-го лица Управления социальной защиты населения г.Тюмени в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил, сведений об уважительных причинах неявки суду не представил.
Представитель 3-го лица Военного комиссариата по Калининскому АО г.Тюмени в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил, сведений об уважительных причинах неявки суду не представил.
Выслушав объяснения представителя истца Кривоноговой О.Ю., представителя ответчика Комар А.А., исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, истец Ташлановой С.В. является матерью рядового ФИО 1, погибшего ДД.ММ.ГГГГ при исполнении обязанностей военной службы в ходе вооруженного конфликта в Чеченской Республике, что подтверждается свидетельством о рождении N, извещением о смерти, свидетельством о смерти N
В соответствии со ст. 21 Федерального закона N 5- ФЗ "О ветеранах", ст. 7 Закона СССР N 313-1 от 01.08.1989 г. "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания" и ст. 3 Закона РФ N4328-1 от 21.01.1993 г. "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" как жена военнослужащего, погибшего при исполнении воинских обязанностей, она получила особый статус и, как следствие, по правам и льготам приравнивалась к участникам Великой Отечественной войны.
Истец пользовалась этими льготами до 01.01.2005 года, т.е. до момента вступления в силу N122-ФЗ от 22.08.2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о замене натуральных льгот денежными компенсациями.
Определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 года N331-О-П было признано не соответствующим конституционно-правовому смыслу взаимосвязанных положений ст.23.1 ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального Закона от 22.08.2004 г.) и п.1, 19 ст. 44 Федерального Закона от 22.08.2004 г. N122-ФЗ установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1.01.2005 года в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначенной в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 ст. 23.1. ФЗ " О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны.
С учетом предписаний Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" и ФЗ "О ветеранах" истица до 1.01.2005 года пользовалась мерами социальной защиты, установленными для участников Великой Отечественной войны.
С принятием Федерального закона N122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников ВОВ была преобразована в систему социальной поддержки в рамках которой основная часть ранее предоставленных ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (статья 44), размер которой подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" определен для участников Великой Отечественной войны в сумме 1 500 рублей (в 2005 году, согласно пункту 5 статьи 154 N122-ФЗ - 1 050 рублей), для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий 600 рублей (в 2005 году - 150 рублей).
Закон СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" распространив льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона "О ветеранах" не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами, что основывалось, в частности на предписаниях пункта 3 статьи 11 указанного закона (в редакции, действовавшей на 1 января 2005 года) согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.
Согласно ст.79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" юридическим последствием принятия решения Конституционного Суда РФ о признании неконституционным акта или его отдельных положений является утрата ими силы с момента провозглашения решения, то есть на будущее время. Поскольку порядок вступления в силу Определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 года N331-О-П в нем специально не оговаривается, действует общий порядок его вступления в силу, предусмотренный ст. 75 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ", то есть с момента провозглашения с 04 апреля 2007 года.
Согласно пункта 2.1. приказа N294 от 30.11.2004 г. Министерства здравоохранения и социального развития РФ "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации" решение о назначении ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2005 г. лицу, имеющему право на нее, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает на основании сведений органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, представленных в 2004 г. в рамках Соглашений между Пенсионным фондом Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об информационном взаимодействии.
Обратившись с письменным обращением к ответчику о выплате ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном для ветеранов ВОВ, истица получила отказ со ссылкой на то, что предоставленные ею документы (копия свидетельства о смерти сына, удостоверения о праве на льготы для родителей и жен погибших военнослужащих, выданное Военным комиссариатом Тюменской области) предоставляют ей право получать ежемесячную денежную выплату (далее - ЕДВ) в соответствии с п. 3 ст. 21 ФЗ "О ветеранах" как относящейся к категории "члены семей военнослужащих погибших при исполнении обязанностей военной службы", права на получение ЕДВ в размере, предусмотренном для ветеранов ВОВ у нее не имеется (л.д.25-26,27-28).
Суд считает отказ ответчика незаконным, в связи с тем, что с 04.04.2007 года (дата провозглашения Определения Конституционного Суда РФ N331-О-П в силу) у истицы появилось право получать ежемесячную денежную выплату в размере, предусмотренном для ветеранов ВОВ, так как это право возникло и было реализовано истицей до 01.01.2005 г.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27.03.2007 года N181 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2007 года базовой части трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2007 года размера страховой части трудовой пенсии" с 1 апреля 2007 года проведена индексация размеров ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) отдельным категориям граждан, предусмотренных Федеральным законом от 22.08.2004 N122-ФЗ. Индексация осуществлялась путем увеличения размера ЕДВ, установленного на 1 апреля 2006 года, на коэффициент индексации 1,075. В связи с чем, размер ежемесячных денежных выплат для участников Великой Отечественной войны с 01 апреля 2007 г. составил 1854,54 рублей.
В соответствии с Федеральным законом N18-ФЗ от 01.03.2008 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг" гражданам, имеющим право на государственную социальную помощь, с 1 апреля 2008 года размер ежемесячных денежных выплат для участников Великой Отечественной войны составил 2012 рублей.
В соответствии с Федеральным законом N110-ФЗ от 14.07.2008 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг" с 1 июля 2008 года размер ежемесячных денежных выплат для участников Великой Отечественной войны составил 2049 рублей.
Согласно Федерального закона N269-ФЗ от 22.12.2008 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан" размер ежемесячных денежных выплат для участников Великой Отечественной войны с 1 апреля 2009 года составил 2224 рубля.
В соответствии с Федеральным законом N213-ФЗ от 24.07.2009 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции. Размер ежемесячных денежных выплат с 1 апреля 2010 года в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2009 г. N308-ФЗ для участников ВОВ составил 2547,60 рублей.
На основании Федерального закона N357-ФЗ от 13.12.2010 г. "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" размер ежемесячных денежных выплат для участников Великой Отечественной войны с 1 апреля 2011 года составил 2713,19 рублей.
Согласно Федерального закона N371-ФЗ от 30.11.2011 г. "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" размер ежемесячных денежных выплат для участников Великой Отечественной войны с 1 апреля 2012 года составил 2875,98 рублей.
В отзыве на исковое заявление ответчик указывает на применение трехгодичного срока к требованию о взыскании выплат за прошлое время, при этом указывает на возможность взыскания в период с сентября 2009 года.
Истцами период взыскания заявлен с учетом требований ст.ст.195,196 Гражданского Кодекса Российской Федерации - с ДД.ММ.ГГГГ Поэтому суд считает возможным обязать ответчика установить и выплачивать ежемесячные денежные выплаты в размере, установленном для участников ВОВ, и взыскать ежемесячные денежные выплаты с ДД.ММ.ГГГГ
На основании ст.100 ГПК РФ исходя из сложности и продолжительности дела, объема оказанной помощи, требований разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истицы Ташлановой С.В. расходы на оплату услуг представителя в размере "данные изъяты". Несение расходов подтверждается договором об оказании юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, распиской от ДД.ММ.ГГГГ
Также в соответствии со ст.94 ГПК РФ суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истицы расходы по оформлению нотариальной доверенности в размере "данные изъяты" и в соответствии со ст.98 ГПК РФ расходы по уплате госпошлины в размере "данные изъяты".
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.3, 12, 56, 67, 94, 98, 100, 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Ташлановой С.В. удовлетворить частично.
Признать отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тюмени Тюменской области в назначении Ташлановой С.В. ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тюмени Тюменской области установить и выплачивать Ташлановой С.В. ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тюмени Тюменской области произвести перерасчет недоплаченных денежных сумм ежемесячной денежной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тюмени Тюменской области в пользу Ташлановой С.В. расходы по уплате госпошлины в размере "данные изъяты", расходы на оплату услуг нотариуса в размере "данные изъяты", расходы на оплату услуг представителя в размере "данные изъяты".
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Тюмени в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 06 ноября 2012 года.
Судья: А.А. Слюсарев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.