Добринский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи
Грищенко С.А.
при секретаре
Ивахнюк Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Добринского района Липецкой области к администрации Добринского муниципального района Липецкой области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Добринского района Липецкой области обратился с заявлением в защиту законных прав и интересов Андрусова П.А. к администрации Добринского муниципального района Липецкой области о предоставлении жилого помещения, указывая на то, что в прокуратуру Добринского района Липецкой области с заявлением о защите жилищных прав обратился Андрусов П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В ходе проведения проверки заявления установлено, что родители Андрусова П.А. : мать, - Андрусова Н.Б. и отец -Андрусов А.В. лишены родительских прав. Опекуном над несовершеннолетним была назначена Андрусова З.П. в ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ Андрусов П.А. обучался в ..., обучение в котором не закончил. В настоящее время работает у ИП в "адрес". Андрусов П.А. проживает на съемной квартире. Андрусов П.А. поставлен на учет в администрации Добринского муниципального района и включен в список лиц на получение жилья во внеочередном порядке. Жилье в соответствии с социальными нормами администрацией района Андрусову П.А. не предоставлено. Просит суд обязать администрацию Добринского муниципального района Липецкой области предоставить Андрусову П.А. благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке за счет субвенций из бюджета Липецкой области.
В судебном заседании помощник прокурора Добринского района ФИО8 заявление поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в нем и просила обязать администрацию Добринского муниципального района Липецкой области предоставить Андрусову П.А. благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке за счет субвенций из бюджета Липецкой области.
Истец, Андрусов П.А., пояснил, что его родители были лишены родительских прав. Опекуном в отношении него была признана его бабушка Андрусова З.П., по месту жительства которой он зарегистрирован. Жилого помещения на праве собственности он не имеет. Жилой дом по месту его регистрации принадлежит его бабушке. В ДД.ММ.ГГГГ он окончил Добринскую среднюю школу N "адрес" и поступил в высшее учебное заведение, но не окончил его. Военную службу в рядах РФ не проходил, поскольку был признан ограниченно годным. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика, администрации Добринского муниципального района ФИО9, исковые требования признал, пояснив, что Андрусов П.А. стоит на учете лиц(детей -сирот), нуждающихся в обеспечении жилым помещением, однако в виду малого финансирования своевременного обеспечить его жильем не представляется возможным.
Представитель третьего лица, администрации Липецкой области в судебное заседание не явился. О дне рассмотрении дела извещены своевременно, надлежащим образом.
Представитель третьего лица органа опеки и попечительства администрации Добринского района Липецкой области, действующая на основании доверенности ФИО10, против удовлетворения исковых требований не возражала.
Суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствии не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, который принимается судом, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 173 ч. 3 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Выслушав объяснения истца, прокурора, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд находит признание иска законным, принимает его и считает, что заявление и.о. прокурора Добринского района Липецкой области подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" прокурору предоставлено право на обращение в суд в защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п.2 ч.2, ч.5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в числе прочего лицам из числа детей-сирот при прекращении попечительств. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Вместе с тем, согласно ч.3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.
В силу ст. 1 ФЗ N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее ФЗ N 159) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которым отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Согласно абз. 2, 3 ч.1 ст. 8 Закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, находящиеся под попечительством, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В силу ст. 10.4 Закона Липецкой области от 30 декабря 2004г. N 166-ОЗ ( с последующими изменениями и дополнениями) "О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных учреждений и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется вне очереди жилое помещение по договору социального найма в порядке, установленном Законом Липецкой области "О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма".
В соответствии со ст. 6 Закона Липецкой области от 3 марта 2010г. N 354-ОЗ "О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой(попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" жилые помещения предоставляются лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, по месту жительства без учета членов семьи, исходя из даты и времени подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления жилых помещений.(п.1)
Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, предоставляются жилые помещения, в которых размер площади жилого помещения составляет от 32 до 40 квадратных метров на основании акта органа местного самоуправления.(п.2,4).
Исходя из положений ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение(жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В п. 2 ст. 15 ЖК РФ указано, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства)
Закон Липецкой области от 03.03.20101г. N 353-ОЗ наделил государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, органы местного самоуправления муниципальных районов области.
В силу п. 1, 4 ст. 5 вышеуказанного закона Липецкой области финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных полномочий, передаются органам местного самоуправления в виде субвенции.
Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации."
В силу ст. 135 Бюджетного кодекса РФ субвенции местным бюджетам для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации являются одной из форм межбюджетных трансфертов.
Согласно ст. 140 Бюджетного кодекса РФ распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.(п.5)
В судебном заседании установлено, что Андрусов П.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в прокуратуру Добринского района Липецкой области в защиту его интересов и жилищных прав.
В ходе проверки заявления Андрусова П.А., что установлено и судом, и не оспаривается ответчиком, истец Андрусов П.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996г. N 159-ФЗ.
На основании решений Добринского районного суда Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, родители Андрусова П.А.: Андрусова Н.Б. и Андрусов А.В. лишены родительских прав.
Постановлением главы администрации Добринского района от ДД.ММ.ГГГГ N над Андрусовым П.А. установлена опека, и опекуном назначена его бабушка Андрусова З.П.. За несовершеннолетним закреплено право пользования жилой площадью, Андрусовой З.П. в ее собственном доме по адресу "адрес".
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним информация о регистрации прав на недвижимое имущество в отношении Андрусова П.А. отсутствует.
Как следует из ответа МБОУ лицея N "адрес", Андрусов П.А., окончил Добринскую среднюю школу N "адрес"( в настоящее время филиал лицея N МБОУ ) ДД.ММ.ГГГГ.
Из военного билета в отношении Андрусова П.А. следует, что последний был освобожден от прохождения службы в армии РФ и зачислен в запас.
Из паспорта в отношении Андрусова П.А. следует, что он зарегистрирован по адресу "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы администрации Добринского района от ДД.ММ.ГГГГ N " О постановке на очередь получения жилья Андрусова П.А.", постановлено администрации с/п ... с/с поставить на очередь для получения жилья Андрусова П.А..
Андрусов П.А., включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, зарегистрированных в администрации Добринского района в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, под N.
При установленных обстоятельствах Андрусов П.А. имеет право на внеочередное получение жилого помещения по месту жительства, и обязанность по предоставлению которого лежит на ответчике.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Непосредственное обеспечение детей-сирот жилой площадью возлагается Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 года N 159-ФЗ именно на органы исполнительной власти по месту жительства детей.
Исходя из буквального содержания положений ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", разрешение требования и.о. прокурора о предоставлении истцу жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Довод ответчика об отсутствии финансирования на приобретение жилого помещения не может быть принят во внимание суда.
Таким образом, требование и.о. прокурора о предоставлении Андрусову П.А. жилого помещения во внеочередном порядке площадью по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления, подлежит удовлетворению.
Источником финансового обеспечения расходных обязательств ответчика является субвенция из бюджета Липецкой области в соответствии со ст. 5 Закона Липецкой области от 03.03.20101г. N 353-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 45,173,194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Добринского муниципального района Липецкой области предоставить Андрусову П.А. на состав семьи из одного человека во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления, за счёт средств бюджета администрации Липецкой области в виде субвенций из бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Добринский районный суд в течение месяца.
Судья С.А. Грищенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.