Добринский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи
Грищенко С.А.
при секретаре
Комаровой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Добринского района Липецкой области в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения ... сельский совет Добринского муниципального района Липецкой области об оспаривании бездействия, связанного с неосуществлением мер по обеспечению доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Добринского района Липецкой области обратился с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения ... сельский совет Добринского муниципального района Липецкой области об оспаривании бездействия, связанного с неосуществлением мер по обеспечению доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, указывая на то, что прокуратурой Добринского района Липецкой области проведена проверка исполнения требований Федерального Закона от 09.02.2009 года N 8-ФЗ " Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", который вступил в законную силу с 01.10.2010 года. Администрацией сельского поселения ... сельский совет Добринского муниципального района Липецкой области требования указанного закона в части размещения информации о деятельности органов местного самоуправления на официальном сайте в сети " Интернет" не исполняются. При открытии главной страницы сайта администрации с/п ... с/с Добринского муниципального района Липецкой области установлено, что на сайте имеется ... гиперссылок: " Главная", " Паспорт поселения", " Глава поселения", " Администрация", " Совет депутатов", " Контакты", " Новости", "Ссылки". Информация на указанном сайте размещена на русском языке. При переходе по гиперссылкам указанного сайта, на момент проверки, действующими являлись только гиперссылки " Главная" и " Новости". В нарушение Федерального Закона " Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности органов местного самоуправления на официальном сайте ответчика до настоящего времени не размещена. Бездействие администрации сельского поселения ... сельский совет Добринского муниципального района Липецкой области, связанное с неосуществлением мер по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления посредством сети " Интернет", препятствует исполнению требований федерального закона от 09.02.2009 года N 8-ФЗ, создает барьеры реализации гражданами своих прав на получение информации. Просит суд признать незаконным бездействие администрации сельского поселения ... сельский совет Добринского муниципального района Липецкой области, связанное с неосуществлением мер по обеспечению доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления. Обязать администрацию сельского поселения ... сельский совет Добринского муниципального района Липецкой области размещать информацию о деятельности администрации сельского поселения на своем официальном сайте; определить права и обязанности должностных лиц, ответственных за предоставление информации о деятельности органа местного самоуправления; обеспечить доступ на странице официального сайта в сети " Интернет" к информации о деятельности администрации сельского поселения, подлежащей размещению в сети " Интернет".
В судебном заседании помощник прокурора Добринского района ФИО4 заявление поддержала и просила признать бездействие администрации сельского поселения ... сельский совет Добринского муниципального района Липецкой области, связанное с неосуществлением мер по обеспечению доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления незаконным, обязав ответчика устранить, выявленные нарушения.
Представитель заинтересованного лица администрации сельского поселения ... сельский совет Добринского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился. О дне рассмотрении дела извещены своевременно, надлежащим образом. Обратились с заявлением, согласно которому требования заявителя признали, просили рассмотреть гражданское дело в их отсутствии.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, который принимается судом, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 173 ч. 3 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Выслушав объяснения заявителя, учитывая признание ответчиком, заявленных требований, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление прокурора Добринского района Липецкой области подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Как следует из положений ч.2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с ч.1 ст. 8 ФЗ " Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 года N 149-ФЗ, граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу положений ст. 38 Закона РФ " О средствах массовой информации" от 27.12.1991 года N 2124-1 граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
Статья 6 ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09.02.2009 года N 8-ФЗ, устанавливает способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, одним из которых является размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".
Частями 1 и 2 статьи 10 вышеуказанного Закона предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Статья 13 ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09.02.2009 года N 8-ФЗ определяет содержание информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети " Интернет", в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления, и включает:
- общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе:
а) наименование и структуру государственного органа, органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления;
б) сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;
в) перечень территориальных органов и представительств государственного органа за рубежом (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб указанных органов и представительств;
г) перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций;
д) сведения о руководителях государственного органа, его структурных подразделений, территориальных органов и представительств за рубежом (при наличии), руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них);
е) перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций;
ж) сведения о средствах массовой информации, учрежденных государственным органом, органом местного самоуправления (при наличии);
- информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
а) нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
б) тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;
в) информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
г) административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;
д) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;
е) порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов;
- информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления;
- информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
- информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;
- тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;
- статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления;
б) сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;
в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
а) порядок поступления граждан на государственную службу, муниципальную службу;
б) сведения о вакантных должностях государственной службы, имеющихся в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;
в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;
г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;
д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления;
е) перечень образовательных учреждений, подведомственных государственному органу, органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях;
- информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:
а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;
б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;
в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Государственные органы, органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в настоящей статьи и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети "Интернет" иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона.
Перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, согласно ст. 14 вышеуказанного закона, утверждается в порядке определяемым органом местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что официальный сайт сельского поселения в информационно-телекоммуникационной сети " Интернет" создан и его адрес ..., на котором имеются ссылки: " Главная", " Паспорт поселения", " Глава поселения", " Администрация", " Совет депутатов", " Контакты", " Новости". В свою очередь, при использовании Интернет-браузер "Opera", при введении в адресную строку доменного имени " ..." загружается главная страница сайта администрации с/п ... с/с. На сайте имеется ... гиперссылок: " Главная", " Паспорт поселения", " Глава поселения", " Администрация", " Совет депутатов", " Контакты", " Новости", "Ссылки". Информация на указанном сайте размещена на русском языке. При последовательном переходе по гиперссылкам указанного сайта, действующими являлись только гиперссылки " Главная" и " Новости".
В свою очередь, Решением совета депутатов с/п ... с/с Добринского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ N " О порядке организации доступа и осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления с/п ... с/с Добринского муниципального района Липецкой области" принято Положение " О порядке организации доступа и осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления с/п ... с/с Добринского муниципального района Липецкой области", согласно п.1.2 которому основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются: открытость и доступность информации, достоверность информации, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации любым законным способом, соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, где одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления определено- размещение информации в сети Интернет, в том числе на официальных сайтах( п.1.3 Положения). В приложении к настоящему Положению, определен перечень информации о деятельности органов местного самоуправления с/п, размещаемой в сети Интернет, периодичность размещения информации и срок ее обновления.
При установленных обстоятельствах, суд находит требования прокурора Добринского района законными и обоснованными.
Отсутствие информации на официальном сайте ответчика о его деятельности, ограничивает права неопределенного круга лиц на доступ и получение необходимой информации о деятельности администрации сельского поселения посредством сети " Интернет", приводит к прямому нарушению положений ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09.02.2009 года N 8-ФЗ.
При этом, в соответствии со ст. 1 Федерального закона " О противодействии коррупции" от 25.12.2008 года N 273-ФЗ, противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.( ст. 3 ФЗ " О противодействии коррупции" от 25.12.2008 года N 273-ФЗ)
Тем самым, не обеспечение ответчиком доступа к получению информации о своей деятельности приводит к нарушению основных принципов противодействия коррупции, что может привести к коррупционным рискам, ведущим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, и нарушению прав свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Поскольку проверка проводилась согласно справке ДД.ММ.ГГГГ, то трехмесячный срок на обращение в суд за защитой нарушенного права, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, соблюден.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Добринского района Липецкой области законны, обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку непринятие администрацией с/п ... с/с Добринского района Липецкой области мер по обеспечению доступа к получению информации о своей деятельности приводит к недостижению задач и неисполнению функций государства и местного самоуправления в сфере открытости деятельности органов власти, создает препятствия в реализации гражданами прав на получении любой оперативной информации о деятельности ответчика, при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Для восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц, суд полагает необходимым обязать администрацию сельского поселения ... сельсовет Добринского района Липецкой области устранить допущенные нарушения прав и свобод граждан по обеспечению доступа к информации деятельности органа местного самоуправления, обязав размещать информацию о деятельности администрации сельского поселения ... сельский совет Добринского района Липецкой области на официальном сайте; определить права и обязанности должностных лиц, ответственных за предоставление информации о деятельности органа местного самоуправления; обеспечить доступ на странице официального сайта в сети " Интернет" к информации, подлежащей размещению в сети " Интернет" о деятельности администрации сельского поселения ... сельсовет Добринского района Липецкой области.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения ... сельский совет Добринского муниципального района Липецкой области, связанное с неосуществлением мер по обеспечению доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления.
Обязать администрацию сельского поселения ... сельсовет Добринского района Липецкой области размещать информацию о деятельности администрации сельского поселения ... сельский совет Добринского района Липецкой области на официальном сайте; определить права и обязанности должностных лиц, ответственных за предоставление информации о деятельности органа местного самоуправления; обеспечить доступ на странице официального сайта в сети " Интернет" к информации, подлежащей размещению в сети " Интернет" о деятельности администрации сельского поселения ... сельсовет Добринского района Липецкой области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Добринский районный суд в течение месяца.
Судья С.А. Грищенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.