Липецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Панченко Т.В.
при секретаре Ретунской Ю.Н.,
с участием помощника прокурора Липецкого муниципального района Липецкой области Ширяевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Казакова М.В., Пастухова К.С. и Полякова М.А. об отмене регистрации кандидата на должность главы Липецкого муниципального района Липецкой области Коростелева А.А. и признании несоответствующей законодательству о выборах деятельности Редакции "Липецкая газета", Телерадиокомпании "Липецкое время" и Муниципального автономного учреждения "Редакция районной газеты "Сельская нива",
УСТАНОВИЛ:
Казаков М.В., Пастухов К.С. и Поляков М.А. обратились в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата на должность главы Липецкого муниципального района Липецкой области Коростелева А.А. и признании несоответствующей законодательству о выборах деятельности Редакции "Липецкая газета", Телерадиокомпании "Липецкое время" и Муниципального автономного учреждения "Редакция районной газеты "Сельская нива", мотивируя тем, что они являются кандидатами на должность главы Липецкого муниципального района Липецкой области, 23.08.2012г. действующий глава Липецкого муниципального района Коростелев А.А. ТИК Липецкого района был зарегистрирован в качестве кандидата на должность главы этого района на выборы, назначенные на 14.10.2012г. При этом имеются основания к отмене регистрации кандидата Коростелева А.А. Так, кандидатом Коростелевым А.А. не выполнены требования п. 2 ст. 32 Закона Липецкой области от 02.06.2006г. N 299-ОЗ "О выборах глав муниципальных образований в Липецкой области" о том, что зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию муниципального образования заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации. Кандидат Коростелев А.А. продолжает исполнять должностные полномочия главы Липецкого муниципального района. Также он неоднократно использовал преимущества своего должностного положения для проведения незаконной агитации в свою пользу, что является основанием для отмены регистрации (п/п "в" п. 7 ст. 76, п/п "л" п. 24 ст. 38 ФЗ N 67-ФЗ от 12.06.2002г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ"). 06.09.2012г. "Липецкая газета" опубликовала агитационную статью о том, как глава Липецкого района Коростелев А.А. в с. Вербилово на торжественной церемонии вручения ключей от квартир поздравил ФИО9 и ФИО10 с получением отдельных квартир каждому. 11.09.2012г. газета Липецкого района "Сельская нива" в номере 109 опубликовала сообщение о том, что глава района Коростелев А.А. в торжественной обстановке публично вручил ключи от однокомнатной квартиры ФИО25, одновременно вручил ей подарок - электрочайник, что следует расценивать как подкуп избирателей. 18.09.2012г. газета "Сельская нива" в номере 112 опубликовала агитационный материал, как Коростелев А.А. вручал ключи от квартиры ФИО11 в "адрес". Кроме того, проводилась предвыборная агитация на публичных мероприятиях, куда не имели доступа остальные кандидаты, которые не были ни приглашены, ни информированы, чем нарушена ст. 31 Закона Липецкой области N 299-ОЗ (равенство кандидатов). Агитационные материалы опубликованы в бумажных и электронных СМИ. Редакции "Липецкой газеты", газеты "Сельская нива", телерадиокомпания "Липецкое время" содействовали созданию положительного образа кандидата А.А.Коростелева неоднократно и бесплатно, т.е. задействован административный ресурс, нарушено законодательство о выборах. Телерадиокомпания "Липецкое время" 05.09.2012г. опубликовала агитационное мероприятие, главным действующим лицом которого был кандидат Коростелев А.А., произносивший речи. Подчиненные главы Липецкого района в рабочее время на служебном автотранспорте без оплаты из избирательного фонда разъезжают по району и прямо агитируют за избрание Коростелева А.А. на должность главы Липецкого района. Так, в общественном магазине "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ около 13 час. 30 мин. состоялся разговор между двумя сотрудницами администрации Липецкого муниципального района, приехавшими на автомобиле администрации Липецкого района "данные изъяты" регистрационный номер N, которая закреплена за заместителем главы ФИО8 Сначала они представились независимыми экспертами, осуществляющими соцопрос по выборам главы района 14.10.2012г., а затем стали призывать голосовать только за действующего главу района Коростелева А.А. и чтобы все знакомые людей поддержали его кандидатуру. Такая агитация является незаконной, нарушаются условия предвыборной агитации. Кандидат Коростелев А.А. совершил преступление, предусмотренное ст. 315 УК РФ - злостное неисполнение решения Липецкого районного суда N от ДД.ММ.ГГГГ, которым администрация Липецкого района была обязана провести капитальный ремонт "данные изъяты" до ДД.ММ.ГГГГ, определением Липецкого районного суда Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ констатировано неисполнение главой администрации района указанного решения суда. Основанием для отмены судом регистрации кандидата является установление фактов подкупа избирателей. Подкупом избирателя является публичное вручение подарка - электрочайника избирателю ФИО25 Факты подкупа избирателей имели место во всех случаях предоставления квартир, на торжественных церемониях по случаю выделения которых участвовал глава района Коростелев А.А. А именно, квартиры предоставлены лицам, которые не состоят в очереди на получение квартир либо их очередь еще не подошла. Например, ФИО25 в списке очередников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в целях предоставления жилых помещений в администрации Липецкого района на ДД.ММ.ГГГГ, не значится. Избиратель ФИО9 имеет очередь N, ФИО10 - N, ФИО11 - N. Глава Липецкого района Коростелев А.А. подлежит немедленной отставке за невыполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по вопросам местного значения (ст. 74.1. Закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"). Таким образом, в действиях главы Липецкого муниципального района Коростелева А.А., зарегистрированного кандидата на эту должность, имеется состав правонарушений: неоднократное использование преимуществ своего должностного или служебного положения, факты подкупа избирателей; незаконная агитация, не освободился от выполнения должностных или служебных обязанностей. В связи с чем, просили отменить регистрацию кандидата на должность главы Липецкого муниципального района на выборах 14.10.2012г. Коростелева А.А. и признать не соответствующей законодательству о выборах деятельность средств массовой информации - "Липецкая газета", "Сельская нива", телерадиокомпании "Липецкое время" по созданию положительного образа кандидата Коростелева А.А. в публичных мероприятиях по выдаче ключей от квартир гражданам, очередь которых "подошла".
В судебном заседании заявитель Казаков М.В. и его представители Мартынович Г.Ф., Огнев А.В., заявитель Поляков М.А. и его представитель Булычев В.В. заявление об отмене регистрации кандидата на должность главы Липецкого муниципального района Липецкой области Коростелева А.А. и признании несоответствующей законодательству о выборах деятельности средств массовой информации поддержали, ссылаясь на указанные в нем доводы. При этом, также указывали на то, что глава муниципального района находится на муниципальной службе и должен был уйти в отпуск после его регистрации в качестве кандидата на должность главы района, Коростелев А.А. использовал свое должностное положение при проведении агитации, вручая ключи от квартир детям-сиротам, т.к. данное жилье приобреталось на средства областного бюджета, и предоставлялось во исполнение решений судов о предоставлении данным лицам жилья, заслуги главы района Коростелева А.А. в этом не было, но было использовано им для создания своего положительного образа, для незаконной агитации он использовал СМИ, которые подчиняются действующей власти. При этом, СМИ преподносят избирателям ложную информацию, по сути идет фальсификация обстоятельств. Федеральный закон N 67-ФЗ (ст. 40) содержит запрет на участие в предвыборной компании тем кандидатам, которые находясь на муниципальной службе, не освободились от выполнения своих полномочий. Законодательство Липецкой области об отсутствии такого запрета для глав районов противоречит федеральному законодательству и не подлежит применению судом согласно положениям Конституции РФ. Суд должен применить положения Федерального Закона N 67-ФЗ. Статья 71 Бюджетного Кодекса РФ предписывает, что глава администрации района обязан подготавливать и вносить в райсовет проект бюджета на следующий год. В материалах дела имеются списки очередников детей-сирот, имеющих право на предоставление жилья с 2000г. Но в течение всех лет руководство района, а именно глава Коростелев А.А., не выполнял требования ст. 71 БК РФ, не подготавливал и не представлял в райсовет проект бюджета, в котором была бы строка, предусматривающая расходы на приобретение жилья для детей-сирот, что свидетельствует об уклонении главы Коростелева А.А. от решения вопросов местного значения в течение более 3 месяцев, и влечет удаление главы в отставку по инициативе райсовета или губернатора.
В судебное заседание заявитель Пастухов К.С. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Заинтересованное лицо - кандидат на должность главы Липецкого муниципального района Коростелев А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. Его представители адвокат Фурсова Т.И. и доверенное лицо Куреева В.А. в судебном заседании против требований заявителей возражали, ссылаясь на то, что кандидат Коростелев А.А. замещает выборную должность главы района и не относиться к лицам, находящимся на муниципальной службе. Федеральный закон N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ" определяет понятие муниципальной службы. Закон Липецкой области N 299-ОЗ содержит ограничение для кандидатов, замещающих выборные муниципальный должности, использовать свое должностное и служебное положение, но не требует освобождения от выполнения должностных и служебных обязанностей в период избирательной компании. В связи с чем, глава района Коростелев А.А. не должен был уходить в отпуск после его регистрации в качестве кандидата на должность главы района на выборах 14.10.2012г., и он продолжает осуществлять свои полномочия. Во всех публикациях и видеоматериале СМИ не имеется агитации кандидата Коростелева А.А. 10.09.2012г. в рамках служебной деятельности работником администрации Липецкого района с участием привлеченного лица проводился опрос жителей Липецкого района, в том числе "адрес", по поводу предстоящих выборов главы района 14.10.2012г., никакой агитации с их стороны за кандидата Коростелева А.А. не было. Приговора суда о признании Коростелева А.А. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ, не имеется, а оценку деятельности главы района суд в рамках настоящего дела давать не вправе. На торжественных мероприятиях вручались подарки не избирателям, а детям-сиротам и двум ветеранам, которым было предоставлено жилье, данные подарки являлись спонсорской помощью, все кто получил подарки расписывались в ведомости, никакого подкупа избирателей не было, вручая ключи гражданам глава района Коростелев А.А. исполнял свои обязанности, а не действовал как кандидат на должность главы района, на всех мероприятиях, в публикациях и репортаже СМИ никакой речи о предстоящих выборах главы Липецкого района 14.10.2012г., а также о том, что Коростелев А.А. является кандидатом на должность главы района, не было.
В судебном заседании председатель ТИК Липецкого района Родионова Н.В. против требований заявителей также возражала, ссылаясь на то, что законодательство о выборах для выборных должностных лиц содержит только запрет использовать свое служебное или должностное положение при проведении агитации, глава района занимает выборную должность и не относится к лицам, находящимся на муниципальной службе, его правовое положение регламентируется Законом Липецкой области "О социальных гарантиях выборных должностных лиц в Липецкой области", в ТИК Липецкого района поступала жалоба кандидата Казакова М.В. по поводу агитации за Коростелева А.А. работниками администрации в д. Бруслановка, по данному факту проводилась проверка, факт проведения агитации не подтвердился. Площадь для агитационных материалов кандидатов на должность главы района предоставляет только Редакция районной газеты "Сельская нива".
Представитель заинтересованного лица Редакции "Липецкая газета" Бамбурова Л.И. в судебном заседании против требования заявителей возражала, ссылаясь на то, что СМИ осуществляют свою деятельность свободно и сами выбирают темы для публикаций, имеют право высказывать свое собственное мнение, все материалы, связанные с выборами, публикуются в рамках блока "Выборы", материал по поводу торжественной церемонии вручения ключей в "адрес" в "Липецкой газете" от 06.09.2012г. был опубликован до начала агитационного периода, данный материал и материал "Свет в окнах" в "Липецкой газете" от 21.09.2012г. не содержат признаков агитации, опубликованы вне блока "Выборы", и носят информационный характер, в данных статьях население информировалось о событиях, где речь идет не о действиях главы района Коростелева А.А., а о выделении гражданам квартир и вручении им ключей, глава района действовал в рамках своих полномочий, в данных статьях нет упоминаний о выборах главы Липецкого района 14.10.2012г. и том, что Коростелев А.А. является кандидатом на должность главы этого района. "Липецкая газета" является областным изданием и не обязано предоставлять печатную площадь для агитации кандидатам на муниципальных выборах, решение о предоставлении печатной площади на платной основе "Липецкая газета" не принимала и ТИК не уведомляла, с заявлениями о предоставлении печатной площади в газете на платной основе никто из кандидатов на должность главы Липецкого района не обращался. Материал, опубликованный в газете от 21.09.2012г., был запланирован заранее в рубрике "Чистый четверг" еще до начала агитационного периода.
Представитель заинтересованного лица Телерадиокомпании "Липецкое время" Калугина Н.А. в судебном заседании против требований заявителя возражала, ссылаясь на то, что сюжет, вышедший в эфир 05.09.2012г. в программе "Новости", носит чисто информационный характер и не содержит никакой агитации, тема выборов в данном сюжете вообще не поднималась, никто из кандидатов на должность главы Липецкого района в телерадиокомпанию по поводу размещения материалов не обращался.
Представитель заинтересованного лица МАУ "Редакция районной газеты "Сельская нива" Ширков М.П. в судебном заседании требования заявителей не признал, указав, что Редакция газеты освещает на своих страницах все значимые события с участием представителей законодательной и исполнительной власти района, материал о вручении ключей от квартиры в "адрес" сироте ФИО25 главой района Коростелевым А.А., опубликованный в газете "Сельская нива" 11.09.2012г. N 109, не имеет признаков агитации за Коростелева А.А. и опубликован до начала агитационного периода в СМИ. Как ключи, так и подарок "данные изъяты") ФИО25 Коростелев А.А. вручал не от себя лично, а от администрации района. На дне села "адрес" (материал под заголовком "Праздник для всех", опубликованный в "Сельской ниве" 18.09.2012г. N 112) присутствовал действующий глава района Коростелев А.А. и вручил ключи от квартиры сироте ФИО11 согласно плану администрации района по обеспечению сирот квартирами. В данных публикациях не указано, что Коростелев А.А. является кандидатом на должность главы района, они носят информационный характер. В номере газеты от 18.09.2012г. имеются также и статьи в блоке "Выборы". Газета свободна в выборе тем для публикации, а также предоставляет для агитационных материалов печатную площадь бесплатно и на платной основе, для этого имеется рубрика "Выборы-2012", между кандидатами на должность главы Липецкого района была проведена жеребьевка по датам публикации их агитационных материалов в газете, с кандидатами заключены договора на предоставление бесплатной печатной площади и осуществляется публикация их материалов в соответствующей очередности. Кандидат Коростелев А.А. опубликовал свой агитационный материал согласно жеребьевки в номере от 27.09.2012г.
Выслушав стороны и их представителей, допросив свидетелей, изучив представленные письменные доказательства, просмотрев видеоматериал, заслушав заключение помощника прокурора Ширяевой А.В., полагавшей, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.3 Конституции Российской Федерации - свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа; граждане РФ участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избрать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ); -эти права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве, признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. I ст.1; ч. 1 ст. 2; ч. 1 ст. 17 Конституции РФ).
Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 25), каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в государственных делах как непосредственно, так и через свободно избранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании.
Названные принципы избирательного права, закрепленные в Конституции РФ и международных нормах, являются составной частью правой системы РФ, признаются и гарантируются РФ в качестве конституционных прав и свобод.
В соответствии с ч. 7 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" N 67-ФЗ от 12.06.2002года регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:
а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;
б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;
в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;
д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона;
е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 настоящего Федерального закона;
ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте "г" пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет") призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;
з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.
Статья 32 Закона Липецкой области N 299-ОЗ от 02.06.2006г. "О выборах глав муниципальных образований в Липецкой области" предусматривает, что:
Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию муниципального образования заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации.
Статья 40 Федерального закона N 67-ФЗ содержит аналогичные положения, а именно:
Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения (п.1). Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей (п. 2).
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона Липецкой области N 299-ОЗ и ч. 5 ст. 40 ФЗ N 67-ФЗ под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается:
1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов и (или) избранию кандидатов;
2) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов и (или) избранию кандидатов, если иным кандидатам не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
3) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда;
4) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов и (или) избранию кандидатов. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;
5) сбор подписей избирателей, ведение предвыборной агитации лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами муниципальных образований, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, входе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей, организации) командировок;
6) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, если иным кандидатам для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Законом;
7) агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
8) обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
В соответствии со ст. 45 Федерального закона N 67-ФЗ и ст. 36 Закона Липецкой области N 299-ОЗ деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, по информированию избирателей, участников референдума осуществляется свободно. В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, деятельности, связанной с проведением референдума, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений.
Согласно ст. 48 Федерального закона N 67-ФЗ и ст. 39 Закона Липецкой области N 299-ОЗ граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.
Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в подпункте "а" пункта 2 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 2 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.
Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования (ст. 49 ФЗ N 67-ФЗ и ст. 40 Закона Липецкой области N 299-ОЗ).
В соответствии со ст. 50 ФЗ N 67-ФЗ государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации соответственно зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, в том числе для представления избирателям предвыборных программ, а инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума - равные условия проведения агитации по вопросам референдума в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иным законом. Эфирное время на каналах указанных организаций телерадиовещания и печатная площадь в указанных периодических печатных изданиях предоставляются зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума за плату, а в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, также безвозмездно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь).
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п. 34) судам необходимо разграничивать деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, по информированию избирателей, участников референдума от использования средств массовой информации для предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.
В отличие от агитации информирование не имеет цели побудить голосовать за определенных кандидатов, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос.
Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, не лишены права высказывать свое мнение, давать комментарии по поводу проведения избирательной кампании, кампании референдума, но только за пределами информационных блоков.
Оценивая действительный характер сообщений о предвыборных мероприятиях, мероприятиях, связанных с референдумом, надлежит выяснять совокупность всех факторов, характеризующих степень распространения и воздействия на избирателей, участников референдума информационного материала или сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с проведением референдума. В частности, следует учитывать вид средства массовой информации, род теле- или радиопрограммы (информационная, информационно-аналитическая, общественно-политическая, авторская и т.п.), форму изложения материала и его характер (нейтральный, позитивный или негативный), уровень информативности, содержание выступления (сообщения) лиц, представляющих избирательное объединение, и лиц, приглашенных на предвыборное мероприятие.
Порядок информационного обеспечения выборов может быть признан нарушенным организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации, представителями средств массовой информации в случаях несоблюдения требований законодательства об объективности, достоверности содержания информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации, о равенстве кандидатов, избирательных объединений, в том числе при распределении в информационных блоках времени освещения предвыборной деятельности избирательных объединений, кандидатов, инициативных групп по проведению референдума либо в случаях совершения представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, умышленных действий, непосредственно направленных на агитацию, побуждающую голосовать за определенных кандидатов, избирательные объединения или против него, против них (пункт 2.1 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Судом установлено, что Решением Совета депутатов Липецкого муниципального района Липецкой области от 19.07.2012г. N 371 на 14.10.2012г. назначены выборы главы Липецкого муниципального района Липецкой области.
23.08.2012г. ТИК Липецкого района Липецкой области кандидатом на должность главы Липецкого муниципального района Липецкой области зарегистрирован Коростелев А.А.
Из представленных кандидатом Коростелевым А.А. документов в ТИК Липецкого района следует, что он является главой Липецкого муниципального района Липецкой области и избран на выборах 02.12.2007г.
Из объяснений представителей Коростелева А.А. и председателя ТИК Липецкого района установлено Коростелев А.А. после регистрации его в качестве кандидата на должность главы Липецкого района продолжает исполнять свои служебные обязанности в качестве действующего главы Липецкого района.
В качестве кандидатов на должность главы Липецкого района ТИК Липецкого района зарегистрированы также Пастухов К.С. (решение от 23.08.2012г. N 30/266), Поляков М.А. (решение от 17.08.2012г. N 29/263), Казаков М.В. (решение от 23.08.2012г. N 30/268).
Исходя из положений действующего законодательства, суд приходит к выводу, что поскольку глава Липецкого района Коростелев А.А. замещает выборную муниципальную должность на него не распространяются требования об освобождении на время его участия в выборах от выполнения должностных или служебных обязанностей.
Так, Федеральным законом от 02.03.2007г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определено понятие муниципальной службы как профессиональной деятельности граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (ст. 2).
При этом, данным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (т.е. лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими (ст. 1 Закона).
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации (ст. 6 тог же Закона).
Законом Липецкой области от 02.07.2007г. N 67-ОЗ утвержден перечень должностей муниципальной службы Липецкой области, данный перечень не содержит должности главы муниципального района (как и главы администрации района).
Законом Липецкой области от 30.12.2005г. N 257-ОЗ "О социальных гарантиях выборных должностных лиц местного самоуправления Липецкой области" определены виды и объем предоставляемых социальных гарантий выборным должностным лицам местного самоуправления (главам муниципальных образований, председателям Советов), а также урегулированы иные вопросы обеспечения их деятельности.
Статья 40 Федерального Закона N 67-ФЗ и ст. 32 Закона Липецкой области N 299-ОЗ также разделяют кандидатов на кандидатов, замещающих государственные или выборные муниципальные должности, и кандидатов, находящихся на государственной или муниципальной службе. При этом, согласно данным статьям на время участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей только зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе.
Довод заявителей о том, что законодательство Липецкой области не подлежит применению, т.к. противоречит федеральному законодательству, суд считает несостоятельным, поскольку именно Федеральным Законом 02.03.2007г. N 25-ФЗ определено, что выборные должностные лица местного самоуправления не являются муниципальными служащими, реестр должностей такой службы утверждается законом субъекта РФ, Федеральный Закон N 67-ФЗ выделяет кандидатов, замещающих выборные муниципальные должности, а положения статьи 32 Закона Липецкой области N 299-ОЗ полностью соответствуют положениям Федерального Закона N 67-ФЗ.
Довод заявителей об использовании кандидатом Коростелевым А.А. преимуществ должностного или служебного положения в ходе рассмотрения дела своего подтверждения не нашел.
В соответствии со ст. 49 ФЗ N 67-ФЗ агитационный период в СМИ по выборам главы Липецкого района 14.10.2012г. начинается 15.09.2012г.
Муниципальным периодическим печатным изданием в Липецком районе Липецкой области является газета "Сельская нива", которая предоставляет печатную площадь для опубликования агитационных предвыборных материалов кандидатов на должность главы Липецкого района.
13.09.2012г. была проведена жеребьевка по определению дат публикации бесплатных и платных агитационных материалов среди зарегистрированных кандидатов на должность главы Липецкого района, даты публикаций материалов кандидата Коростелева А.А. определены 27.09. и 06.10.
Из представленных суду номеров газеты "Сельская нива" от 11.09.2012г., 18.09.2012г. и 22.09.2012г. следует, что в данной газете имеется рубрика "Выборы - 2012".
Судом установлено, что в номере 109 (7421) газеты "Сельская нива" от 11.09.2012г. на первой странице опубликована статья "Реальное чудо", в которой сообщалось, что глава района Коростелев А.А. 07.09.2012г. в торжественной обстановке вручил ключи от квартиры ФИО25 в "адрес" в рамках исполнения областного закона по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО25 вместе с ключами получила в подарок от администрации района электрочайник.
В номере 112 (7424) газеты "Сельская нива" от 18.09.2012г. на первой и второй страницах опубликована статья "Праздник для всех", в которой сообщалось о празднике - День села "адрес", на данном празднике выступал в том числе и глава района Коростелев А.А., который поздравил всех с праздником, затем он вручил ключи от квартиры ФИО11, который с двухлетнего возраста остался без родителей.
Судом также установлено, что на территории Липецкой области распространяется печатное СМИ "Липецкая газета", учредителями которого являются Управление по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области, Липецкий областной Совет депутатов, ОБУ "Издательский дом "Липецкая газета". Данная газета информирует население об экономической, социальной, культурной, общественно-политической жизни области, о деятельности представительных и исполнительных органов власти.
В номере 171 (24299) "Липецкой газеты" от 06.09.2012г. на первой странице опубликована статья под названием "Новоселье по-вербиловски", в которой сообщалось о том, что ФИО9 и ФИО10 получили квартиры в рамках исполнения областного закона об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на тожественную церемонию вручения ключей приехал глава района Коростелев А.А., который поздравил новоселов.
В номере 182 (24310) "Липецкой газеты" от 21.09.2012г. на второй странице опубликована статья под названием "Свет в окнах", в которой сообщалось о том, что глава района Коростелев А.А. вручил ветерану ВОВ ФИО21 ключи от нового дома в "адрес", ФИО21 и его супруга получили в подарок еще и теплые одеяла, постельные принадлежности и путевку в "санаторий на дому" сроком на 18 дней.
Указанные газетные публикации судом не могут быть расценены как агитационные, так как их текст не содержит прямого или косвенного упоминания о предстоящих выборах главы Липецкого района 14.10.2012г. и участия в указанных выборах в качестве кандидата на эту должность Коростелева А.А., данные статьи опубликованы не в рамках блока "Выборы-2012", который имеется, в частности, в тех же номерах газеты "Сельская нива".
Из материалов дела судом установлено, что на территории Липецкой области вещает СМИ - телеканал "Липецкое время", учредителями которого являются Управление по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области, Липецкий областной Совет депутатов, ОБУ "Телевизионная и радиовещательная компания "Липецкое время".
В эфире телеканала "Липецкое время" 05.09.2012г. в 19 час. 00 мин., 20 час. 45 мин., а также 06.09.2012г. в 06 час. 30 мин. и 13 час. 15 мин. был показан материал о вручении ключей от квартир сиротам ФИО9 и ФИО10, глава района Коростелев А.А. в данном материале говорил о ситуации по обеспечению детей-сирот благоустроенным жильем.
Данный материал был показан в рамках программы "Новости", что подтверждается видеозаписью данного материала, программой телепередач, и не содержал никакого упоминания о выборах главы Липецкого района 14.10.2012г., в связи с чем, не содержит признаков агитационного.
Таким образом, учитывая характер и форму изложения вышеуказанных материалов, суд приходит к выводу, что все эти публикации и видеоматериал не имели цели склонить мнение избирателей в определенную сторону и обеспечить их поддержку на предстоящих выборах, а носили чисто информационный характер.
Более того, публикации в газете "Сельская нива" от 11.09.2012г., в "Липецкой газете" от 06.09.2012г. и видеоматериал 05 и 06 сентября 2012г. имели место до начала агитационного периода в СМИ.
Редакция районной газеты "Сельская нива", Редакция "Липецкая газета" и Телерадиокомпания "Липецкое время" действовали в рамках действующего законодательства и их деятельность не была направлена на создание положительного отношения к кандидату Коростелеву А.А., при этом во всех материалах СМИ не упоминалось о том, что предоставление квартир гражданам является заслугой главы района или администрации района.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в магазине д. "адрес" сотрудником администрации Липецкого района ФИО23 и сотрудником Г(О)БУ "Центр развития добровольчества" ФИО22 проводился соцопрос жителей "адрес" по поводу выборов главы района 14.10.2012г., для проведения опроса был использован автомобиль "данные изъяты" госномер N который закреплен за заместителем главы района и числится на балансе "данные изъяты".
Свидетель ФИО22 в судебном заседании показала, что она является специалистом Г(О)БУ "Центр развития добровольчества" в "адрес", ДД.ММ.ГГГГ она совместно с работником администрации Липецкого района ФИО23 проводила опрос жителей с. Сенцово, с. Косыревка, д. Бруслановка по поводу того, знают ли они, что 14.10.2012г. состоятся выборы главы Липецкого района, у них была анкета с вопросами, знают ли граждане, что 14.10.2012г. состояться выборы, пойдут ли они на выборы, за кандидатов от какой партии они бы проголосовали сейчас, какой вопрос сейчас для них наиболее актуальный и как данный вопрос должен решить вновь избранный глава района. Они не говорили о конкретных кандидатах на должность главы района, она даже не знает о том, кто является кандидатом, в анкете были перечислены лишь партии. Они не агитировали голосовать за Коростелева А.А., в магазине д. Бруслановка они опросили только двух продавцов, в подчинении главы Липецкого района она не находится.
Свидетель ФИО23 в судебном заседании показала, что она работает в отделе организационно-контрольной и кадровой работы администрации Липецкого муниципального района, в функции которого входит проведении соцопросов граждан, начальник ее отдела поручила ей провести опрос по поводу выборов главы района, она вместе с работницей Центра добровольчества ФИО22 ДД.ММ.ГГГГ проводила опрос жителей Липецкого района, в том числе "адрес", у них была анкета, по которой они опрашивали граждан, знают ли они о выборах главы района 14.10.2012г., пойдут ли на выборы, за кандидата какой партии они будут голосовать, в магазине "адрес" они опросили двух продавцов, за действующего главу Коростелева А.А. они не агитировали, им это запрещено, ни Коростелев А.А., ни ее начальник отдела не поручали ей провести агитацию за него при проведении опроса жителей.
Из представленной свидетелями анкеты следует, что она содержит 5 вопросов: 1 - знаете ли Вы, что 14.10.2012г. состоятся выборы главы района?; 2 - пойдете ли Вы на выборы?; 3 - за кандидата от какой партии Вы бы проголосовали сейчас (варианты - Единая Россия, Справедливая Россия, КПРФ, ЛДПР, Правое дело, не определился)?; 4 - Какой вопрос жизнеобеспечения для Вас в настоящее время является наиболее актуальным?; 5 - Как Вы считаете, какой вопрос (проблему) в первую очередь должен решить вновь избранный Глава района?
Как следует из материалов дела, зарегистрированный кандидат на должность главы Липецкого района Казаков М.В. обращался с жалобой (заявлением) в ТИК Липецкого района и в прокуратуру Липецкого района по поводу незаконной агитации сотрудницами администрации Липецкого района за действующего главу Коростелева А.А. По данному заявлению и жалобе проводились проверки, фактов нарушения избирательного законодательства выявлено не было.
Из объяснений продавцов "адрес" установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в магазин зашли две женщины и представились сотрудниками администрации Липецкого района, никакого призыва голосовать за действующего главу Липецкого района Коростелева А.А., никакой агитации не было ни в магазине, ни около магазина, они выясняли, знают ли жители о выборах, пойдут ли голосовать, конкретных кандидатов не называли.
Согласно Положения об отделе организационно-контрольной и кадровой службы администрации Липецкого района (где работает ФИО23) в функции отдела входит изучение и анализ социальной обстановки в населенных пунктах района, по запрашиваемым отделом информационно-статистическим и другим материалам (п. 3.2.), одной из задач отдела является организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, выборов других уровней, проводимых на территории района (п. 2.9.), отдел имеет право привлекать к работе по подготовке информационного материала специалистов предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (п. 4.2.).
Из утвержденного плана работы данного отдела на 2012г. следует, что в течение всего года запланировано проведение социологических опросов среди населения района во время выборных кампаний (п. 20).
Таким образом, судом не установлено, что Коростелев А.А. привлекал подчиненных ему лиц к осуществлению в рабочее время деятельности, способствующей его избранию на выборах 14.10.2012г.
Ссылку заявителей на совершение Коростелевым А.А. преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ (злостное неисполнение решения Липецкого районного суда по делу N от ДД.ММ.ГГГГ о проведении администрацией Липецкого района капитального ремонта "адрес"), суд считает необоснованной, поскольку согласно ст. 14 УПК РФ, ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда, приговор в отношении Коростелева А.А. суду не представлен.
Отвергает суд и довод заявителей о наличии фактов подкупа избирателей со стороны кандидата Коростелева А.А. - вручение подарка избирателю ФИО25 (электрочайник), супругам ФИО30), предоставление квартир лицам, которые либо не состоят в очереди на получение квартир, либо их очередь еще не подошла ( ФИО25 в списке очередников не значится, в ФИО9 имеет очередь по "адрес", ФИО10 - по "адрес", ФИО11 - по "адрес").
В соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан", п. 2 ст. 46 Закона Липецкой области N 299-ОЗ кандидатам, их доверенным лицам, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, участников референдума, судам надлежит выяснять следующие обстоятельства:
подпадают ли совершенные действия под перечень действий, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ могут расцениваться как подкуп избирателей, участников референдума, имея в виду, что указанный перечень не подлежит расширительному толкованию;
совершены ли действия в период избирательной кампании, кампании референдума;
позволяет ли характер совершенных действий сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей, участников референдума:
голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос;
в отношении каких лиц совершены действия. Если действия осуществлены в отношении несовершеннолетних, не обладающих активным избирательным правом (например, при раздаче несовершеннолетним подарков, содержащих агитационные материалы), то необходимо учитывать, что такие действия не остаются вне поля зрения законных представителей детей - их родителей, и поэтому могут рассматриваться как подкуп, если родители являются избирателями соответствующего избирательного округа;
относятся ли лица, осуществившие названные в пункте 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ действия, к кругу лиц, действия которых по подкупу избирателей, участников референдума влекут соответствующие неблагоприятные последствия для кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума. Подкуп избирателей, участников референдума лицами, указанными в пунктах 2 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, подразумевает совершение таких действий как непосредственно ими, так и другими лицами по их поручению или с их ведома.
Рассматривая настоящее дело, суд исходит из того, что в соответствии с требованиями избирательного законодательства действия кандидатов могут быть квалифицированы как подкуп избирателей только при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что эти действия осуществлялись под условием голосования "за" или "против" конкретного кандидата или ставились в зависимость от результатов выборов.
Как следует из материалов дела квартиры ФИО9, ФИО10, ФИО11 и ФИО24 - предоставлялись как очередникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья по решениям Липецкого районного суда о представлении им жилого помещения во внеочередном порядке, при этом предоставлялись в порядке очередности по возбужденным исполнительным производствам.
Глава Липецкого района Липецкой области Коростелев А.А. вручал лишь ключи от квартир указанным лицам, доказательств того, что он призывал при этом голосовать за его кандидатуру на выборах 14.10.2012г., суду не представлено. Фактически Коростелев А.А. непосредственно исполнял свои обязанности главы района, а не действовал в качестве кандидата на должность главы района на предстоящих выборах.
Кроме того, согласно информации ТИК Липецкого района ФИО9 не включен в списки избирателей по выборам главы Липецкого района Липецкой области 14.10.2012г., т.е. не являлся избирателем на момент вручения ему ключей от квартиры.
При этом из статьи в газете "Сельская нива" от 11.09.2012г. ("Реальное чудо") не следует, что подарок ФИО24 вручал Коростелев А.А., в ней лишь отражено, что вместе с ключами ФИО25 получила подарок от администрации района.
В статье в "Липецкой газете" от 21.09.2012г. также нет сведений о том, что именно глава района Коростелев А.А. подарил супругам ФИО31 какие- либо подарки, имеется лишь информация о том, что они получили в подарок теплые одеяла, постельные принадлежности и путевку в "санаторий на дому".
Из представленных суду материалов следует, что все подарки, полученные гражданами при вручении им ключей от квартир, были переданы администрации района в качестве спонсорской помощи для вручения их этим гражданам (электрочайники, пледы) либо вручены в рамках реализации программ, проводимых МБУ СЗН "КЦСОН" Липецкого района (продукты питания, путевки в "санаторий на дому").
Доводы заявителей и их представителей о ненадлежащем исполнении главой района Коростелевым А.А. своих должностных обязанностей не имеют правового значения для рассмотрения вопроса об отмене его регистрации в качестве кандидата на должность главы района в связи с выборами 14.10.2012г., поскольку перечень оснований для отмены регистрации кандидата предусмотрен законом и расширительному толкованию не подлежит.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для отмены регистрации кандидата на должность главы Липецкого муниципального района Липецкой области Коростелева А.А. не имеется, как и для признания несоответствующей законодательству о выборах деятельности Редакции "Липецкая газета", Телерадиокомпании "Липецкое время" и МАУ "Редакции районной газеты "Сельская нива".
В связи с чем, требования заявителей Казакова М.В., Пастухова К.С. и Полякова М.А. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Казакова М.В., Пастухова К.С. и Полякова М.А. об отмене регистрации кандидата на должность главы Липецкого муниципального района Липецкой области Коростелева А.А. и признании несоответствующей законодательству о выборах деятельности Редакции "Липецкая газета", Телерадиокомпании "Липецкое время" и Муниципального автономного учреждения "Редакция районной газеты "Сельская нива" отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд в течение 5 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.В.Панченко
Решение в окончательной форме
изготовлено 01.10.2012г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.