Киржачский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Вавильченковой Г.И.,
при секретаре Срибной Т.А.,
с участием старшего помощника прокурора Качуровского И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Киржаче гражданское дело по иску прокурора Киржачского района в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Городская поликлиника N" об обязании устранить нарушения требований федерального законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства в области обращения с медицинскими отходами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Киржачского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Городская поликлиника N" об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований федерального законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства в области обращения с медицинскими отходами, а именно оформить паспорта опасных отходов, образующихся в процессе деятельности Городской поликлиники N, утвердить инструкцию по процедуре обращения с медицинскими отходами в данной организации, в которой в обязательном порядке определить ответственных сотрудников за обращение с отходами, оформить и вести технологический журнал учета медицинских отходов организации, в котором указывать количество вывозимых единиц упаковки и/или вес отходов, а также сведения об их вывозе с указанием организации, производящей вывоз, мотивировав тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения ответчиком законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что ответчиком не проведена паспортизация опасных отходов, образующихся в процессе деятельности юридического лица, не утверждена инструкция, в которой определены ответственные работники и процедура обращения с медицинскими отходами, не ведется учет медицинских отходов класса "Б", отсутствует технологический журнал учета медицинских отходов организации, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, угрозу здоровью населения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Качуровский И.В. исковые требования поддержал, пояснив, что прокуратурой проведена проверка исполнения Городской поликлиникой N законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что в процессе деятельности ответчика образуются опасные отходы, такие как отходы, образующиеся в процедурных, перевязочных, прививочных, стоматологических кабинетах, операционных, клинической и биохимической лабораториях, органические операционные отходы, использованные ртутьсодержащие приборы, люминесцентные лампы. В нарушение требований Закона ответчиком не проведена паспортизация опасных отходов. Отсутствие паспортов на опасные отходы, а, как следствие, не возможность точного определения принадлежности отходов, может создавать условия для распространения инфекционных и иных заболеваний, негативного воздействия на окружающую среду.
Кроме того, в ходе проверки установлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в области обращения с медицинскими отходами, а именно требований СанПиН 2.1.72790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", не утверждена инструкция, в которой определены ответственные сотрудники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации, отсутствует технологический журнал учета медицинских отходов организации, не ведется учет медицинских отходов класса "Б".
Ответчик Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области "Городская поликлиника N" своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщило, ходатайств об отложении дела не заявило.
Третье лицо Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Владимирской области в Александровском и Киржачском районах, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, просило о рассмотрении дела в их отсутствие.
Старший помощник прокурор Качуровский И.В. не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства.
Согласно определению суда дело рассмотрено в заочном порядке.
Выслушав прокурора, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (в редакции от 28.07.2012) "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту Закон) одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В силу ч.2 и ч. 3 ст. 14 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1 - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 N 570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов" утвержден порядок организации работы по паспортизации опасных отходов (далее по тексту - Порядок)
Пунктом 1.3 Порядка установлено, что порядок организации работы по паспортизации опасных отходов предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы, для Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) как специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами и для его территориальных органов.
Пунктом 2.1 Порядка установлено определение понятия Паспорта опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе, Опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Согласно п. 2.2 Порядка индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности.
Класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года N 511 (не нуждается в государственной регистрации согласно заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 24 июля 2001 г. N 07/7483-ЮД).
На основании п. 2.3 Порядка паспортизация опасных отходов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) и ее территориальными органами на основании информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы далее - заявители) и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.
Согласно п. 2.4 Порядка, деятельность по паспортизации опасных отходов включает: подготовку заявителями сведений о происхождении, составе, свойствах отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды; рассмотрение Ростехнадзором и его территориальными органами материалов, представляемых заявителями, о происхождении, составе и свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использовании и обезвреживания, отнесении отходов к конкретному классуопасности для окружающей природной среды, и подготовка документов о подтверждении (неподтверждении) отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды; оформление и выдачу территориальными органами Ростехнадзора документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды (далее - свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды) согласно образцу (приложение N 1 к настоящему порядку); согласование паспортов опасных отходов.
Проведенной прокуратурой Киржачского района проверкой исполнения государственным бюджетным учреждением здравоохранения Владимирской области "Городская поликлиника N" законодательства об отходах производства и потребления установлено, что Городская поликлиника N имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности N от ДД.ММ.ГГГГ .
В процессе деятельности Городской поликлиники N образуются опасные отходы, такие как отходы, образующие в процедурных, перевязочных, прививочных, стоматологических кабинетах, операционных, клинической и биохимической лабораториях, органические операционные отходы (органы, ткани и так далее), относящиеся к медицинским отходам класса "Б", использованные ртуть содержащие приборы, лампы (люминесцентные и другие), оборудование, относящиеся к медицинским отходам класса "Г".
Судом установлено, что в нарушение вышеприведенных требований Закона и вопреки установленному Порядку организации работы по паспортизации опасных отходов, Городской поликлиникой N не проведена паспортизация опасных отходов, образующихся в процессе деятельности юридического лица. Паспорта на опасные отходы в Городской поликлинике N отсутствуют. Мероприятия, направленные на проведение паспортизации и получение паспортов опасных отходов, установленные порядком организации работы по паспортизации опасных отходов, не проведены.
Отсутствие паспортов на опасные отходы делает невозможным точное определение принадлежности отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, состава отходов, может создавать условия для распространения инфекционных и иных заболеваний, негативного воздействия в окружающую среду.
Кроме того, в Городской поликлинике N не утверждена инструкция, в которой определены ответственные сотрудники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации, отсутствует технологический журнал учета медицинских отходов организации, не ведется учет медицинских отходов класса "Б".
Несоблюдение вышеуказанных требований законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства в области обращения с медицинскими отходами влечет нарушение прав неопределенного круга лиц граждан Киржачского района и г. Киржача на благоприятную окружающую среду, создает угрозу здоровью населения.
С учетом изложенных обстоятельств дела, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и наличии законных оснований для их удовлетворения.
В соответствии с. ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета - бюджета муниципального образования Киржачский район Владимирской области государственная пошлина в размере "данные изъяты" руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Киржачского района, в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области "Городская поликлиника N" в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия по устранению нарушений требований законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства в области обращения с медицинскими отходами, а именно:
- оформить паспорта опасных отходов, образующихся в процессе деятельности Киржачской "данные изъяты";
- утвердить инструкцию по процедуре обращения с медицинскими отходами в данной организации, в которой в обязательном порядке определить ответственных сотрудников за обращение с отходами;
- оформить и вести технологический журнал учета медицинских отходов организации, в котором указывать количество вывозимых единиц упаковки и/или вес отходов, а также сведения об их вывозе с указанием организации, производящей вывоз.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Городская поликлиника N" государственную пошлину в бюджет муниципального образования Киржачский район в сумме "данные изъяты" рублей.
Ответчик вправе подать в Киржачский районный суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также во Владимирский областной суд через Киржачский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья Г.И.Вавильченкова
Решение в законную силу не вступило
Судья Г.И. Вавильченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.