Меленковский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Агашиной М.Ю.,
с участием истца Цыкина С.Н.,
представителя ответчика Струк Н.С.
при секретаре Зайцевой Е.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Цыкина С.Н. к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" о включении в специальный стаж периодов работы для назначения досрочной пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Цыкин С.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" и просит:
включить в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда следующие периоды работы:- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста (кочегара) на "данные изъяты"", - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности кочегара котельной "данные изъяты"
В обосновании иска указал, что в период его работы кочегаром на "данные изъяты" действовало постановление Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, которым были утверждены Списки N 1 и 2, согласно которым работа в должности "кочегара производственной котельной" давала право на назначение досрочной трудовой пенсии. Данное положение действовало до 1 января 1992 года. В указанный период он работал кочегаром в котельной "данные изъяты", обслуживал паровой котел, который эксплуатировался круглый год и подавал пар в "данные изъяты". В котельной было шесть котлов, поэтому работало 12 кочегаров. Все котлы работали на сланце, котельная являлась производственной, так как подавала пар на цеха производства- "данные изъяты". Период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности кочегара 4 разряда котельной "данные изъяты"" подпадает под действие Постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, и в данном Списке указаны "машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удаление золы. Также в списке указаны "машинисты котлов". В указанный период времени котельная "данные изъяты", в которой он трудился, отапливала производственные помещения "данные изъяты"". Было пять котлов. В его обязанности как кочегара входило: обслуживание в котельной парового котла, который работал на угле, наблюдение за уровнем воды в котлах, давлением и температурой пара; забрасывание угля в топку, предупреждение и устранение неисправностей, удаление шлака и золы вручную с помощью лопаты. Кочегары работали посменно, смена длилась 8 часов, на указанной работе он был занят полную рабочую смену, иной работы не исполнял. Ежегодно он проходил проверку знаний по должности кочегара со сдачей экзаменов, медицинские осмотры по направлению работодателя, инструктаж по технике безопасности. Вредность в его работе заключалась в том, что он постоянно дышал пылью от угля, часто получал ожоги. За вредность кочегарам давали молоко, дополнительный отпуск, обеспечивали спецодеждой. Однако, при обращении в Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" с заявлением о разъяснении возможности назначения досрочной трудовой пенсии по старости было разъяснено, что указанные спорные периоды не подлежат включению в специальный трудовой стаж, поскольку такое право предоставлено "машинистам" ( кочегарам) котельной на угле и сланце, в том числе занятым на удалении золы. Считает данный отказ не законным и нарушающим его права. Поскольку с учетом спорных периодов специального стажа его составил 12 лет 3 месяца, то право на досрочную пенсию у него возникнет по достижении возраста 56 лет.
В судебном заседании истец Цыкин С.Н. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, и добавил следующее. Весь период его работы кочегаром его деятельность была связана с обслуживанием паровых водогрейных котлов, работающих на твердом топливе. Представители администрации предприятий всегда заверяли, что у него имеются льготы и пенсия будет назначена досрочно. В трудовую книжку были внесены записи о его работе в должности кочегара (машиниста), и то обстоятельство, что своевременно запись должности не была выполнена в соответствии с действовавшими Списками, не может служить основанием для исключения данных периодов из льготного стажа в связи с тяжелыми условиями труда. После того, как котельную Меленковского льнокомбината переоборудовали для работы на газообразном топливе, он, с целью получения льготной пенсии, перешел на работу на литейно-механический завод, где котлы по- прежнему работали на твердом топливе. Поскольку обязанность по внесению полных и достоверных сведений в трудовую книжку лежит на работодателе, отсутствие в трудовой книжке сведений о должностях в соответствии со Списками само по себе не может служить основанием для отказа.
Представитель ответчика Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Струк Н.С. (по доверенности) возражала против исковых требований, суду пояснила, что Управлением Пенсионного фонда РФ в "адрес" истцу разъяснено, что, поскольку в спорные периоды его работы должность в трудовой книжке указана как машинист (кочегар), их нельзя включить в специальный трудовой стаж, поскольку действующими законодательством предусмотрено назначение досрочной трудовой пенсии по должности "машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удаление золы. Истцом не был подтвержден способ выполнения работ по обслуживанию водогрейных котлов при помощи сухого топлива (уголь, сланец), что в соответствии со Списком от 1956 года и Списком от 1991 года дает право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 2 ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 года N 537 (в редакции Постановления Правительства РФ от 24 апреля 2003 года N 239) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 и 2 статьи 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются Списки N N 1 и 2 производств, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (далее Список N 1 и Список N 2), утверждённые Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списками N 1 и N 2 производств, цехов профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждёнными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списками N 1 и N 2, утверждёнными Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
Согласно Списка N 1 Постановления Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 работа по профессии "кочегар производственной котельной и производственных печей" давала право на государственную пенсию на льготных условиях, то есть указанным Списком не предусматривалось обязательное условие для назначения досрочной пенсии - работа производственной котельной на твердом топливе.
В Списке N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, поименованы "машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы", как работа с тяжелыми условиями труда, дающая право для назначения пенсии по старости ранее установленного законом возраста.
Согласно ЕТКС работ и профессий рабочих, утвержденному постановлением Госкомтруда СССР от 14 января 1969 года N 24 профессия "Машинист (кочегар) котельной включала в себя такие характеристики работ по данной профессии: обслуживание водогрейных котлов, работающих на твердом, жидком и газообразном топливе.
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27 ноября 1984 г. раздел ЕТКС "Профессии рабочие, общие для всех отраслей народного хозяйства" был дополнен профессиями "Оператор котельной" и "Оператор теплового пункта". В тарифно- квалификационной характеристике данных рабочих указано на обслуживание водогрейных котлов, работающих на жидком и газообразном топливе или электронагреве.
Также были внесены изменения в тарифно-квалификационную характеристику профессии "Машинист (кочегар) котельной. Характеристика работ по данной профессии стала включать в себя работы по обслуживанию водогрейных и паровых котлов, работающих исключительно на твердом топливе.
Пунктом 3 указанного Постановления предусмотрено сохранить за рабочими, которым будет установлено наименование профессии "Оператор котельной" и "Оператор теплового пункта", выработанным ими стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, в профессии "Машинист (кочегар) котельной" на момент принятия данного постановления. Операторам котельной и операторам теплового пункта, поступившим на работу после принятия данного постановления, льготы по пенсионному обеспечению не предоставляются.
Вместе с тем, и до принятия Постановления Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 27 ноября 1984 г. N 342/22-123 тяжелыми условии труда признавались условия, при которых водогрейные и паровые котлы, обслуживаемые кочегарами котельных, работали только на твердом топливе (уголь, сланец и др.).
Так, согласно Постановлению Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года N 298 / П- 22 ( в редакции от 29 мая 1991 года) был утвержден "Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день". В указанном списке были поименованы только кочегары котельной, занятые на обслуживании котлов производственных котельных, работающих на твердом топливе.
В судебном заседании установлено, что в настоящее время Цыкин С.Н достиг 55-летнего возраста и его страховой стаж более 25 лет.
Цыкин С.Н. проходил обучение на "адрес" технических курсах в "адрес" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имеет квалификацию "Машинист (кочегар) промышленных котельных на жидком и твердом топливе", что подтверждается копией удостоверения (л.д. 74).
ДД.ММ.ГГГГ Цыкин С.Н. был принят на работу в "данные изъяты" машинистом (кочегаром) 4 разряда и проработал в данной должности до ДД.ММ.ГГГГ, когда был переведен оператором котельной 5 разряда.
С ДД.ММ.ГГГГ Цыкин С.Н. был принят на работу в "данные изъяты"" резчиком металла, а с ДД.ММ.ГГГГ переведен в котельную завода ЭМО (энерго - механического отдела) кочегаром 4 разряда, где проработал до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства подтверждаются данными трудовой книжки (л.д.10-15), архивными справками (22,23).
Управлением Пенсионного фонда в "адрес" на обращение Цыкина С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что зачету в специальный стаж подлежит период работы по профессии плавильщика металла и сплавов "данные изъяты"" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также заливщика металла в "данные изъяты"" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - всего 7 месяцев 14 дней. Не подлежат зачету в специальный стаж периоды работы:- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста (кочегара) на "данные изъяты"", - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности кочегара котельной "данные изъяты"" (л.д.7-9).
То обстоятельство, что на "данные изъяты"" в спорный период работы истца имелась производственная котельная, котлы в которой работали на твердом топливе, кроме пояснений истца подтверждается представленными письменными доказательствами.
Так, согласно архивным справкам от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, согласно расчетным ведомостям "данные изъяты"" за ДД.ММ.ГГГГ года в состав "данные изъяты", кроме других отделов, входил ОГМ (отдел главного механика). В отдел главного механика входила котельная (л.д.66-67, 69).
Штатным расписанием по "данные изъяты" за ДД.ММ.ГГГГ годы предусмотрено наличие в котельной двух должностей машиниста (кочегара) (л.д. 80-84).
Вместе с тем, впоследствии котельная "данные изъяты" была переоборудована, и в соответствии с приказом по "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N в штатное расписание ОГМ внесена профессия "Оператор котельной" и данное наименование установлено для рабочих, работавших по профессии "Машинист (кочегар) котельной" в том числе Цыкину С.Н. (л.д. 84-85).
При таких обстоятельствах период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ машинистом (кочегаром) котельной "данные изъяты"" подлежит включению в специальный трудовой стаж.
Также являются обоснованными требования истца и в части включения в специальный стаж периода работы Цыкина С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности кочегара котельной АО " "данные изъяты"", поскольку факт наличия производственной котельной, работы котельной на твердом топливе также нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства, обоснован следующей совокупностью доказательств.
Во - первых, то, что Цыкин С.Н. поступил на работу в "данные изъяты" по профессии кочегар котельной, а не оператор котельной, что, с учетом приведенных выше положений ЕТКС, подтверждает, что котлы в котельной завода работали на твердом топливе.
Из представленных расчетно-платежных ведомостей следует, что кочегары ЭМО, в том числе и Цыкин С.Н., были заняты на данной работе постоянно, выполняли ее в течение полного рабочего дня (л.д. 45-64).
Данные личной карточки формы Т-2 также свидетельствуют о том, что Цыкин С.Н. работал в ЭМО Меленковского литейно-механического завода по профессии кочегар, отвлечений от данной профессии не имел (л.д. 65).
Кроме того, согласно пояснительной записке рабочего проекта газификации Меленковского литейно-механического завода со строительством котельной за ДД.ММ.ГГГГ год, следует, на момент разработки данного проекта теплоснабжение "данные изъяты" осуществлялось от котельной, оборудованной 4 котлами ДКВР- 6,5/13, и 1 котлом ДЕ- 6,5-14ГМ. Использовалось топливо - каменный уголь (л.д. 75-77).
В конце ноября ДД.ММ.ГГГГ года "данные изъяты"" направил на согласование в адрес Государственной экспертизы труда "адрес" Перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей предприятия, работникам которых в соответствии со Списками N 1 и 2 установлено льготное пенсионное обеспечение. В данном Перечне среди рабочих котельной поименованы машинисты (кочегары) котельной на угле и сланце, в том числе занятые на удалении золы (л.д. 88-91).
Таким образом, суду представлено достаточно доказательств в подтверждение доводы истца о том, что в спорные периоды он работал на "данные изъяты"" и в "данные изъяты"" кочегаром котельной на твердом топливе (угле), в том числе занятым на удалении золы.
Суд полагает, что наименование профессии истца в трудовой книжке без указания способа работы, не может повлиять на возникновение его права на социальное обеспечение по возрасту, гарантированного Конституцией РФ. Кроме того, внести соответствующие изменения в трудовую книжку истцу также не представляется возможным, поскольку указанные предприятия прекратили свою деятельность.
В силу указанных выше законодательных норм работа по данной профессии машиниста (кочегара) котельной на твердом топливе (угле), в том числе занятым на удалении золы, дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как давала такое право и работа в профессии кочегара производственной котельной. Спорные периоды подлежат зачету истцу в специальный трудовой стаж, что в дальнейшем будет способствовать реализации гарантированных законом пенсионных прав.
В настоящее время Цыкину С.Н. 55 лет, однако его специальный трудовой стаж, с учетом спорных периодов, а также добровольно зачтенного Управлением Пенсионного фонда периода работы составил на момент обращения в Пенсионный фонд 12 лет 3 месяца. Данного периода недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии с 55 лет, поэтому соответствующего искового требования Цыкиным С.Н. обоснованно не заявлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение-Управление пенсионного фонда РФ в "адрес" включить Цыкину С.Н. в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста (кочегара) на "данные изъяты"",
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности кочегара котельной "данные изъяты"".
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Меленковский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись
Копия верна. Судья: М.Ю.Агашина
Секретарь: Е.С.Зайцева
Решение вступило в законную силу "______"___________2012г.
Председатель суда Е.Е. Бодрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.