Петушинский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи О.П.Перегудовой,
при секретаре судебного заседания С.В.Романчук,
старшего помощника прокурора Г.В.Глуховой,
с участием лиц, согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Петушинского района Владимирской области в защиту интересов Мартыновой Юлии Алексеевны к администрации Петушинского района Владимирской области и администрации Владимирской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Петушинского района Владимирской области в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Мартыновой Ю.А. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать администрацию муниципального образования "Петушинский район" обеспечить вне очереди по договору социального найма Мартынову Юлию Алексеевну благоустроенным жилым помещением площадью не менее 26 квадратных метров, отвечающим санитарным и техническим требованиям за счет бюджета Владимирской области.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Петушинского района проведена проверка исполнения жилищного законодательства в интересах детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что Мартынова Ю.А. является ребенком-сиротой, состоит в очереди на улучшение жилищных условий. Мартынова Ю.А. проживает по адресу: * Постановлением главы администрации Пекшинского сельского поселения за N 37 от 11.02.2009 года она поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как ребенок-сирота, не имеющий закрепленного жилого помещения. Несмотря на возникновение у Мартыновой Ю.А. права на предоставление ей благоустроенного жилого помещения, жилое помещение ей не предоставлено до настоящего времени.
Мартынова Ю.А. относится к категории детей - сирот, состоит на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, собственного жилья не имеет.
При таких обстоятельствах, в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "Об дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Мартынова Ю.А. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм.
Учитывая, что финансирование расходов на приобретение жилья осуществляется в соответствии положениями закона системно (то есть в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных средств на соответствующий финансовый год на приобретение, реконструкцию и строительство жилья), обязанность по предоставлению жилого помещения истцу за счет средств, предусмотренных в бюджете Владимирской области на данные цели, лежит на администрации Владимирской области. На основании изложенного, прокурор Петушинского района просит удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании представитель заявителя иска старший помощник прокурора Петушинского района Глухова Г.В. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Истец Мартынова Ю.А. исковые требования поддержала.
Ответчик администрация Петушинского района Владимирской области извещенный о месте и времени разбирательства дела, в судебное заседание своего представителя не направила, предоставила отзыв от 04.09.2012 года. Ранее в судебном заседании, представитель администрации Петушинкого района Терёшина Е.В., действующая по доверенности от 31.10.2011 года возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, пояснила, что расходы на государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. Администрация Петушинского района надлежащим образом исполняет переданные государственные полномочия, приобретая на все средства субвенции квартиры и распределяя их в хронологическом порядке при возникновении права на получение жилого помещения у детей-сирот. Администрация Петушинского района надлежащим образом исполняет переданные государственные полномочия, не нарушает права и законные интересы Мартыновой Ю.А., которая будет обеспечена жилым помещением по списку. Свободные жилые помещения для предоставления в реестре муниципальной собственности муниципального образования "Петушинский район" отсутствуют.
Представитель ответчика администрация Владимирской области и третьего лица Департамента образования администрации Владимирской области Быкова Л.В., действующая по доверенностям, иск не признала. Пояснила, что администрация Владимирской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку самостоятельных требований к ней не заявлено, а обязанность по внеочередному предоставлению жилых помещений возложена на органы местного самоуправления. Также указала, что администрация области не обладает правом самостоятельно устанавливать бюджетные расходные обязательства области и размеры субвенций муниципальных образований на выполнение переданных им государственных полномочий. Доказательств того, что администрация области не исполнила эту обязанность в 2012 году надлежащим образом и не исполнит её в дальнейшем суду не представлено.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства МУ "Управление образования администрации Петушинского района" Батурина С.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора, просила удовлетворить их в полном объеме.
Третье лицо - администрация Пекшинского сельского поселения в судебное заседание своего представителя не направила, в письменном заявлении от 12.10.2012 года просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 3 и ч. 5 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления, по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта), общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ установлены Федеральным законом от 06.10.1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с п.24 ч.2 ст.26.3 которого вопросы социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу ч.6 ст.26.3 этого закона указанными государственными полномочиями субъекта РФ в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в РФ, могут наделяться органы местного самоуправления с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Также ч.5 ст.19 данного закона предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно положений статей 1.8 Закона Владимирской области от 28.12.2005 года N201-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма, не ниже установленных социальных норм. Жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Размер и порядок возмещения указанных расходов через выделение органам местного самоуправления субвенций устанавливаются постановлением Губернатора области.
Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв. метров общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 кв. метров.
Судом установлено, что решениями Петушинского районного суда от 14.04.1998 года и 12.04.1999 года родители Мартыновой Ю.А. - Мартынова Л.И. и Мартынова А.П. лишены в отношении дочери родительских прав.
Постановлением Главы Пекшинского сельского поселения Петушинского района Владимирской области N37 от 11.02.2009 года утвержден протокол N1 от 09.02.2009 года заседания жилищной комиссии, которым Мартынова Ю.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановлена на учет для внеочередного обеспечения жильем, как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Также установлено, что в период с 30.08.1996 года по 15.08.2002 года Мартынова Ю.А. являлась воспитанницей ОГОУ "Покровский детский дом", также до июня 2012 года обучалась в ФГБОУ "Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых".
Судом установлено, что Мартынова Ю.А. зарегистрирована по адресу: *, что подтверждается справкой от 11.01.2012 года, выданной администрацией Пекшинского сельского поселения.
Согласно уведомления N 01/007/2012-263, выданному Петушинским отделом Управления Росреестра по Владимирской области 18.01.2012 года и справки N 07/1584, выданной Петушинским отделением Владимирского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 09.10.2012 года, следует, что сведения о зарегистрированном праве собственности на жилые помещения в Петушинском районе за Мартыновой Ю.А. отсутствуют.
Из представленных сведений о детях - сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей следует, что Мартынова Ю.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по МО "Петушинский район".
Из справки финансового Управления администрации Петушинского района Владимирской области от 04.09.2012 года N ФУ-197-01-01 следует, что остаток средств субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения по состоянию на 25.06.2012 года составляет 1597000,20 рублей, поступили дополнительные средства субвенции в сумме 5185,00 рублей.
Согласно справки N КУИ - 834/19-01, выданной Комитетом по управлению имуществом администрации Петушинского района 02.07.2012 года, следует, что по договорам социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда детям сиротам предоставлены квартиры: в 2009 году-9 шт., в 2010 году- 4 шт., в 2011 году- 15 шт., в 2012 году- 8 шт. В реестре недвижимого имущества муниципальной собственности МО "Петушинский район" нераспределенных квартир не значится.
Таким образом, судом установлено, что Мартыновой Ю.А. до настоящего времени благоустроенное жилое помещение не предоставлено.
Доводы представителя ответчика администрации Петушинского района о том, что удовлетворением заявленных требований будут нарушены права других граждан, относящихся к данной категории, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих такое же право на внеочередное получение жилья, несостоятельны, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением категорий граждан, к числу которых относится и Мартынова Ю.А., не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, так как внеочередное предоставление жилья свидетельствует о том, что жилье должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права на получение жилого помещения вне очереди, а не по списку вне очередников или какой-либо иной очереди. При этом нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников (внеочередников) Иные доводы представителя ответчика, суд также не принимает во внимание.
Учитывая, что финансирование расходов на приобретение жилья осуществляется в соответствии положениями закона системно (то есть в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных средств на соответствующий финансовый год на приобретение, реконструкцию и строительство жилья), обязанность по предоставлению жилого помещения истцу за счет средств, предусмотренных в бюджете Владимирской области на данные цели, лежит на администрации МО "Петушинский район".
Рассматривая исковые требования прокурора к администрации Владимирской области, суд приходит к следующему.
Законом Владимирской области от 28.12.2005 г. N 201-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей," и Уставом Петушинского района администрация района наделена полномочиями по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе указанной выше категории граждан, жилыми помещениями.
Согласно ст. 6 названного Закона N 201-ОЗ финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в составе областного фонда компенсаций в виде субвенций.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 5 этого Закона органы государственной власти Владимирской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 13.07.2005 г. N 398 утвержден "Порядок предоставления жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения", которым рекомендовано органам местного самоуправления предоставлять жилую площадь за счет средств областного бюджета в Порядке, установленном вышеназванным постановлением.
В силу этого, в случае возникновения у органа муниципального образования убытков в результате понесенных затрат, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно ст. ст. 84, 85 БК РФ и ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ ответственность по их возмещению полностью возлагается на казну субъекта РФ.
Кроме того, распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ утверждается Законом о бюджете субъекта РФ по каждому муниципальному образованию в виде субвенции (п. 5 ст. 140 Бюджетного кодекса РФ).
Расходные обязательства субъекта, производимые из областного бюджета, устанавливаются Законом Владимирской области об областном бюджете на соответствующий финансовый период, принимаемым Законодательным Собранием области.
Главным распорядителем средств областного бюджета в части средств на обеспечение жилыми помещениями указанной выше категории граждан, является Департамент образования администрации области, который на основании полученных от органов местного самоуправления сведений о наличии названной категории лиц, определяет объем расходов на приобретение жилья с распределением средств муниципальным образованиям для включения в проект областного бюджета на соответствующий год.
Законом Владимирской области от 23.12.2011 г. N 122-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" на реализацию в 2012 году вышеназванного государственного полномочия муниципальному образованию Петушинский район выделены субвенции в сумме 17.485 руб., которые доведены до получателя.
Из содержания исковых требований, установлено, что самостоятельных требований, возлагающих на администрацию области выполнение какой-либо обязанности не заявлено, поскольку требование об обеспечении жильем Мартыновой Ю.А. правомерно заявлены к администрации Петушинского района. Доказательств неисполнения администрацией Владимирской области какого-либо закона или иного нормативного правового акта, регулирующего спорные правоотношения, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает, что заявленные исковые требования к администрации Петушинского района подлежат удовлетворению в полном объеме, а в части требований к администрации Владимирской области заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат.
. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Петушинского района Владимирской области в интересах Мартыновой Юлии Алексеевны к администрации Петушинского района Владимирской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения - удовлетворить.
Обязать администрацию Муниципального образования "Петушинский район" Владимирской области обеспечить вне очереди по договору социального найма Мартынову Юлию Алексеевну благоустроенным жилым помещением, площадью не менее 26 кв.м., отвечающим санитарным и техническим требованиям за счет бюджета Владимирской области.
В удовлетворении исковых требований к администрации Владимирской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
*
*
*
*
Судья Петушинского районного суда О.П.Перегудова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.