Судогодский районный суд Владимирской области в составе:
Председательствующего судьи Воронина В.В.
при секретаре судебного заседания Масловой Н.С.
с участием представителя прокуратуры Судогодского района Владимирской области - помощника прокурора Асташкина Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Судогда Владимирской области гражданское дело по иску прокурора Судогодского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г.Судогда городское поселение Владимирской области о понуждении устранения нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
12.05.2012г. исполняющий обязанности прокурора Судогодского района Владимирской области А.М.Кривов обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г.Судогда городское поселение Владимирской области о понуждении устранения нарушения законодательства о безопасности дорожного движения. Согласно предъявленным требованиям, прокурор просит суд обязать администрацию муниципального образования " г.Судогда городское поселение" в течение 03 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями Правил дорожного движения пешеходные переходы у д.23, у д.37, у д.52 по направлению к зданию отдела Военного комиссариата Владимирской области по Судогодскому району около остановки общественного транспорта у д.63, 65 и перекрестка с 2-Первомайским проездом, у д.65 по ул.Ленина, а также у д.6 у здания автостанции, д.3,7 по Муромскому шоссе г.Судогды, а именно: установить у д.23 знак 5.19.1 (5.19.2 - при движении во встречном направлении), около д.37- знак 5.19.2 (5.19.1- при движении во встречном направлении), около остановки общественного транспорта у д.63 - знак 5.19.1 (5.19.2 - при движении во встречном направлении), на перекрестке у д.65 и 2-Первомайскогоо проезда - знак 5.19.2 (5.19.1- при движении во встречном направлении), у д.65- знак 5.19.2 (5.19.1- при движении во встречном направлении), у остановки общественного транспорта у д.6 по Муромскому шоссе в районе автовокзала установить знаки 5.19.1 и 5.19.2 для обозначения границ пешеходного перехода, на пешеходном переходе у д.7 по Муромскому шоссе установить дорожный знак 5.19.1 (5.19.2-при движении во встречном направлении), а также привести в соответствие ширину пешеходного перехода у д.52 по ул.Ленина у здания отдела военного комиссариата Владимирской области по Судогодскому району.
Определением суда от 12.07.2012г. производство по данному делу в части требований прокурора Судогодского района Владимирской области к администрации муниципального образования " г.Судогда городское поселение" о понуждении привести в соответствие с нормативными требованиями пешеходные переходы у д.37 по направлению к зданию отдела Военного комиссариата Владимирской области по Судогодскому району, около остановки общественного транспорта у д.63, у д.6 у здания автостанции, д.3,7 по Муромскому шоссе г.Судогды, а именно: установить около д.37- знак 5.19.2 (5.19.1- при движении во встречном направлении), около остановки общественного транспорта у д.63 - знак 5.19.1 (5.19.2 - при движении во встречном направлении), у остановки общественного транспорта у д.6 по Муромскому шоссе в районе автовокзала установить знаки 5.19.1 и 5.19.2 для обозначения границ пешеходного перехода, на пешеходном переходе у д.7 по Муромскому шоссе установить дорожный знак 5.19.1 (5.19.2-при движении во встречном направлении), было прекращено, в связи с добровольным исполнением ответчиком указанных требований и отказом прокурора от заявленных требований в этой части.
Определением Судогодского районного суда от24.07.2012 года производство по данному делу в части требований, предъявляемых к администрации муниципального образования г.Судогда городское поселение Владимирской области о понуждении привести в соответствии с нормативными требованиями пешеходные переходы у дома N 65 по улице Ленина, прекращено, в связи с отказом прокурора от заявленных требований в этой части.
В связи с этим, прокурор Судогодского района уточнил заявленные требования и просил суд обязать администрацию муниципального образования " г.Судогда городское поселение" в срок до 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с нормативными требованиями пешеходные переходы у д.23, у д.52 по направлению к зданию отдела Военного комиссариата Владимирской области по Судогодскому району, д. 65 и перекрестка с 2-Первомайским проездом, а именно: установить дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2, определяющие ширину данных переходов на расстоянии от 4 до 6 м. друг от друга.
В судебном заседании помощник прокурора Судогодского района Владимирской области Асташкин Е.М. поддержал уточненные требования прокурора района в полном объеме и просил их удовлетворить, изложив суду доводы, указанные в иске.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования г.Судогда городское поселение Владимирской области Кукушкин ММ по доверенности, он же представитель третьего лица- Судогодского городского Совета народных депутатов- также по доверенности, признал уточненные исковые требования прокурора в полном объеме.
Третье лицо- ОГИБДД ОМВД России по Судогодскому району в судебное заседание не явилось, представив письменное ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, позицию прокурора поддерживают в полном объеме.
Суд, выслушав мнение сторон, исследовав письменные доказательства в их совокупности, считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, а потому принимает признание иска ответчиком в силу требований ч.4 ст.198 ГПК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Согласно ч.1 ст. 17 Федерального закона от 08.12.2007 N257 -ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с ч.1 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 N187-ФЗ "О техническом регулировании" до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Таким нормативным актом является ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N221.
Согласно п. 4.1.1. ГОСТа автомобильные дороги должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
Пунктами 4.2., 5 Порядка разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, утвержденного совместным письмом МВД РФ и ФДА РФ от 02.08.2006 (07.08.2006) N 13/6-3853 (N01-29/5313) установлено, что схема установки дорожных знаков для автомобильных дорог муниципального значения является обязательным элементом проекта организации дорожного движения и подлежит согласованию со службой дорожной инспекции отделений ГИБДД отделов внутренних дел районов.
Во исполнение указанных нормативных требований в 2010 по заказу администрации муниципального образования Владимирским филиалом ФГУП "РОСДОРНИИ" разработаны дислокации дорожных знаков для автодорог города, которые утверждены ОГИБДД ОВД района.
В нарушение указанных требований на пешеходных перехода автомобильных дорог, расположенных по ул.Ленина отсутствуют необходимые дорожные знаки.
Согласно утвержденной схеме организации дорожного движения у д.23 у д.52 по направлению к зданию отдела Военного комиссариата Владимирской области по Судогодскому району, у д.65 и перекрестка с 2-Первомайским проездом, расположены пешеходные переходы.
В соответствии с п. 1.22 приложения 1 к Правилам дорожного движения (далее - Правила), утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N1090 пешеходный переход обозначается знаками 5.19.1 и 5.19.2 и разметкой 1.14.1 и 1.14.2. Пунктом 1.2 Правил закреплено, что при отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между указанными знаками.
В нарушение указанных требований закона, на перекрестке около д.23 отсутствует знак 5.19.1 (5.19.2 -при движении во встречном направлении), на перекрестке у д.65 и 2 -Первомайского проезда отсутствует знак 5.19.2 (5.19.1- при движении во встречном направлении).
Кроме того, выявлен факт нарушения нормативной ширины пешеходного перехода.
Пунктом 6.9. СНиП 2.07.01.89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" автомобильные дороги общей сети I, И, III категорий следует проектировать в обход поселений в соответствии со СНиП 2.05.02-85. Как следует из городской программы "Приведение дорог в нормативное состояние состояние дорог общего пользования местного значения и сооружений на них на территории г.Судогды на 2012-2015", утвержденной постановлением Главы г.Судогды от 01.0.2012 N25 автомобильная дорога по ул.Ленина относится к дорогам общего пользования IV категории.
Согласно схеме организации дорожного движения на территории г.Судогды, на пешеходном переходе у д.52 по ул.Ленина в районе здания отдела военного комиссариата области в Судогодском района подлежит нанесению дорожная разметка 1.14.1.
В соответствии с п.6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пеш./ч, но не менее 4 м. Разметку 1.14.1 применяют на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6 м.
В нарушение указанных требований, ширина данного пешеходного перехода составляет 21,7 м.
По данным фактам 16.12.2011 в отношении администрации г.Судогды составлен протокол об административном правонарушении по ст. 12.34 КоАП РФ.
Вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении от 16.12.2012 администрация привлечена к ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В ходе контрольных мероприятий, проводимых ОГИБДД ОМВД России по Судогодскому району, главе муниципального образования неоднократно выдавались предписания об устранении нарушений. Между тем, указанные нарушения не устранены до настоящего времени.
Согласно п.5 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них является вопросом местного значения.
В силу ч. 4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог, в том числе, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 5 ст.35 Устава муниципального образования "город Судогда городское поселение" Владимирской области, принятого решением Совета народных депутатов муниципального образования "г.Судогда городское поселение" от 28.05.2008 N 74/8 определено, что к полномочиям администрации г.Судогда городское поселение относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования г.Судогда городское поселение, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, и соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
С учетом уровня риска гибели людей в результате дорожно-транспортных происшествий и ущерба, наносимого национальным интересам Российской Федерации, эффективное обеспечение безопасности дорожного движения является одним из основных направлений деятельности органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ в случаях и в порядке, установленных законодательством, лица, нарушившие законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность. Бездействие органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности может быть обжаловано гражданами и юридическими лицами в судебном порядке.
Кроме того, в соответствии со ст. 173 ч.3 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ч.4 ст.198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд. В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Судогодского района Владимирской области удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования г.Судогда городское поселение Владимирской области привести в соответствие с нормативными требованиями пешеходные переходы у дома 23, у дома 52 по ул.Ленина г.Судогды городское поселение, по направлению к зданию отдела военного комиссариата Владимирской области по Судогодскому району; у дома 65 и перекрестка с 2-Первомайским проездом г.Судогды городское поселение, а именно: установить дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2, определяющие ширину данных переходов на расстоянии от 4 до 6 м. друг от друга в срок,- в течение 03 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке во Владимирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Судогодский районный суд.
Председательствующий судья В.В.Воронин
Мотивированное решение изготовлено 27.07.2012г.
Копия верна- судья: В.В.Воронин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.