Судогодский районный суд Владимирской области в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Д.Н.,
При секретаре Масловой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело в городе Судогда Владимирской области гражданское дело по иску прокурора Судогодского района Владимирской области в интересах Гусаровой А.М. к администрации муниципального образования "Судогодский район" Владимирской области об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально прокурор Судогодского района Владимирской области обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Гусаровой А.М., с иском к администрации МО Муромцевское сельское поселение Судогодского района Владимирской области о понуждении обеспечения его благоустроенным, отвечающим санитарным и техническим требованиям жилым помещением вне очереди, расположенным на территории муниципального образования Муромцевское сельское поселение Судогодского района Владимирской области, общей площадью не менее 26 кв.метров, по договору социального найма.
Впоследствии прокурор уточнил свои исковые требования и просил суд обязать администрацию МО "Судогодский район" Владимирской области обеспечить Гусарову А.М. благоустроенным, отвечающим санитарным и техническим требованиям жилым помещением вне очереди, в границах муниципального образования Муромцевское сельское поселение Судогодского района Владимирской области, общей площадью не менее 26 кв.метров, по договору социального найма за счет средств бюджета Владимирской области.
В обоснование иска прокурор указал, что истец Гусарова А.М., ... года рождения, уроженка ..., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Гусарова В.Е. умерла в ...., а отец Гусаров М.В. лишен родительских прав в ... г. Гусарова А.М. зарегистрирована по адресу: ..., в настоящее время проживает по адресу: ....Постановлением главы МО Муромцевское сельское поселение ... ... от 01.09.2011г. утверждено решение жилищной комиссии при администрации Муромцевское сельское поселение от 13.10.2009г, которым Гусарова А.М. признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. До настоящего времени администрацией МО "Судогодский район" Владимирской области жилье по договору социального найма, площадью не менее 26 кв.м, Гусаровой А.М. не представлено, чем нарушаются законные интересы истца.
Определением суда от 21.11.2011г. по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент образования администрации Владимирской области.
Определением суда от 22.12.2011г. по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области.
Определением суда от 25.01.2012г., по ходатайству прокурора района, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по делу привлечена администрация МО "Судогодский район" Владимирской области.
Определением от 21.02.2012г. произведена замена ненадлежащего ответчика по данному делу - администрации МО Муромцевское сельское поселение- надлежащим ответчиком -администрацией МО "Судогодский район" Владимирской области.
24.02.2012г. прокурор Судогодского района уточнил ранее заявленные требования, указав в качестве соответчика по делу - администрацию Владимирской области, по ходатайству представителя прокуратуры Судогодского района Владимирской области определением суда от 24.02.2012 г. в качестве соответчика по делу привлечена администрация Владимирской области.
Определением от 24.04.2012г. из числа ответчиков по данному делу исключена администрация Владимирской области, с одновременным привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном заседании представитель прокуратуры Судогодского района Владимирской области -помощник прокурора Судогодского района Смирнов А.В. заявленные требования в интересах Гусаровой А.М. поддержал в полном объеме, изложив суду доводы, указанные в уточненном исковом заявлении.
Истец Гусарова А.М. в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика- администрации муниципального образования "Судогодский район" Владимирской области Андрианова М.А., участвующая по доверенности, в судебном заседании иск признала частично. При этом она показала суду, что признает иск в части предоставления жилья Гусаровой А.М. вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств бюджета Владимирской области. Вместе с тем, она не согласна с тем, что эта обязанность ложится только на районную администрацию.
Представитель третьих лиц - департамента образования администрации Владимирской области и администрации Владимирской области Быкова Л.В., участвующая по доверенности, возражала против иска, представ письменные возражения, из которых следует, что прокурор документально не подтвердил возникновение у Гусаровой А.М., как у лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, права на внеочередное предоставление жилого помещения. Кроме того, прокурором, по ее мнению, документально не подтверждено отсутствие у истца закрепленного за ней жилого помещения.
Представитель органа опеки и попечительства управления образования администрации муниципального образования "Судогодский район" Владимирской области Гришкова Е.С., участвующая по доверенности, иск поддержала и просила его удовлетворить.
Представитель третьего лица- администрации МО Муромцевское сельское поселение Судогодского района Владимирской области Амосова Т.Ю., действующая по доверенности, исковые требования прокурора поддержала в полном объеме.
Представитель третьего лица-Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился, о причинах не явки суду не сообщил, возражений по заявленным исковым требованиям не представил.
Суд, выслушав стороны, представителей третьих лиц, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующему:
Ст.46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ граждане России имеют право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для обеспечения права на жилище. Жилищное законодательство, в силу п. "к" ч.1 ст.72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В силу абзацев 2 и 3 ч.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 года N159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования? обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 5 указанного Федерального закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей(за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Как следует из ст. 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004г. N 226-03 " О государственном обеспечении и государственной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма. Размер и порядок возмещения указанных в настоящей части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенций устанавливаются постановлением Губернатора области.
Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв. метров общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан- не менее 26 кв. метров. В случае, если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.01.2007г. N 55 " О порядке финансирования и расходования средств областного бюджета на государственное обеспечение и социальную поддержку детей-сирот т детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что финансирование государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), осуществляется, в том числе за счет субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Размер и порядок использования субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, определяются соответствующим постановлением Губернатора области.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как установлено в судебном заседании Гусарова А.М., ... года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца- Гусарова В.Е. умерла ...в д. ... (л.д.14), а отец- Гусаров М.В. лишен родительских прав в отношении Гусаровой А.М. на основании решения Судогодского районного суда Владимирской области от 03.06.2005 г., вступившего в законную силу 14.06.2005г. (л.д.15-16).
Судом установлено, что Гусарова А.М. зарегистрирована по адресу: ..., временно проживает по адресу: .... На основании заявления истца, а также решения жилищно-бытовой комиссии при администрации МО Муромцевское сельское поселение от 13.10.2009 г. ..., утвержденного постановлением главы муниципального образования Муромцевское сельское поселение ... за ... от 01.09.2011г., Гусарова А.М. признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договорам социального найма в соответствии с п.3 ст.49, п.1 ч.3 ст.51 ЖК РФ (л.д.11-13).
В данное время органом опеки и попечительства управления образования администрации Судогодского района Гусарова А.М. включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, который ежегодно, в срок до 01 апреля направляется в департамент образования администрации Владимирской области.
До настоящего времени отдельное благоустроенное жилье по договору социального найма истцу не предоставлено.
Эти обстоятельства подтверждаются материалами учетных дел Гусаровой А.М., составленными органом опеки и попечительства и жилищно-бытовой комиссией администрации муниципального образования Муромцевское сельское поселение Судогодского района Владимирской области, обозренными в судебном заседании, показаниями представителя органов опеки и попечительства управления образования администрации Судогодского района Гришковой Е.С., а также- представителя администрации МО Муромцевское сельское поселение Судогодского района Владимирской области Амосовой Т.Ю.
Из показаний данных представителей также видно, что жилые помещения с учетом установленных социальных норм для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также- для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющих закрепленного жилого помещения, приобретаются районной администрацией за счет субвенций из областного бюджета, предусмотренных на эти цели и направляемых непосредственно в управление образование администрации Судогодского района. После чего приобретенное жилье передается на баланс данного управлению образования и заключается договор социального найма с лицом из числа вышеуказанной категории.
Указанные обстоятельства согласуются с постановлением Губернатора Владимирской области за N398 от 13.07.2005 г. "О предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения", в соответствии с которым департамент образования администрации области обеспечивает перечисление средств областного бюджета бюджетам муниципальных образований, выделенных на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения. Органы местного самоуправления муниципальных образований обеспечивают целевое использование средств из областного бюджета, выделенных на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим.
Как указано выше, истец Гусарова А.М. зарегистрирована по адресу: .... Указанное жилое помещение по заключению межведомственной комиссии, назначенной постановлением Главы муниципального образования Муромцевское сельское поселение от 02.10.2009г. ..., и акта обследования помещения от 08.06.2012г. признано непригодным для проживания (л.д.110-111). Вместе с тем, лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, истец Гусарова А.М. стала с 2005 г. после вступления в законную силу решения Судогодского районного суда от 03.06.2005 г. о лишении ее отца соответствующих прав.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец Гусарова А.М. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющей закрепленного за ней жилого помещения с 2005 г.
При таких обстоятельствах, в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Гусарова А.М. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм.
Кроме того, учитывая, что финансирование расходов на приобретение жилья осуществляется в соответствии с положениями закона системно, то есть в пределах объема финансирования и лимитов бюджетных средств на соответствующий финансовый год на приобретение, реконструкцию и строительство жилья, обязанность по предоставлению жилого помещения истице за счет средств, предусмотренных в бюджете Владимирской области на данные цели, лежит по мнению суда, на администрации муниципального образования "Судогодский район" Владимирской области.
Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования прокурора в интересах Гусаровой А.М. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Судогодского района Владимирской области в интересах Гусаровой А.М. к администрации муниципального образования "Судогодский район" Владимирской области об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования "Судогодский район" Владимирской области обеспечить вне очереди Гусаровой А.М., ... года рождения, уроженку ..., являющуюся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным, отвечающим санитарным и техническим требованиям, жилым помещением, расположенном на территории муниципального образования ... метров, по договору социального найма, за счет средств бюджета Владимирской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом через Судогодский районный суд.
Председательствующий судья Д.Н.Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.