Судогодский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Куприянова А.В.,
с участием истца Карелиной Л.Н.,
представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Судогодском районе Владимирской области по доверенности Богатовой И.И.,
при секретаре Барышниковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Судогде Владимирской области гражданское дело по иску Карелиной Л.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Судогодском районе о включении определенных периодов педагогической деятельности в специальный стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, возложении обязанности назначить пенсию с момента обращения в ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Судогодском районе с 17.11.2011 года,
УСТАНОВИЛ:
13.03.2012 года Карелина Л.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Судогодском районе о включении определенных периодов педагогической деятельности в специальный стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, возложении обязанности назначить пенсию с момента обращения в ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Судогодском районе с 17.11.2011 года.
Мотивируя свои требования, Карелина Л.Н. указала, что решением ответчика ... от 25.11.2011 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность. Причиной отказа явилось исключение из подсчета стажа следующих периодов работы:
-с 02.08.1989 года по 19.09.1990 года и с 01.09.1992 года по 31.08.1993 года в должности методиста в районном Доме пионеров, поскольку указанная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью;
-с 20.09.1990 года по 31.08.1992 года в должности директора Дома пионеров и с 01.09.1993 года по 31.03.1997 года в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе Дома пионеров, так как не выполнены условия, при которых данные наименования учреждения включаются в педагогический стаж, а именно работа в должностях, указанных в п.2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в п.2 раздела "Наименование учреждений", списка, к которым относятся вышеуказанные должности и учреждения, за периоды, начиная с 01.01.2001 года засчитываются в специальный стаж при наличии одновременно двух условий: на 01.01.2011 года у лица имеется стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке продолжительностью не менее 16 лет 08 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от продолжительности) в период с 01.11.1999 года по 31.12.2000 года в должностях и учреждениях, указанных в п.2 раздела "Наименование должностей" и в п.2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Со ссылкой на Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. ..., Инструктивное письмо Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 года ...-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", истец указывает на возможность включения спорных периодов в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Истец просит обязать ответчика включить в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, указанные периоды работы, назначить трудовую пенсию с момента обращения в пенсионный орган за назначением пенсии с 17.11.2011 года.
В судебном заседании истец Карелина Л.Н. поддержала исковые требования в полном объеме, ссылаясь на доводы искового заявления. Пояснила, что в спорные периоды осуществляла педагогическую деятельность во внешкольном детском учреждении; на момент данной деятельности Устав Дома пионеров отсутствовал.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Судогодском районе Владимирской области Богатова И.И. исковые требования не признала и просила суд отказать Карелиной Л.Н. в удовлетворении исковых требований.
Аргументируя свою позицию, Богатова И.И. указала, что должности Карелиной Л.Н. в период работы в Доме пионеров не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность.
Суд, выслушав мнения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, обозрев пенсионное дело истца, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного федерального закона, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как установлено в судебном заседании, 17.11.2011 года Карелина Л.Н. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Судогодском районе за назначением ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, представив все необходимые документы. Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Судогодском районе Владимирской области ... от 25.11.2011 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии за выслугу лет по старости в связи с педагогической деятельности, в виду недостаточности выработанного педагогического стажа (л.д.8).
Периоды работы истца с 02.08.1989 года по 19.09.1990 года и с 01.09.1992 года по 31.08.1993 года в должности методиста в Кемском районом Доме пионеров; с 20.09.1990 года по 31.08.1992 года в должности директора Дома пионеров и с 01.09.1993 года по 31.03.1997 года в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе Дома пионеров, по мнению Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, не подлежат включению в специальный стаж работы истца (л.д.8).
Определением Конституционного суда РФ 05.11.2002 года ... установлено, что пенсии, назначаемые гражданам в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны предшествующим трудом. При этом гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, предусмотренные действующим в тот период законодательством. Изменение условий установленной пенсии, в связи с особыми условиями труда являются ограничением конституционного права гражданина на пенсионное обеспечение.
До вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Сам по себе переход к новому правовому регулированию области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции РФ, однако, вносимые законодателем изменения, в том числе и в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом РФ в постановлении от 29.01.2004 года ...-П и постановлении от 24.05.2001 года ...-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на момент приобретения права, сохраняется за указанной категорией лиц. Придание обратной силы закону, ухудшающей положение граждан и означающему по существу отмену права для этих лиц, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством - противоречат ст. 1 ч.1, ст.2, 1ст.8, ч.1 ст.54, ч.2 ст.55, ст.57 Конституции РФ.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 (пункт 4) ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно-полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке.
Применительно к положениям вышеназванной статьи Закона правовая позиция, изложенная в постановлении Конституционного суда РФ от 24.05.2001 года N 8-П означает, что содержащаяся в п.4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ".
Именно из этого исходил законодатель, закрепив в ст.30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" возможность оценки пенсионных прав по нормам Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ".
Реализуя названные нормативные предписания, Министерство труда и социального развития РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ постановлением от 17.10.2003 года N 70 утвердил разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.27,28,30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в соответствии с которыми расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Данная позиция согласуется и с Постановлением Пленума Верховного суда РФ N 25 от 20.12.2005 года, согласно п.12 которому при рассмотрении споров, возникших в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", необходимо иметь в виду, что в силу подпункта "в" пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781, работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8,1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 (далее - список должностей и учреждений, список), засчитывается в стаж работы только за период до 01.11.1999 года. Работа в данных должностях в учреждениях, указанных в пунктах 1.8,1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" названного выше списка должностей и учреждений, имевшая место после 01.11.1999 года, не подлежит зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Аналогичное правило применяется и к случаям работы в указанных должностях в учреждениях, перечисленных в пунктах 1.8,1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений", являющихся структурными подразделениями организации.
Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается и выплачивается в зависимости от вида деятельности, а не от правого статуса учреждения или организации с которыми они состояли в трудовых отношениях, что обусловлено повышенной интенсивностью труда педагогических работников, приводящего к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объемом.
По смыслу п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии", вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании.
По мнению суда, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлениях N 2-П от 29.01.2004 года N 18-П от 15.06.1998 года, при исчислении педагогического стажа работы истца, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в спорные периоды, следует руководствоваться нормативными актами, действовавшими в спорный период - Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
В соответствии с п.2 Положения от 17.12.1959 года N 1397 (действовавшим до 01.10.1993 года), в стаж работы учителей и других работников просвещения включается работа по специальности во внешкольных детских учреждениях. В соответствии с п.3.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 года N 1-63 -И "О пенсиях за выслугу лет работниками просвещения и здравоохранения" к числу внешкольных детских учреждений были причислены Дома пионеров. К работе по специальности во внешкольных детских учреждениях относилась работа в качестве руководителя или заместителя руководителя этих учреждений, руководителя кружка, тренера - преподавателя и др.
Таким образом, период работы истца с 20.09.1990 года по 31.08.1992 года в должности директора Дома пионеров является работой по специальности во внешкольных детских учреждениях и подлежит включению в подсчет стажа.
Периоды работы истца с 02.08.1989 года по 19.09.1990 года и с 01.09.1992 года по 31.08.1993 года в качестве методиста в Доме пионеров также подлежат включению в специальный стаж истца на основании пункта 2 вышеназванного Положения от 17.12.1959 года N 1397, как работы по специальности во внешкольном детском учреждении. Работа в должности методиста во внешкольных учреждениях относится к педагогической работе в соответствии с пп."л" п.5 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР N 94 от 16.05.1985 года.
Положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст. ст.18, 19 и ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В силу подпункта "в" пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8,1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 (далее - список должностей и учреждений, список), засчитывается в стаж работы только за период до 01.11.1999 года.
В связи с изложенным, период работы истца с 01.09.1993 года по 31.03.1997 года в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе Дома пионеров подлежит включению в педагогический стаж работы истца, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Принимая во внимание включенные судом периоды работы истца и зачтенные ответчиком периоды, специальный педагогический стаж истца, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с педагогической деятельностью, на момент обращения в пенсионный фонд, составлял более 25 лет.
Указанные обстоятельства дополнительно подтверждены сведениями трудовой книжки Карелиной Л.Н., архивными справками муниципального учреждения города Кемь Республики Карелия, материалами пенсионного дела истца.
В соответствии с частями 1 и 2 ст.19 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также с учетом разъяснений, содержащихся в п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20.12.2005 года, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления, со всеми необходимыми документами. Однако, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (статья 19 Федерального закона N 173-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Судогодском районе Владимирской области были нарушены конституционные права Карелиной Л.Н на получение льготной пенсии, поэтому ее исковое заявление следует признать обоснованным, а требования - подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Карелиной Л.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Судогодском районе о включении определенных периодов педагогической деятельности в специальный стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, возложении обязанности назначить пенсию с момента обращения в ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Судогодском районе с 17.11.2011 года, удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Судогодском районе Владимирской области включить Карелиной Л.Н. в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, следующие периоды работы: с 02.08.1989 года по 19.09.1990 года в должности методиста в Кемском районном Доме пионеров; с 20.09.1990 года по 31.08.1992 года в должности директора Кемского районного Дома пионеров; с 01.09.1992 года по 31.08.1993 года в должности методиста в Кемском районном Доме пионеров; с 01.09.1993 года по 31.03.1997 года в должности заместителя директора Кемского районного Дома пионеров по учебно-воспитательной работе.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Судогодском районе Владимирской области назначить Карелиной Л.Н. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 17.11.2011 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца во Владимирский областной суд путем представления апелляционной жалобы в Судогодский районный суд Владимирской области.
Судья А.В.Куприянов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.