Фрунзенский районный суд города Владимира в составе:
председательствующего судьи Тельцовой Е.В.
при секретаре Шпагиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Даниловой И.Ю. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области о включении периодов работы в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и назначении досрочной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Данилова И.Ю. работала с 02 августа 1993 года по 31 декабря 2001 года в должности старшей медсестры отделения функциональной диагностики территориальной поликлиники в медико-санитарной части В..
Данилова И.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области (далее - УПФР) о включении в специальный стаж периода работы и назначении досрочной трудовой пенсии (с учетом уточнения) с даты обращения 16 апреля 2012 года.
Представитель ответчика Белева О.Ю. (по доверенности) исковые требования не признала, указала, что специальный стаж работы истца в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения составляет менее 30 лет и соответственно пенсия не может быть назначена, поскольку такая должность как "старшая медсестра отделения" не поименована разделом "Наименование должностей списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:
20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;
В судебном заседании установлено, что .... в целях назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, Данилова И.Ю. обратилась в Пенсионный фонд с соответствующим заявлением. Однако решением УПФР в г. Владимире от .... N... ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по вышеуказанным основаниям.
Суд не может признать данный отказ обоснованным.
В силу части 1 статьи 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
Право граждан указанной категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми, вредными, особыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам с особыми условиями труда.
Истолкование названных норм как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на том основании, что эти работы по своему характеру и условиям более не признаются особыми, связанными с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ч.1 и ч.2 статьи 19 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение.
Согласно пункту 9 статьи 30 указанного Федерального закона, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсийи действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
На день вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" действовал Список должностей и учреждений, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066.
Пунктом 3 указанного Постановления установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываютсяпериоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991г. N 464 (далее -Список N 464),периоды работы после 01.11.1999 года - в соответствии со Списком и правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 (далее -Список N 1066).
В соответствии с пунктом 1 Списка N 464 в медицинский стаж включается работа врачей и среднего медицинского персоналанезависимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности.
Список N 464не содержитконкретных наименований врачебных должностей и должностей среднего медицинского персонала.
Перечень должностей среднего медицинского персонала приведен в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ 15.10.1999 года N 377, в которой значатся должности "медицинская сестра", "медицинская сестра процедурной" и "старшая медицинская сестра".
Несмотря на это, в штатных расписаниях лечебных учреждений медицинские сестры именовались по-разному, то есть работодатель произвольно переименовывал название должности "медсестра", "старшая медсестра" включая в наименование место работы (отделение, процедурная).
В письме Минздрава РФ от 17.05.2002 года N 2510/4920-02-32 "О досрочных трудовых пенсиях" указано, что в соответствии с требованиями Минтруда России, предъявляемыми к процедуре установления тождественности (письмо Минтруда России от 12.07.2000 N 4952-ЮЛ), органу управления здравоохранением субъекта Российской Федерации необходимо представить в Минздрав России ходатайство об установлении тождественности наименований должностей врачей и средних медицинских работников, учреждений здравоохранения и их структурных подразделений, применявшихся до введения в действие Списков, наименованиям должностей врачей и средних медицинских работников, учреждений здравоохранения и их структурных подразделений, предусмотренным в Списках, утвержденных Постановлением Правительства N 1066 (в редакции Постановления N 130) и Постановлением Совмина РСФСР N 464.
Вместе с тем тождественность не устанавливается, если переименование было произведено в произвольном порядке, т.е. на основании решений администрации органов (или учреждений) субъектов Российской Федерации, атакже в случаях произвольного или ошибочного изменения наименований должностей или структурных подразделений (например, вместо "медицинская сестра по массажу" - "массажистка"; вместо "офтальмологическое отделение" - "глазное отделение").
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о произвольном изменении работодателем наименования должности "старшая медсестра" как "старшая медсестра отделения", причем установление тождественности наименования указанных должностей должности "старшая медсестра", в данном случае не требуется.
Таким образом, период работы Даниловой И.Ю. с 02 августа 1993 года по 31 декабря 2001 года в должности старшей медсестры отделения функциональной диагностики территориальной поликлиники в медико-санитарной части В. подлежит включению в специальный стаж.
При таких обстоятельствах, льготный стаж работы Даниловой И.Ю. составит более 30 лет на дату обращения 16 апреля 2012 года, поэтому суд приходит к выводу о возможности назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с указанной даты.
В силу статьи 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в возврат государственной пошлины .... рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Даниловой И.Ю. удовлетворить.
Включить Даниловой И.Ю. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, период работы с 02 августа 1993 года по 31 декабря 2001 года в должности старшей медсестры отделения функциональной диагностики территориальной поликлиники в медико-санитарной части В..
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Владимире Владимирской области назначить Даниловой И.Ю. досрочную трудовую пенсию по старости связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с даты обращения - с 16 апреля 2012 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в г. Владимире Владимирской области в пользу Даниловой И.Ю. .... рублей в возврат уплаченной государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд города Владимира в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Тельцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.