Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Иркабаева М.Ф.,
при секретаре Кшановской Ю.С.,
с участием заявителя Идиятуллина Х.С., представителя Совета муниципального района Иглинский район РБ Садыкова В.Ю. (доверенность N от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Идиятуллина Х.С. о признании решения Совета муниципального района "адрес" недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Идиятуллин Х.С. обратился в суд с заявлением о признании решения Совета муниципального района "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.
Заявитель свои требования мотивирует тем, что Советом муниципального района "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о выделении дополнительных денежных средств из бюджета района в сумме "данные изъяты" рубля на подготовку и проведение мероприятий, связанных с проведением выборов Президента Российской Федерации. Указанное решение противоречит законодательству о выборах, нарушает избирательные права граждан Российской Федерации. Решение вынесено в нарушение требований статьи 57 "О выборах Президента Российской Федерации".
Заявитель просит суд признать решения Совета муниципального района "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
В судебном заседании заявитель Идиятуллин Х.С. заявление подержал.
Представитель Совета муниципального района "адрес" ФИО3 заявленное требование не признал, указав, что в соответствии п. 16 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права участие в референдуме граждан Российской Федерации" органы местного самоуправления обязаны в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимое помещение, транспортные средства, средства связи, техническое оборудование для работы избирательных комиссий. В связи с предоставлением имущества в безвозмездное пользование избирательным комиссиям, органы местного самоуправления несут расходы, не предусмотренные Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации". В связи указанными обстоятельствами Советом муниципального района принято оспариваемое решение.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация в праве оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействий).
При этом в силу ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Судом установлено, что решением Совета муниципального района "адрес" 2 созыва N от ДД.ММ.ГГГГ выделено дополнительных денежных средств в размере 1 203 622 рубля на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое решение муниципального района противоречит Федеральному закону от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".
Согласно ч. 4 ст. 81 Конституции Российской Федерации порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, осуществляется за счет средств федерального бюджета (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ).
Порядок осуществления финансирования выборов Президента Российской Федерации, в том числе порядок перечисления и расходования денежных средств, отчетность за их расходованием, определяется статьями 57, 64 "О выборах Президента Российской Федерации".
Согласно ст. 57 вышеуказанного Федерального закона расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, обеспечением деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий, использованием и эксплуатацией средств автоматизации, а также с повышением правовой культуры избирателей и обучением организаторов выборов, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. Средства на указанные расходы предусматриваются в федеральном бюджете в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и перечисляются избирательным комиссиям, федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, воинские части (для избирательных участков, образованных в порядке, установленном пунктами 5 и 6 статьи 25 настоящего Федерального закона), на счета, открываемые ими в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае отсутствия указанных учреждений - в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации. Главным распорядителем указанных средств является Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ).
Меры по организации финансирования выборов Президента России осуществляет ЦИК РФ, в том числе она распределяет выделенные из федерального бюджета средства в избирательные комиссии субъектов Федерации и контролирует их целевое использование.
Бюджетное финансирование предполагает строгую отчетность, поэтому законом предусмотрено создание контрольно-ревизионных служб при ЦИК РФ и при избирательных комиссиях субъектов Федерации для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных избирательным комиссиям.
Анализ вышеприведенных норм закона позволяет сделать вывод о том, что выборы Президента Российской Федерации финансируется из федерального бюджета.
Доводы представителя ответчика о том, что оспариваемое решение принято для финансирования расходов на предоставления помещений, транспортных средств, средств связи и техническое оборудование избирательным комиссиям необоснованны на законе.
В соответствии со п. 2 ст. 64 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" за счет средств федерального бюджета, включая остатки средств предыдущих периодов, финансируются следующие расходы избирательных комиссий:
2) на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников аппаратов избирательных комиссий, выплату компенсаций членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, а также на выплаты гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам, и специалистам, направляемым для работы в составе контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях;
3) на изготовление печатной продукции и осуществление издательской деятельности;
4) на приобретение, доставку и установку оборудования (в том числе технологического), других материальных ценностей, необходимых для обеспечения выборов и полномочий избирательных комиссий;
5) на транспортные расходы, в том числе при проведении голосования в труднодоступных или отдаленных местностях;
6) на доставку, хранение избирательной документации, подготовку ее к передаче в архив или на уничтожение;
7) на развитие избирательной системы, в том числе на внедрение новых избирательных технологий, средств автоматизации, на повышение правовой культуры избирателей и организаторов выборов, на реализацию целевых программ;
8) на командировки и другие цели, связанные с проведением выборов Президента Российской Федерации, а также с обеспечением полномочий и деятельности избирательных комиссий.
Согласно ч. 2 ст. 254 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного времени.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение Совета муниципального района "адрес" 2 созыва N от ДД.ММ.ГГГГ о выделении дополнительных денежных средств на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации недействительным и недействующим со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.