Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Иркабаева М.Ф.,
при секретаре Музиповой Г.Ф.,
с участием заявителя Идиятуллина Х.С., представителя Совета муниципального района "данные изъяты" район РБ Садыкова В.Ю. (доверенность N от ДД.ММ.ГГГГ года),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Идиятуллина Х.С. о признании решения Совета муниципального района "данные изъяты" район Республики "данные изъяты" незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Идиятуллин Х.С. обратился в суд с заявлением о признании решения Совета муниципального района "данные изъяты" район Республики "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Заявитель свои требования мотивирует тем, что Советом муниципального района "данные изъяты" район Республики "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ принято решение о выделении дополнительных денежных средств из бюджета района в сумме "данные изъяты" рублей на подготовку и проведение мероприятий, связанных с проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации. Указанное решение противоречит законодательству о выборах, нарушает избирательные права граждан Российской Федерации, законные права и интересы истца. Решение вынесено в нарушение требований статьи 57 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст. 63 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Заявитель просит суд признать решение Совета муниципального района "данные изъяты" район Республики "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
В судебном заседании заявитель Идиятуллин Х.С. заявление подержал.
Представитель Совета муниципального района "данные изъяты" район "данные изъяты" Садыков В.Ю. заявленное требование не признал, указав, что согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
ДД.ММ.ГГГГ Идиятуллин Х.С. присутствовал на "данные изъяты" заседании Совета муниципального района "данные изъяты" район Республики "данные изъяты", когда принималось указанное заявителем решение N. Идиятуллин Х.С. на данном заседании выступил по данному пункту повестки дня, что подтверждается выпиской из протокола заседания. Однако, заявитель обратился в суд с заявлением только ДД.ММ.ГГГГ, пропустив процессуальный срок для подачи заявления три месяца.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействий).
При этом, в силу ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Судом установлено, что решением Совета муниципального района "данные изъяты" район Республики "данные изъяты" "данные изъяты" созыва N от ДД.ММ.ГГГГ выделены дополнительные денежные средства в сумме "данные изъяты" рублей на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания в муниципальном районе "данные изъяты" район, что также подтверждается приложением к указанному решению - распределением средств на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания.
Из письма Прокуратуры "данные изъяты" района Республики "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного Идиятуллину Х.С., следует, что при проведении проверки в части принятия решений от ДД.ММ.ГГГГ N "О выделении дополнительных денежных средств на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания "данные изъяты" созыва ДД.ММ.ГГГГ и повышение гражданской активности избирателей" прокуратурой выявлены нарушения закона.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое решение Совета муниципального района "данные изъяты" район Республики "данные изъяты" "данные изъяты" созыва противоречит ст. 63 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
В силу пункта 1 ст. 63 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, обеспечением деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий, использованием и эксплуатацией средств автоматизации, а также с повышением правовой культуры избирателей и обучением организаторов выборов, осуществляются за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. Средства на указанные расходы предусматриваются в федеральном бюджете в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и перечисляются избирательным комиссиям, федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, воинские части (для избирательных участков, образованных в соответствии с частями 5 и 6 статьи 13 настоящего Федерального закона), на счета, открываемые ими в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае отсутствия указанных учреждений - в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации. Главным распорядителем указанных средств является Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
Средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов федерального бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы (пункт 2 статьи 63 указанного Федерального закона).
Согласно п. 3 ст. 63 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем за 50 дней до дня голосования распределяет поступившие в ее распоряжение средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, между избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, которые распределяют полученные средства между территориальными избирательными комиссиями не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Средства на подготовку и проведение выборов на избирательных участках, образуемых в порядке, установленном частями 5 и 6 статьи 13 настоящего Федерального закона, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации распределяет между государственными органами, в ведении которых находятся вопросы регистрации и учета избирателей на указанных избирательных участках, а также между территориальными избирательными комиссиями, образуемыми в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 настоящего Федерального закона, не позднее чем за 30 дней до дня голосования. В случае проведения досрочных выборов, а также в случае несвоевременного или не в полном объеме финансирования подготовки и проведения выборов указанные избирательные комиссии распределяют средства по мере их поступления.
Председатели избирательных комиссий распоряжаются средствами, выделенными из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом (пункт 5 указанного Федерального закона).
В соответствии с п. 3 ст. 63 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ не израсходованные избирательными комиссиями средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, не позднее чем через 60 дней после представления в палаты Федерального Собрания Российской Федерации отчета о расходовании указанных средств, а также сведений о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств возвращаются в доход федерального бюджета и используются в порядке и на цели, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм закона позволяет сделать вывод о том, что выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации финансируются из федерального бюджета.
Доводы представителя ответчика о том, что заявителем пропущен трехмесячный процессуальный срок для подачи заявления, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, необоснованны на законе, поскольку незаконным нормативным актом гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица нарушаются в течение всего периода действия данного акта, то срок для обращения с жалобой в суд не может исчисляться со дня принятия оспариваемого акта. Такой акт может быть оспорен в любое время его действия как в целях предотвращения негативных последствий в будущем, так и для пресечения длящегося нарушения гражданских прав.
Согласно ч. 2 ст. 254 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного времени.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение Совета муниципального района "данные изъяты" район Республики "данные изъяты" "данные изъяты" созыва N от ДД.ММ.ГГГГ о выделении дополнительных денежных средств в сумме "данные изъяты" рублей на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания "данные изъяты" созыва ДД.ММ.ГГГГ и повышение гражданской активности избирателей недействительным и недействующим со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.