судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Уколовой О.В.,
судей Нагайцевой Л.А., Давыдовой Н.А.,
при секретаре Смольниковой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Мохова С.А. на решение Добринского районного суда Липецкой области от 27 августа 2012 года, которым постановлено:
Признать решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Добринском районе Липецкой области об отказе в установлении пенсии N от ДД.ММ.ГГГГ года в части не включения в педагогический стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости Мохова С.А. периодов работы с 11.02.1991 года по 30.09.1993 года и с 01.11.1999 года по 31.12.2000 года незаконным и отменить.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Добринском районе Липецкой области включить Мохову С.А. в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста, периоды работы: с 11.02.1991 года по 24.08.1992 года в должности "данные изъяты" Лебедянской средней школы; с 25.08.1992 года по 28.02.1993 года в должности "данные изъяты" Добринка; с 01.03.1993 года по 30.09.1993 года в должности "данные изъяты"; с 01.11.1999 года по 31.12.2000 года в должности "данные изъяты" МБОУ ДОД ДООЦ (ФКиС) п. Добринка.
В остальной части требований отказать.
Заслушав доклад судьи Нагайцевой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мохов С.А. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Добринском районе Липецкой области (далее - УПФР в Добринском районе) о признании права на досрочную трудовую пенсию старости в связи с педагогической деятельностью "данные изъяты" старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", ссылаясь на то, что при наличии необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности ответчик 19 февраля 2012 года отказал ему в назначении пенсии по старости. Считая отказ незаконным, истец, с учетом уточненных исковых требований, просил обязать УПФР в Добринском районе Липецкой области назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения, обязать ответчика включить в стаж педагогической деятельности периоды учебы и службы в армии, периоды работы в детско-юношеском клубе и детском стадионе.
Представитель ответчика ГУ - УПФР в Добринском районе иск не признал, считая отказ в назначении Мохову С.А. пенсии по старости законным, так как у истца на дату обращения отсутствовал необходимый для назначения пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" специальный стаж педагогической деятельности.
Суд постановил решение о частичном удовлетворении требований истца.
В апелляционной жалобе истец Мохов С.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Выслушав объяснения истца Мохова С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Вместе с тем, в интересах законности судебная коллегия полагает необходимым выйти за пределы доводов апелляционной жалобы и проверить обжалуемое решение в полном объеме по мотиву наличия оснований для его изменения в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 31 января 2012 года Мохов С.А. обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Решением УПФР в Добринском районе от ДД.ММ.ГГГГ года N Мохову С.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" из-за отсутствия необходимого для назначения пенсии 25 -летнего стажа педагогической деятельности. По мнению ответчика, специальный стаж Мохова С.А. на дату обращения составил 8 лет 06 мес. 15 дней. Ответчиком при подсчете стажа допущена арифметическая ошибка, периоды, включенные пенсионным органом в специальный стаж истца, составляют 7 лет 00 месяцев 1 день.
Ответчиком в педагогический стаж истца не включены периоды работы и иной деятельности:
период учебы в педагогическом училище с 01 сентября 1984 года по 11 сентября 1986 года и с 12 мая 1987 года по 29 июня 1987 года, за исключением периода прохождения педагогической практики с назначением на должность "данные изъяты" Александровской восьмилетней школы с 12 сентября 1986г. по 11 мая 1987года;
период службы в армии с 22 ноября 1987года по 14 ноября 1990года;
период работы в качестве "данные изъяты" Лебедянской средней школы с 11.02.1991 года по 24.08.1992 года;
период работы в качестве "данные изъяты" Добринском детско-юношеском клубе физической подготовки с 25.08.1992 года 28.02.1993 года,
период работы в качестве "данные изъяты" детского стадиона с 01.03.1993 года по 30.09.1993 года,
период работы с 01.11.1999 года по 31.01.2012 года.
Судом установлено, что должности и учреждения, в которых работал истец, не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и не соответствуют Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N781.
Однако Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В период учебы и военной службы истца, его работы преподавателем допризывной подготовки молодежи общеобразовательной школы, тренером в детско-юношеском клубе физической подготовки, директором стадиона действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
Указанным постановлением были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Согласно подразделу 1 раздела I указанного Перечня в специальный стаж, дающий право для назначения пенсии за выслугу лет, включалась работа в должности учителя, преподавателя в школах, независимо от наименования.
В соответствии с пунктом 2.3 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" пенсии за выслугу лет назначаются военным руководителям школ как учителям и преподавателям школ. К работе по специальности во внешкольных детских учреждениях относится работа в качестве руководителя или заместителя руководителя этих учреждений, руководителя кружка, тренера-преподавателя. К внешкольным детским учреждениям относятся Дворцы и Дома пионеров, станции юных техников, юных туристов; детско-юношеские клубы моряков с флотилиями и пароходствами; детско-юношеские спортивные школы; детские стадионы, детские парки, пионерские лагеря; вечерние школы музыкального и художественного образования; детские хоровые студии; клубы юных техников; детские дома культуры и комнаты школьника, создаваемые профсоюзными и общественными организациями, и др. (п.3.2).
При принятии решения о включении в специадьный стаж, дающий право на пенсию, период работы истца с 11 февраля 1991 года по 24 августа 1992 года в должности "данные изъяты" в Лебедянской средней школе и с 25 августа 1992 года по 28 февраля 1993 года в должности "данные изъяты" Добринского детско-юношеского клуба физической подготовки, суд проанализировал приведенные правовые нормы в совокупности с действующим пенсионным законодательством, исследовал представленные доказательства, подтверждающие характер работы и пришел к обоснованному выводу, что истец в данные периоды выполнял работу, дающую право на пенсию в связи с педагогической деятельностью.
Суд исследовал приказ от ДД.ММ.ГГГГ года N назначении Мохова С.А. "данные изъяты" молодежи Лебедянской средней школы, приказ N от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому истец уволен с должности "данные изъяты" тарификационные списки учителей Лебедянской средней школы на 1991-1992 учебный год, на 12.02.1991 года, на 01.12.1991 года, из которых усматривается, что Мохов С.А. имел педагогическую нагрузку по ведению предметов ОБЖ, биологии, НВП; контрольную карточку на 1991-1992г.г., где должность Мохова С.А. указана "данные изъяты", а с 12.02.1991 года - "данные изъяты"
Суд исходил также из анализа действовавших в тот период нормативных документов. Так, постановлением Совета Министров СССР N 289 от 29.04.1968 года в общеобразовательных школах в 9-10 (11) классах вводились занятия по военной подготовке, в штаты введена должность военного руководителя. Типовыми штатами начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ, утвержденными приказом Минпроса СССР 31.12.1986 года N 264 в средних общеобразовательных школах предусматривалась должность военного руководителя.
Как следует из постановления Совета Министров РСФСР от 14.05.1991 года N 253 N "О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР", приказа Минобразования РСФСР от 27.05.1991 года N 25 " О введении в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР нового курса "ОБЖ", в государственных общеобразовательных учебных заведениях вместо должности военного руководителя введена должность преподавателя курса "ОБЖ".
Постановлением Минтруда РФ N 68 от 03.10.2002 года установлено тождество наименования должности "преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности" наименованию "военный руководитель".
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда, что в период с 11.02.1991г. по 24.08. 1992г. истец осуществлял педагогическую деятельность, подлежащую включению в специальный стаж как учителям и преподавателям школ согласно подразделу 1 раздела I Перечня, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года.
Разрешая вопрос о включении в специальный стаж истца периода работы с 25 августа 1992 года по 28 февраля 1993 года в должности "данные изъяты" Добринского детско-юношеского клуба физической подготовки, суд исследовал штатное расписание, тарификационный список ДЮКФП, должностную инструкцию "данные изъяты" ДЮКФП, с которой Мохов С.А. ознакомлен и согласно которой в его обязанности входило "данные изъяты"
При этом суд учел, что приказами Государственного комитета СССР по народному образованию от 24.10.1989 года N 802 и от 23.04.1990 г. N280 предусмотрено создание детско-юношеских клубов физической подготовки и их отнесении к внешкольными учреждениям, являющимся составной частью единой системы народного образования.
Поскольку перечень внешкольных детских учреждений, приведенный в п.3.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. N 1-63-И, не являлся исчерпывающим, вывод суда об отнесении Добринского ДЮКФП к внешкольным детским учреждениям является правильным.
Исследуя вопрос о правильном наименовании должности, которую занимал истец в данный период, суд указал, что постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 15 июля 1964 года N 620 в детских спортивных школах была введена должность тренера-преподавателя. С этого времени во всех нормативных актах наименование должности педагогов спортивных образовательных учреждений значится как "тренер-преподаватель", "старший тренер-преподаватель", а должность "тренера" отсутствует.
При этом законодатель допускал сокращение наименования должности "тренера- преподавателя" как "тренера". Так, в пункте 1 Нормативов оплаты труда тренеров- преподавателей (Приложение N 7 к Постановлению Госкомспорта СССР и ЦК ДОСААФ СССР от 20 мая 1991 г. N 6/4а-13) указывается на то, что оплата труда тренеров-преподавателей по спорту (в дальнейшем, как указано в нормативном акте - тренеры) за учебно-преподавательскую работу может производиться исходя из ставок заработной платы по нормативам за одного занимающегося либо за количество часов учебно-преподавательской работы, отведенных для подготовки учебных групп.
Типовыми штатами спортивных сооружений, утвержденными Постановлением Секретариата ВЦСПС от 31.08.1978 г. N 23-10, должности тренеров не предусмотрены, а предусмотрены должности тренеров-преподавателей.
Установив, что должностные обязанности истца в Добринской ДЮКФП с 25 августа 1992 года по 28 февраля 1993 года соотносятся с должностными обязанностями "данные изъяты" суд обоснованно исходил из того, что неверное наименование должности не может повлечь негативных последствий для работника, поэтому обоснованно включил указанный период в педагогический стаж истца.
Также суд обоснованно включил в педагогический стаж истца период работы в должности "данные изъяты" с 01 марта 1993 года 30 сентября 1993 года, поскольку в данный период детский стадион был отнесен к внешкольным детским учреждениям, а должность руководителя учреждения относилась к работе по специальности.
Кроме того, суд первой инстанции включил в педагогический стаж истца период работы с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года (1 год 2 месяца), придя к выводу, что в данный период Мохов С.А. работал в качестве "данные изъяты" во внешкольном детском учреждении.
С таким выводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права и не соответствует обстоятельствам дела.
Судом не учтено, что постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 действовало до 22 сентября 1993 года.
Из трудовой книжки истца следует, что с 6 апреля 1999 года детский стадион, в котором Мохов С.А. работал директором, переименован в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеский клуб физической подготовки N ДД.ММ.ГГГГ г. истцу присвоена высшая квалификационная категория по должности педагога дополнительного образования, а 22 апреля 2005года- по должности директора. 09 ноября 2007г. учреждение переименовано в муниципальное учреждение дополнительного образования детей детский оздоровительно-образовательный центр физической культуры и спорта "Олимпия", откуда 31 декабря 2008г. истец уволен в связи с ликвидацией учреждения, а с 01 января 2009года принят на должность заместителя директора муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "детский оздоровительно- образовательный центр (физической культуры и спорта), где и работает до настоящего времени.
Ни записями в трудовой книжке, ни имеющимися в деле первичными документами не подтверждается, что с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года истец, кроме функций "данные изъяты" выполнял обязанности "данные изъяты".
Согласно штатным расписаниям работников учреждений народного образования Добринского района на 1999 и 2000 годы, в указанный период в штате ДЮКФП-2 не было должности педагога дополнительного образования, а имелась штатная единица руководителя кружка.
Однако Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, действующим в настоящее время, равно как и ранее действующими Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067, не предусматривалось включение в специальный стаж для назначения пенсии трудовой деятельности в должности "руководитель кружка".
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 367, наряду с должностью "педагог дополнительного образования" сохранены должности "руководитель кружка", "директора спортивного сооружения".
Изложенное свидетельствует о том, что имело место изменение в централизованном порядке наименований профессий, должностей, учреждений и организаций, содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах, поэтому вопрос о тождественности выполняемых Моховым С.А. функций тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть решен только в случае неправильного наименования работодателем занимаемой истцом должности.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1067, работа в учреждениях дополнительного образования детей (пункт 15 раздела "Наименование учреждений" Списка), засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет только в должностях предусмотренных пунктом 2 раздела "Наименование должностей" Списка.
Поскольку в пункте 15 раздела "Наименование учреждений" не предусмотрено такое учреждение дополнительного образования детей, как детско-юношеский клуб физической подготовки, а пунктом 2 раздела "Наименование должностей" не предусмотрена должность директора, указанный период не подлежит включению в специальный стаж истца.
В связи с изложенным решение пенсионного органа об исключении периода с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года из специального стажа истца является правильным, а вывод суда о необходимости включения данного периода в специальный стаж Мохова С.А. судебная коллегия считает необоснованным и подлежащим исключению из мотивировочной и резолютивной частей решения, что в целом не повлияло на правильность постановленного судом решения об отказе Мохову С.А. в иске.
В соответствии с пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, работа в должностях указанных в пункте 2 раздела "Наименование должности" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Из материалов дела усматривается, что у истца Мохова С.А., по состоянию на 01.01.2001 педагогический стаж составил "данные изъяты" дней, и отсутствует факт работы в соответствующих должностях в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г., что не соответствует требованиям пункта 12 Правил.
В связи с этим, период работы в должностях "данные изъяты" и "данные изъяты" в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей Добринского района с 1 января 2001года по 31 января 2012 г. не может быть включен в специальный педагогический стаж истца, о чем правильно указал суд в решении.
Суд обоснованно отказал в удовлетворении требования истца в части включения в педагогический стаж периодов учебы с 01.09.1984 года по 11.09.1986 года, и с 12.05.1987 года по 29.06.1987 года, а также периода прохождения военной службы по призыву с 22.11.1987 года по 14.11 1990 года, поскольку пунктами 1, 2, 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397 предусматривалась возможность включения в специальный стаж службы в составе Вооруженных сил СССР, времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, при условии если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Принимая во внимание, что на момент обращения Мохова С.А. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано менее 2/3 (16 лет 8 месяцев) стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должностях и учреждениях, работа в которых дает право на эту пенсию, периоды учебы и службы в армии не подлежат включению в специальный стаж.
Довод апелляционной жалобы, что приведенное Постановление такого условия не содержало, является несостоятельным.
Отказывая Мохову С.А. в удовлетворении исковых требований о признании права на досрочную трудовую пенсию, суд правильно проанализировал действующее пенсионное законодательство в совокупности с законодательством, действовавшим в спорные периоды, дал всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам и пришел к обоснованному выводу об отсутствии у истца на дату обращения (31 января 2012 года) необходимого для назначения указанной пенсии 25-летнего стажа педагогической деятельности.
Решение в этой части является законным и обоснованным.
Оснований к отмене решения по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Добринского районного суда Липецкой области от 27 августа 2012 года изменить, исключить из решения указание о включении в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости Мохова С.А. периода работы с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года и признании незаконным в этой части решения ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Добринском районе Липецкой области N N от ДД.ММ.ГГГГ
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Мохова Сергея Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Копия верна:
Судья:
Секретрь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.