судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Орловой О.А.,
судей Берман Н.В. и Уколовой О.В.,
при секретаре Поповой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционной жалобе истца Сладковой А.Д.
на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 28 сентября 2012 года, которым постановлено:
"В иске Сладковой А.Д. к Управлению социальной защиты населения о признании права на получение денежной компенсации отказать".
Заслушав доклад судьи Берман Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сладкова А.Д. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Липецкой области о признании недействительным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации, ссылаясь, что является дочерью военнослужащего, пропавшего без вести в период Великой Отечественной войны, имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные частями 9,10 и 13 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", однако ответчик отказал в назначении компенсации, поскольку отсутствует подтверждение факта гибели военнослужащего. Просила признать недействительным решение Управления социальной защиты населения Липецкой области от 03 августа 2012 года N 2067/О, обязать ответчика назначить ей денежную компенсацию в соответствии со частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ.
Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения Липецкой области иск не признал, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для назначения истице указанных мер социальной поддержки.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе истица Сладкова А.Д. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Выслушав истицу Сладкову А.Д. и её представителя Петрыкина В.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, изучив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным.
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истец не входит в круг лиц, имеющих права на получение данных мер социальной поддержки.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, основанном на анализе положений Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ
и норм Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 142.
Так, в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 указанных Правил ежемесячная денежная компенсация выплачивается членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы.
Согласно подпункту "б" пункта 4 указанных Правил для назначения ежемесячной денежной компенсации заявитель подает в уполномоченный орган по месту жительства заявление с приложением ряда документов, в том числе, документа, подтверждающего гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении им обязанностей военной службы.
Из материалов дела следует, что истец Сладкова А.Д., инвалид I группы с детства по зрению, является дочерью С.Д.М. и С.Е.В. Факт состояния С.Е.В., матери истицы, в фактических брачных отношениях со С.Д.М. с ДД.ММ.ГГГГ до ноября 1941 года установлен решением Добровского районного суда Липецкой области от 06 июля 1982 года.
В материалах дела имеется извещение Трубетчинского районного военного комиссариата Рязанской области от 26 мая 1947 года N, согласно которому С.Е.В. извещается о том, что ее муж красноармеец С.Д.М., находясь на фронте, пропал без вести в ноябре 1941 года. Сведений о смерти С.Д.М. не имеется.
Коль скоро, вышеуказанный Федеральный закон от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ не предусматривает выплату денежной компенсации членам семьи военнослужащего, пропавшего без вести на фронте, юридическим фактом, с которым закон связывает право членов семьи погибшего военнослужащего на меры социальной поддержки, является гибель военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы, а указанных доказательств истицей не представлено, то суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований Сладковой А.Д.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда о невозможности включения ветеранов Великой Отечественной войны в круг лиц, имеющих право на получение денежного довольствия и компенсаций, установленных Федеральным законом N 306-ФЗ, основанном на анализе норм Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Указанный Федеральный закон от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ устанавливает денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы, то есть распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу на момент его вступления в законную силу.
Ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, а также членам их семей устанавливаются иные дополнительные социальные гарантии и компенсации, которые прямо предусмотрены действующим законодательством.
Ссылка апелляционной жалобы истицы на статью 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" не опровергает выводов суда, поскольку в силу пункта 3 статьи 2 законодателем предусмотрено право социального обеспечения в части, касающейся предоставления гарантий и компенсаций, установленных комментируемым Законом, лицам, фактически не обладающим статусом военнослужащего.
Не влечет отмены оспариваемого решения суда ссылка истицы на статью 28 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" от 12 февраля 1993 года N 4468-1, которой семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте.
Указанная норма приравнивает членов семей лиц, пропавших без вести в период военных действий, к членам семей лиц, погибших на фронте лишь в целях пенсионного обеспечения для назначения пенсии по случаю потери кормильца и не может регулировать правоотношения в иной сфере.
Федеральный закон от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ, предусматривающий дополнительные меры социальной поддержки, о назначении которых просит истица, не содержит норм, приравнивающих права членов семей лиц, пропавших без вести, к членам семей лиц, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, и не подлежит расширительному толкованию относительно круга лиц, имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки, в связи с чем правом на ежемесячную денежную компенсацию обладают лишь члены семей погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего.
Выводы суда первой инстанции соответствуют действующим норма материального и процессуального права, основаны на представленных в материалы дела доказательствах, которым судом дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы истицы Сладковой А.Д. аналогичны заявленным требованиям в суде первой инстанции, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 28 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сладковой А.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.