судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Лепехиной Н.В.
судей Орловой О.А. и Игнатенковой Т.А.
при секретаре Еремкиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Щемелинина О.А. на решение Советского районного суда г. Липецка от 16 октября 2012 года, которым постановлено:
"Щемелинину О.А. в иске к администрации гор. Липецка о признании незаконным постановления N от 30.07.2012г. и о признании права на включение в списки для обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета - отказать"
Заслушав доклад судьи Орловой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Щемелинин О.А. обратился в суд с иском к администрации города Липецка, указывая, что является военнослужащим в отставке, в звании полковника, поэтому в соответствии с ФЗ " О статусе военнослужащих" имеет право на обеспечение жилым помещением в собственность бесплатно. Однако постановлением администрации г. Липецка ему было отказано во включении в списки для обеспечения жильем. Полагал данное постановление незаконным, нарушающим право истца на выбор формы обеспечения жилым помещением. Просил отменить постановление N от 30.07.2012г. в части отказа ему во включении в списки для обеспечения граждан жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, признать за ним право на включение в указанный список.
В судебном заседании истец поддержал свои исковые требования ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика по доверенности Чемелева Г.П. иск не признала, ссылаясь на законность отказа во включении истца в списки для обеспечения граждан жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета. Просила в иске отказать.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе истец Щемелинин О.А. просит отменить указанное решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела.
Выслушав объяснения истца Щемелинина О.А., поддержавшего жалобу, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в соответствие со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации, как постановленным с нарушением норм материального права.
Судом установлено, что истец является военнослужащим в отставке, имеет воинское звание полковник и 09 августа 1995 года он был поставлен на учет для получения жилой площади военнослужащими в Управлении по учету и распределению жилья администрации г.Липецка, составом семьи 4 человека, выбрав местом постоянного жительства г.Липецк.
На основании решения Октябрьского районного суда г.Архангельска от 20.02.2012 года членами семьи истца были признаны помимо супруги Щ.Е.И. и сына Щ.И.О., невестка Щ.Ю.Ю., и внучка Щ.С.И., истец и члены его семьи проживают и зарегистрированы в "адрес" общей площадью 62.7кв.м. Собственниками квартиры являются Щ.И.О., Щ.Е.И. и Щ.С.И. по 1/3 доле каждый.
Истец выбрал способ обеспечения жильем путем предоставления жилого помещения в собственность бесплатно, при этом оставив за членами семьи "адрес", в связи с чем, 23.04.2012 года обратился в администрацию г. Липецка с заявлением о предоставлении ему с составом семьи 5 человек жилого помещения в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета, сохранив за собой жилое помещение в г. Архангельске.
Постановлением администрации г.Липецка N от 30.07.2012г. ему было отказано во включении в списки лиц для обеспечения жилым помещением по основаниям, предусмотренным Законом Липецкой области N 507-03 от 14.07.2011г. "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и некоторых других категорий граждан".
В соответствии с п.2.1 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона Российской Федерации от 08.12.2010 года N 342-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", норма предоставления жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом того, что истец имел звание полковник, ему полагается дополнительная площадь в размере от 15 до 25 кв.м.
Таким образом, судом правильно установлено, что в соответствии со ст. 15.1 ФЗ " О статусе военнослужащих" истцу должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 105-115 кв.м.
На основании анализа порядка учета граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в жилых помещениях, установленного в Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. N1054, с учетом положений статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 08.12.2010 года N 342-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", судом верно определены полномочия администрации г. Липецка по постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Отказывая в удовлетворении требований истца о признании незаконным постановления администрации г. Липецка N 1366 от 30.07.2012г., суд первой инстанции исходил из законности отказа ответчика в предоставлении жилого помещения бесплатно, поскольку разница между общей площадью жилого помещения, определенной в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания составляет менее 36 кв.м., следовательно, истец имеет право только на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, кроме того, истец намеренно ухудшил свои жилищные условия и в течение 5-ти лет он не вправе претендовать на получение жилья.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда первой инстанции основаны на неверном применении норм материального права.
Исходя из выписки из постановления администрации г.Липецка N от 30.07.2012 года, авписки из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам граждан, уволенных с военной службы от 27.07.2012 года N 8, ответа Управления по учету и распределению жилья администрации г.Липецка от 31.07.2012 года, из которых следует, что Щемелинину О.А. отказано во включении в списки для обеспечения граждан жилыми помещениями, за счет средств федерального бюджета, в форме обеспечения жилым помещением в собственность бесплатно в соответствии с законом Липецкой области от 14.07.2011 года N 507 -ОЗ " О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и некоторых других категорий граждан", при этом ни в одном из этих документов причина отказа не указана.
Из объяснений представителя ответчика администрации г.Липецка следует, что постановлением администрации г. Липецка истцу было отказано во включении в списки для обеспечения жильем в собственность за счет средств федерального бюджета
, поскольку сыном истца Щемелининым И.О. было произведено отчуждение 1\2 доли в праве собственности на долю дома, т.е. было принято во внимание, что истец ухудшил свои жилищные условия, поэтому в течение 5-ти лет он не вправе претендовать на получение жилья, но вправе получить компенсацию в соответствии с Федеральным законом РФ "О статусе военнослужащих".
Коль скоро, право устанавливать порядок предоставления жилого помещения в собственность бесплатно, по договору социального найма, либо путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения предоставлено субъекту Российской Федерации статьей 3 Федерального закона от 08.12.2010r.N 342-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" судом верно применены также и положения закона Липецкой области от 18.10.2005 N226-03.
Вместе с тем, произведенный судом первой инстанции подсчет разницы между общей площадью жилого помещения, определенной в соответствии со статьей 15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих" 110-115кв.м., общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания за вычетом площади жилого помещения, отчужденной членами семьи истца 20.8кв.м ( 1/2 доля от 41.6 кв. м ), со ссылкой на статью 2 Закона Липецкой области от 18.10.2005 N226-03 "О порядке определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договорам социального найма, в случаях совершения ими действий и сделок, приведших к уменьшению размера занимаемых ими жилых помещений или к их отчуждению" является неверным.
Из материалов дела, объяснений истца, следует, что его супруга Щ.Е.И. в 2010 году получила в наследство 1\2 долю в праве собственности на "адрес", общей площадью 41.6 кв.м, которую подарила сыну Щ.И.О. 07.10.2010 года, который в свою очередь 11.05.2012г. произвел отчуждение своей доли, подарив ее П.М.И
Однако правовых оснований для учета площади данного домовладения для определения права истца на получения жилого помещения в собственность не имеется. Состояние данного жилого помещения проверено не было.
Исходя из признаков жилого помещения, определенных статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), учитывая Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающее порядок признания помещения непригодным для проживания граждан, судебная коллегия полагает, что указанное домовладение, 1880 года постройки, в установленном порядке, межведомственной комиссией Лебедянского муниципального района Липецкой "адрес" признано непригодным для проживания и, как следствие, не может учитываться при подсчете площади жилых помещений, находящихся в собственности истца или членов его семьи.
Тот факт, что истцом представлен акт обследования и заключение межведомственной комиссии Лебедянского муниципального района Липецкой области о признании дома непригодным для проживания по состоянию на 09.10.2012 года, тогда как администрация г. Липецка рассматривала заявление Щемелинина О.А. 30.07.2012 года не может повлечь отказа в удовлетворении требований истца, поскольку истцом представлены данные документы в качестве доказательства заявленных требований и доводов о том, что данное помещение не подлежит учету при подсчете площади, принадлежащей членам семьи истца. При этом судебная коллегия учитывает наличие технического паспорта указанного домовладения, по состоянию на 16 августа 2010 года, который также свидетельствует о том, что дом не соответствовал санитарным и техническим правилам и нормам на указанную дату. Исходя из описания домовладения в "адрес" усматривается, что имеющиеся в доме недостатки связаны с его давностью постройки и многолетней эксплуатацией прежними собственниками дома.
Коль скоро, данное помещение в установленном законом порядке признано непригодным для проживания, доводы ответчиков о том, что истец самостоятельно ухудшил свои жилищные условия путем дарения членам его семьи указанной доли дома, являются несостоятельными.
Судебная коллегия приходит к выводу, что 1/2 доля домовладения в "адрес", доставшаяся по наследству жене истца, не могла быть использована семьей истца, как жилое помещение, так как не отвечала требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и, соответственно, не могла быть включена в расчет площади жилья, имеющегося у истца и членов его семьи.
Исходя из установленного факта, что истцу в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью 105-115 кв. метров, при этом, им оставлено для дальнейшего проживания членам его семьи жилое помещение общей площадью 62,7 кв. м, следовательно, разница между указанными площадями составляет 42,3 - 52,3 кв.м, что более 36 кв.м, следовательно, истец имеет право на обеспечение жилым помещением путем предоставления его в собственность за счет средств федерального бюджета.
Принимая во внимание, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, однако неправильно применил нормы материального права, судебная коллегия считает возможным, отменяя обжалуемое решение, принять по делу новое решение о признании незаконным постановления администрации г. Липецка N от 30.07.2012 года в части отказа Щемелинину О.А. во включении в списки для обеспечения граждан жилым помещением в собственности за счет средств федерального бюджета и понуждении ответчика включить истца в указанный список.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, решение Советского районного суда г. Липецка от 16 октября 2012 года отменить и постановить новое, которым удовлетворить исковые требования Щемелинина О.А.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Липецка от 16 октября 2012 года отменить и постановить новое решение:
Признать незаконным постановление администрации г. Липецка N от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Щемелинину О.А. во включении в списки для обеспечения граждан жилым помещением в собственности за счет средств федерального бюджета.
Обязать администрацию г. Липецка включить Щемелинина О.А. в указанный список.
Председательствующий: ( подпись)
Судьи: ( подписи)
Верно: Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.