судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Лепехиной Н.В.,
судей Давыдовой Н.А. и Федосовой Н.Н.,
при секретаре Лагуте К.П.,
с участием прокурора Пучковой С.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Грязинского муниципального района Липецкой области на решение Грязинского городского суда Липецкой области от 20 октября 2012 года, которым постановлено:
"Обязать администрацию Грязинского муниципального района Липецкой области предоставить Синютину ФИО9, "данные изъяты" года рождения, на состав семьи из одного человека во внеочередном порядке за счет средств бюджета администрации Липецкой области в виде субвенций благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления".
Заслушав доклад судьи Давыдовой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Грязинский межрайонный прокурор Липецкой области в интересах Синютина С.С. обратился в суд с иском к администрации Грязинского муниципального района Липецкой области о предоставлении вне очереди жилого помещения.
Свои требования обосновывал тем, что Синютин С.С. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в администрации Грязинского района в очереди на получение внеочередного жилья. Однако до настоящего времени обязательство о предоставлении Синютину С.С. вне очереди жилого помещения не исполнено, чем грубо нарушены его жилищные права. Просит обязать администрацию Грязинского муниципального района предоставить Синютину С.С. во внеочередном порядке за счет средств бюджета Липецкой области по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, площадью от 32 до 40 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился. В письменных объяснениях исковые требования не признал, ссылаясь на то, что заявленный иск является преждевременным, поскольку обеспечение указанной категории лиц жилыми помещениями относится к компетенции администрации Грязинского муниципального района, которая самостоятельна в принятии решений по данным вопросам и суд не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, обязывая их принять то или иное решение. Грязинский муниципальный район Липецкой области является дотационным, более 70% его бюджета составляют межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. На приобретение жилья для детей сирот могут быть использованы только средства, переданные в виде субвенций из бюджета Липецкой области, поскольку собственных средств у Грязинского муниципального района на выполнение этих функций нет.
Суд постановил решение об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе администрация Грязинского муниципального района Липецкой области просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.
Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истец Синютин С.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 15-20).
Согласно справке отдела образования администрации Грязинского муниципального района от 21 декабря 2011 года жилье за Синютиным С.С. закреплено не было, жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма ему не выделялось, в собственности жилья истец также не имеет (л.д. 10, 14).
С 2012 года Синютин С.С. состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается копией заявления и постановлением главы администрации г. Грязи от 12 января 2012 года N (л.д. 9,8).
С учетом вышеуказанных норм материального права, а также установленных по делу обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, суд пришел к правильному к выводу о том, что Синютин С.С. имеет право на внеочередное обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору социального найма независимо от даты принятия его на учет и наличия других лиц, поставленных на учет ранее истца.
Учитывая, что жилищным законодательством Российской Федерации обязанность по предоставлению жилых помещений по договору социального найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложена на орган местного самоуправления, суд верно возложил обязанность по предоставлению истцу во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на администрацию Грязинского муниципального района Липецкой области.
Вместе с тем, принимая во внимание, что в силу статей 5 и 8 Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, суд обоснованно указал, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу администрацией Грязинского муниципального района Липецкой области за счет средств областного бюджета, выделенных на эти цели.
Доводы жалобы о том, что предоставление жилых помещений осуществляется исходя из даты и времени подачи заявления о постановке на учет и истцу должно быть предоставлено жилое помещение с учетом интересов других лиц, имеющих равное с ним право на обеспечение жилым помещением, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Доводы жалобы о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению, так как прежде чем обязать администрацию обеспечить истца жилым помещением, следует признать действия или бездействия администрации незаконными в отношении истца, являются необоснованными, так как сам факт непредоставления истцу жилья вне очереди, нарушает его права и истец вправе самостоятельно выбирать способ защиты своего права.
Доводы жалобы о том, что суд не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, обязывая их принять то или иное решение, являются также несостоятельным, основаны на неправильном толковании норм материального права.
При рассмотрении данного дела судом первой инстанции не допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются представленными по делу доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Оснований к отмене судебного решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Грязинского городского суда Липецкой области от 30 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Грязинского муниципального района Липецкой области - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна: судья
секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.