Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - судьи Макоева А.А.
судей Жернового Е.И., Пазовой Н.М.
при секретаре Байсиеве Т.Х,
с участием прокурора Мокаева А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Пазовой Н.М. дело по иску прокурора Терского района в интересах Умарова Артура Хажимуратовича к Правительству Кабардино-Балкарской Республики о предоставлении жилого помещения вне очереди
по апелляционной жалобе Правительства КБР
на решение Нальчикского городского суда КБР от 17 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Пазовой Н.М., выслушав мнение прокурора Мокаева А.М., полагавшего решение законным и обоснованным, в отсутствие Умарова А.Х., представителя Правительства КБР и Республиканской комиссии по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при Правительстве КБР, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Терского района, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в Нальчикский городской суд КБР в интересах Умарова А.Х. с иском о возложении на Правительство КБР обязанности предоставления ей вне очереди жилого помещения не ниже установленных социальных норм.
В обоснование иска прокурор указал, что Умаров А.Х. состоит в льготной очереди на получение жилья как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу п.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Аналогичная норма закреплена и в ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которой лица указанной категории, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В нарушение указанных норм Умаров А.Х., состоящий в льготной очереди на получение жилья как лицо из категории детей-сирот, жильем не обеспечен.
28 февраля 2012 года, в судебном заседании по настоящему делу, по письменному ходатайству представителя Правительства КБР - Кужонова Ж.А., с согласия представителя прокурора Терского района и Умарова А.Х. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования и науки КБР.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Умаров А.Х. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель Правительства КБР заявленные требования не признал и просил отказать в их удовлетворении за необоснованностью.
Представитель ответчика - Министерство образования и науки КБР в судебном заседании не участвовал. В соответствии с правилами ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица - Министерства экономического развития и торговли КБР Альтудова М.М. оставила разрешение данного вопроса на усмотрение суда.
Решением Нальчикского городского суда КБР
от 17 апреля 2012 года постановлено: исковое заявление прокурора Терского района в интересах Умарова Артура Хажимуратовича к Правительству Кабардино-Балкарской Республики, Министерству образования и науки Кабардино-Балкарской республики удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики предоставить Умарову Артуру Хажимуратовичу вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм.
На Правительство Кабардино-Балкарской Республики возложить обязанность по контролю за своевременным исполнением Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской Республики обязанности по предоставлению жилого помещения Умарову А.Х.
В апелляционной жалобе представитель Правительства КБР Кужонов Ж.А. просит отменить решение Нальчикского городского суда от 17 апреля 2012 года в части возложения на Правительство КБР обязанности по предоставлению жилого помещения и в иске в этой части отказать.
В апелляционной жалобе указано, что согласно ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии п. 6 ст. 6 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 17.02.2012 N 2-РЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кабардино-Балкарской Республике" уполномоченным исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по предоставлению жилых помещений и по осуществлению единой государственной политики по защите жилищных и имущественных прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является исполнительный орган государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющий управление в сфере образования и науки.
В соответствии с пунктом 4.20. Положения о Минобразовании КБР, утвержденного постановлением Правительства КБР от 25 января 2008 года N 17-ПП, Минобразования КБР осуществляет полномочия по реализации государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, согласно постановлению Правительства КБР от 29 декабря 2009 года N 333-ПП "О Правилах распределения субсидий из федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов республиканского бюджета КБР на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения" Минобразования КБР определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
В соответствии с п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право.
Возложение на Правительство КБР обязанностей по контролю за действиями Министерства образования и науки КБР является незаконным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено таких нарушений.
Правоотношения, связанные с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне регулируются Конституцией Российской Федерации, законами от 21.12.1996г. (в редакции от 17.12.2009г.) N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и от 24 июля 1998г. N124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Статьей 5 ФЗ от 24 июля 1998г. N 124-ФЗ (с последующими изменениями) определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (с последующими изменениями) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст.26.3 ФЗ от 6.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Основанием для возникновения расходных обязательств субъекта РФ по предметам совместного ведения, согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ является принятие законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ (от имени субъекта РФ) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий.
Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
Из изложенного следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам является государственным обязательством субъекта РФ, который для реализации этого обязательства обязан принять закон, определяющий механизм реализации дополнительных гарантий предоставления жилья детям сиротам, с указанием в том числе, конкретного органа в структуре исполнительной власти субъекта РФ, которому делегируются полномочия по реализации гарантий предоставления жилья этой категории граждан.
В исполнение указанного требования закона, 17 февраля 2012 года в Кабардино-Балкарской Республике принят закон "О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Кабардино-Балкарской Республике".
Согласно п. 6 ст. 6 названного закона, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по предоставлению жилых помещении и по осуществлению единой государственной политики по защите жилищных и имущественных прав и законных интересов детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, является исполнительный орган государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющий управление в сфере образования и науки.
Из Указа Президента КБР от 29 апреля 2011 года N 46-уп "О структуре исполнительных органов государственной власти в КБР", следует, что таким органом является Министерство образования и науки КБР на которого судом возложена обязанность по предоставлению жилья Умарову А.Х.
Необоснованны и доводы апелляционной жалобы о том, что суд незаконно обязал Правительство КБР контролировать своевременное выполнение Министерством образования и науки КБР обязанности по предоставлению жилого помещения Умарову А.Х.
В соответствии с Законом КБР от 5 июля 2005 года N 40-РЗ "О системе исполнительных органов государственной власти КБР", Правительство Кабардино-Балкарской Республики, являясь высшим исполнительным органом государственной власти в КБР, обеспечивает исполнение Законов КБР, осуществляет систематический контроль за исполнением законов КБР, поэтому на Правительство КБР обоснованно возложена обязанность по контролю за своевременным исполнением Министерством образования и науки КБР обязанности по предоставлению жилого помещения Умарову А.Х.
На основании п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и при прекращении опеки (попечительства).
В соответствии ч.3 ст.49 ЖК РФ жилое помещение предоставляется указанной категории граждан по договору социального найма.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда от 17 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства КБР - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна:
Судья Верховного суда КБР Пазова Н.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.