Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - судьи Макоева А.А.
судей Пазовой Н.М., Тхагалегова З.Т.
при секретаре Геттуеве А.А.
с участием Тоховой М.Г., Биттирова Р.А., прокурора Башиева Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Пазовой Н.М. дело по иску Османова Руслана Муридовича к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконными действий ответчика, выразившихся в увольнении его со службы, об обязании ответчика отменить приказ МВД по КБР от 01.12.2011г. N1151 л/с в части, касающейся увольнения младшего лейтенанта милиции Османова Р.М., предоставить ему вакантную должность, соответствующую его квалификации и взыскании с ответчика в его пользу 50000 рублей компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями
по апелляционной жалобе МВД по КБР на решение
Нальчикского городского суда КБР от 14 марта 2012 года.
Заслушав доклад судьи Пазовой Н.М., выслушав объяснения Тоховой М.Г., представителя МВД по КБР по доверенности N16 от 24.01.2007г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на доводы апелляционной жалобы Биттирова Р.А., представителя Османова Р.М. по доверенности от 12.12.2011г., удостоверенной Хакуловой М.Х., нотариусом Нальчикского нотариального округа КБР (реестр за N4-2679), мнение прокурора Башиева Р.А., полагавшего решение законным и обоснованным, в отсутствие Османова Р.М., извещенного о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Османов Р.М. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по КБР о признании незаконным увольнение его со службы и отмене приказа МВД по КБР от 01.12.2011г. N 1151 л/с в части касающейся его, младшего лейтенанта милиции Османова Р.М. увольнения, возложении обязанности на ответчика предоставить ему вакантную должность, соответствующую его квалификации, взыскать с ответчика в его пользу 50000 рублей компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями ответчика.
В обоснование исковых требований он указал, что проходил службу в органах внутренних дел КБР в должности участкового уполномоченного милиции отдела УУМ УВД по г. Нальчик. Приказом N1151 от 01 декабря 2011 года был уволен по ст.58 п. "е" Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по сокращению штатов). До увольнения руководство пригласило его и потребовало подать рапорт на увольнение по данному основанию. Он написал такой рапорт, однако на следующий день отозвал.
15 ноября 2011 года ответчиком решался вопрос о назначении его на должность участкового уполномоченного полиции отделения УУП и ПДН. Издание приказа об его увольнении по сокращению штатов, в ситуации, когда реального сокращения штатов не было, и в отношении него готовились документы о назначении на должность считает незаконным. Названия должностей были изменены по Федеральному закону "О полиции": должность участкового уполномоченного милиции стала называться "участковый уполномоченный полиции".
В соответствии с частью второй статьи 81 Трудового кодекса РФ увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу. Работодатель в соответствии с Законом в указанном случае обязан предложить работнику работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника, работника, а при отсутствии такой работы - иную имеющуюся в организации вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья. Такая работа, соответствующая его квалификации и опыту работы имелась в том же подразделении, но ответчик проигнорировал требования ТК РФ. Не было и реального сокращения штата работников подразделения. Вместо одной штатной единицы была введена аналогичная другая штатная единица, трудовые функции, предусмотренные должностью, не изменились, не изменились и существенные условия трудового договора. Ответчик, в нарушение требований ст. 16 Положения о службе в ОВД РФ, не обеспечил ему работу в соответствии с имеющимся опытом.
В нарушение требований ст. 180 Трудового кодекса РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель не предложил ему другую, имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую его квалификации, чем было нарушено его конституционное право, предусмотренные ст. 37 Конституции РФ. Он лишен права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, считает, что он подвергся дискриминации.
12 декабря 2011 года он письменно обратился на имя министра внутренних дел по КБР с просьбой выдать ему документы, послужившие основанием его увольнения и просил письменно сообщить о причинах увольнения. По настоящее время ответ на свое обращение не получил.
Указанными действиями ответчика ему причинен моральный вред, связанный с его переживаниями по поводу его увольнения со службы в МВД по КБР и утратой стабильного заработка. В соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью седьмой статьи 394 Трудового кодекса РФ суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.
В ходе судебного заседания 03.02.2012г. истец, частично изменив исковые требования, попросил суд возложить на МВД по КБР обязанность отменить приказ МВД по КБР от 01.12.2011г. N 1151 л/с в части, касающейся увольнения младшего лейтенанта милиции Османова Руслана Муридовича, оставив остальные исковые требования без изменения.
В судебном заседании истец Османов Р.М. и его представитель Биттиров А.Х. поддержали исковые требования и просили их удовлетворить в полном объеме.
Тохова М.Г. представитель ответчика исковые требования не признала и просила отказать в удовлетворении иска.
Решением Нальчикского городского суда от 14 марта 2012 года постановлено:
Удовлетворить исковые требования Османова Руслана Муридовича частично.
Признать незаконными действия Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, выразившиеся в увольнении Османова Руслана Муридовича со службы.
Обязать Министерство внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике отменить приказ МВД по КБР от 01.12.2011г. N 1151 л/с в части, касающейся увольнения младшего лейтенанта милиции Османова Руслана Муридовича и предоставить ему равнозначную вакантную должность, соответствующую его квалификации.
Взыскать с Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике в пользу Османова Руслана Муридовича 20000 (Двадцать тысяч) рублей для компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями ответчика, отказав во взыскании с Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике в пользу Османова Руслана Муридовича еще 30000 рублей, в связи с необоснованностью.
В апелляционной жалобе МВД по КБР изложена просьба об отмене решения Нальчикского городского суда от 14 марта 2012 года и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Османова Р.М. в полном объеме.
В жалобе указывается следующее.
В нарушение ч.3 ст. 45 ГПК РФ, судом настоящее дело рассмотрено без участия прокурора, хотя как видно из заявления, речь идет фактически о восстановлении на службе и участие прокурора в рассмотрении дела было обязательно.
При вынесении решения, судом первой инстанции не учтены следующие доводы МВД по КБР. Во исполнение Распоряжения Министра внутренних дел Российской Федерации Нургалиева Р.Г. приказом МВД по Кабардино-Балкарской Республике от 14.06.2011г. N 5-ш весь личный состав органов внутренних дел МВД по Кабардино-Балкарской Республике был выведен в распоряжение, в связи с проводимыми организационно-штатными изменениями. Данное распоряжение доведено до сведения всего личного состава непосредственными руководителями подразделений.
1 июля 2011 года Османов Р.М. был представлен в аттестационную комиссию для решения вопроса о переаттестации в полицию. Аттестационной комиссией 22.07.2011 года вынесено решение о том, чтобы не рекомендовать (на основании письма ОСБ МВД по Кабардино-Балкарской Республике) младшего лейтенанта милиции Османова Руслана Муридовича для прохождения службы в полиции и рекомендовать для прохождения службы в органах внутренних дел (внутренняя служба), в том числе на нижестоящую должность. (с текстом аттестации Османов Р.М. ознакомлен под роспись). Поскольку на момент переаттестации в Управлении МВД России по г.Нальчик и в МВД по Кабардино-Балкарской Республике в целом вакантных должностей во внутренней службе не было, Османов Р.М. был выведен в распоряжение МВД по Кабардино-Балкарской Республике по выходу из отпуска.
Согласно ст. 16.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.1992г. N 4202-1 сотрудник органа внутренних дел может находиться в распоряжении органов внутренних дел в случае реорганизации органа внутренних дел, при сокращении численности или штата сотрудников не более двух месяцев. В срок нахождения в распоряжении органов внутренних дел не засчитываются период освобождения от исполнения служебных обязанностей по болезни и в период пребывания в очередном ежегодном, и дополнительном отпусках за текущий год. Так, согласно имеющихся в деле документов. Османов Р.М. в период с 30 июля по 05 сентября 2011 года находился в ежегодном отпуске. Согласно справок МСЧ МВД по Кабардино-Балкарской Республике, Османов освобожден от служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью в период с 12.09.2011 по 23.09.2011, с 26.09.2011 по 03.10.2011, с 11.11.2011 по 18.11.2011. Таким образом, без учета указанного периода, Османов Р.М. находился в распоряжении 58 дней, то есть не более двух месяцев, судом первой инстанции в решении указано, что Османов Р.М. находился в распоряжении более двух месяцев.
Кроме того, 6 сентября 2011 года, после выхода из отпуска, Османов Р.М. подписал рапорт со следующим содержанием: "прошу уволить меня из органов внутренних дел по сокращению штатов. От прохождения медкомиссии отказываюсь, так как считаю себя здоровым". Доказательств того, что Османова Р.М. вынудили написать рапорт об увольнении, не представлено.
Поскольку на момент истечения срока нахождения Османова Р.М. в распоряжении в системе МВД по КБР вакантных должностей во внутренней службе, соответствующих квалификации Османова Р.М., в том числе и на нижестоящей должности не было, то согласно Положения о прохождении службы в органах внутренних дел, а также на основании рапорта Османова Р.М., завизированного Министром внутренних дел МВД по Кабардино-Балкарской Республике, Османов Р.М. был представлен к увольнению в соответствии с п. "е" статьи 58 (по сокращению штатов) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. С данным представлением Османов Р.М. был ознакомлен под роспись.
Приказом МВД по Кабардино-Балкарской Республике от 1 декабря 2011 года N 1151 л/с Османов Руслан Муридович уволен из органов внутренних дел по п. "е" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов) с 24.11.2011г. Кроме того, во исполнение Приказа МВД по Кабардино-Балкарской Республике от 11 декабря 2011г. N 1151л/с Османову Р.М. произведены выплаты, положенные сотрудникам внутренних дел при увольнении по сокращению штатов.
Требование Османова Р.М. о компенсации морального вреда также необоснованно.
Истцом и его представителем высказывалось мнение о том, что в МВД по Кабардино- Балкарской Республике после проведения аттестации, реального сокращения штатов не было, что в штатное расписание введены новые единицы и ни одна из них не была предложена Османову Р.М.
В суд первой инстанции были представлены сведения, как от руководителя управления кадров МВД по Кабардино-Балкарской Республике, так и от руководителя отдела кадров Управления МВД России по г.Нальчику о том, что с периода проведения аттестации до момента увольнения Османова Р.М., а также после его увольнения, до конца 2011 года вакантных мест во внутренней службе, в том числе на нижестоящей должности, куда Османов Р.М. был рекомендован аттестационной комиссией, не было, в связи с чем последний был уволен по сокращению штатов. Указанные доводы также судом первой инстанции не приняты во внимание.
МВД по Кабардино-Балкарской Республике, возможно, допущено такое нарушение порядка увольнения Османова Р.М. как отсутствие уведомления о предстоящем увольнении. Вместе с тем, как указано выше, Османов Р.М. ознакомлен с выводами аттестации и сам написал рапорт об увольнении из органов внутренних дел по собственному желанию. Реальной возможности предоставить Османову Р.М. вакантных должностей МВД по КБР не было в связи с отсутствием таковых.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит жалобу обоснованной, подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущены такие нарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 54 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" сотрудники органов внутренних дел подлежат внеочередной аттестации в порядке и сроки, которые определяются Президентом Российской Федерации.
Частью 5 статьи 54 данного Федерального закона предусмотрено, что сотрудники, не прошедшие внеочередную аттестацию и (или) отказавшиеся продолжить службу в органах внутренних дел на иных должностях, в том числе нижестоящих, подлежат увольнению в установленном порядке по основаниям, предусмотренным статьей 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 (далее Положение)
Согласно подпункту "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации "О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" от 1 марта 2011 года N 251 срок проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации установлен до 1 августа 2011 года.
В силу пункта "е" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации увольнение сотрудников органов внутренних дел по сокращению штатов при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел допускается в случае невозможности использования сотрудника на службе.
Согласно пунктам 17.5, 17.12, 17.13 и 17.19 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 14 декабря 1999 года N1038, увольнение по сокращению штатов (пункт "е" статьи 58 Положения) может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников, при их отказе от перемещения по службе либо перемещения на службу в другую местность (пункт 17.5); о предстоящем увольнении со службы сотрудники ставятся в известность уведомлением, вручаемым сотруднику под расписку (пункт 17.12); до представления к увольнению сотрудники направляются для освидетельствования на военно-врачебную комиссию с целью установления степени годности к военной службе (пункт 17.13); после издания приказов об увольнении сотрудников из органов внутренних дел основания такого увольнения изменению не подлежат, если при этом не были допущены нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и не вскрыты новые обстоятельства, связанные с увольнением (пункт 17.19).
Как следует из материалов дела, Распоряжения Министра внутренних дел Российской Федерации Нургалиева Р.Г., по приказу МВД по Кабардино-Балкарской Республике от 14.06.2011г. N 5-ш весь личный состав органов внутренних дел МВД по Кабардино-Балкарской Республике был выведен в распоряжение в связи с проводимыми организационно-штатными изменениями, распоряжение доведено до сведения всего личного состава непосредственными руководителями подразделений.
По результатам аттестации, проведенной 22 июля 2011 года и объявленной Османову Р.М. в этот же день, он не рекомендован для прохождения службы в полиции, рекомендован для прохождения службы в органах внутренних дел, в том числе на нижестоящую должность.
В связи с тем, что на момент переаттестации в Управлении МВД России по г.Нальчику и в МВД по Кабардино-Балкарской Республике не имелось вакантных должностей во внутренней службе, Османов Р.М. был выведен в распоряжение МВД по Кабардино-Балкарской Республике по выходу из отпуска.
Согласно ст. 16.1 Положения сотрудник органа внутренних дел может находиться в распоряжении органов внутренних дел в случае реорганизации органа внутренних дел, при сокращении численности или штата сотрудников не более двух месяцев. В срок нахождения в распоряжении органов внутренних дел не засчитываются период освобождения от исполнения служебных обязанностей по болезни и в период пребывания в очередном ежегодном, и дополнительном отпусках за текущий год.
Суд установил, что Османов с 30 июля по 05 сентября 2011 года находился в очередном отпуске, а в периоды: с 12.09.2011 по 23.09.2011, с 26.09.2011 по 03.10.2011, с 11.11.2011 по 18.11.2011, был освобожден от служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью, то есть Османов Р.М. находился в распоряжении 58 дней, не более двух месяцев.
6 сентября 2011 года после выхода из отпуска, Османовым Р.М. был подан рапорт с содержанием "прошу уволить меня из органов внутренних дел по сокращению штатов. От прохождения медкомиссии отказываюсь, так как считаю себя здоровым".
В силу ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решения по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных законом.
Османов не обращался в суд с требованием о признании аттестации незаконной, поэтому, обсуждением порядка проведения аттестации, фактическим признанием аттестации не соответствующей п. 9.17, 9.6, 9.7, 9.10, 17.12, Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (далее Инструкция), суд вышел за пределы заявленных исковых требований.
Ссылка суда на то, что сокращение штатной единицы "участкового уполномоченного милиции отдела УУМ УВД по г.Нальчику" не имело места, в штатное расписание введены новые штатные единицы в количестве 306 единиц, при этом Османову Р.М. не была предложена какая-либо должность, необоснованна.
Исходя из результатов аттестации Османову могла быть предложена служба в органах внутренних дел, в том числе на нижестоящей должности. Судом не установлено, что таковая имелась.
В соответствии с п. "е" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, увольнение сотрудников органов внутренних дел по сокращению штатов при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел допускается в случае невозможности использования сотрудника на службе.
Реорганизация органа внутренних дел имела место.
Представитель МВД по КБР в апелляционной жалобе признал, что в нарушение порядка увольнения Османов Р.М. не был уведомлен о предстоящем увольнении.
Вместе с тем, судом установлено, что в рапорте от 06.09.2011 года, поданном министру внутренних дел по КБР, Османов просил уволить его из органов внутренних дел по сокращению штатов (л.д. 75), и, что доказательств вынужденности подачи такого рапорта не имеется.
Без учета обстоятельств, препятствующих продолжению службы в органах внутренних дел, поскольку аттестационная комиссия не рекомендовала Османова для прохождения службы в полиции, а аттестация им не оспорена, при отсутствии вакантной должности во внутренней службе, суд необоснованно посчитал увольнение Османова незаконным. Соответственно необоснованны и требования о компенсации морального вреда.
Кроме того, обязывая МВД по КБР предоставить Османову Р.М. равнозначную вакантную должность соответствующую его квалификации суд вынес, в нарушение требований ч.5 ст. 198 ГПК РФ, неисполнимое решение, поскольку из-за отсутствия конкретного механизма принудительного исполнения, необходимость определения равнозначности и соответствия квалификации его должности незаконно адресуется исполнителю постановленного решения.
Исходя из изложенного, вынесенное по делу судебное решение нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене.
Принимая во внимание, что обстоятельства имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены и учитывая, что судебной инстанцией допущена ошибка в применении норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает необходимым, отменяя судебное постановление, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Османова Р.М.
Руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда от 14 марта 2012 года отменить и принять новое решение. В удовлетворении исковых требований Османова Руслана Муридовича к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконными действии ответчика, выразившегося в увольнении его со службы, обязании ответчика отменить приказ МВД по КБР от 01.12.2011г. N1151 л/с в части, касающейся увольнения младшего лейтенанта милиции Османова Р.М., предоставлении ему вакантной должности, соответствующую его квалификации и взыскании с ответчика в его пользу 50000 рублей компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями отказать.
Председательствующий подписи
Судьи подписи
Копия верна:
Судья Верховного суда КБР Пазова Н.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.