Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - судьи Пазовой Н.М.
судей Тхагалегова З.Т., Шомахова Р.Х.
при секретаре Байсиеве Т.Х.
с участием прокурора Мокаева А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Пазовой Н.М. дело по иску прокурора г.Нальчика в интересах Мигировой Регины Геннадьевны к Правительству Кабардино-Балкарской Республики о предоставлении жилого помещения вне очереди
по апелляционной жалобе Правительства КБР
на решение Нальчикского городского суда КБР от 20 января 2012 года.
Заслушав доклад судьи Пазовой Н.М., выслушав мнение прокурора Мокаева А.М., полагавшего решение законным и обоснованным, в отсутствие Мигировой Р.Г., представителя Правительства КБР и Республиканской комиссии по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при Правительстве КБР, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Нальчика, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в Нальчикский городской суд КБР в интересах Мигировой Р.Г. 13.02.1989 года рождения с иском о возложении на Правительство КБР обязанности предоставления ей вне очереди жилого помещения не ниже установленных социальных норм.
В обоснование иска прокурор указал, что Мигирова Р.Г.состоит в льготной очереди на получение жилья как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу п.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Аналогичная норма закреплена и в ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которой лица указанной категории, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В нарушение указанных норм Мигирова Р.Г. состоящая в льготной очереди на получение жилья как лицо из категории детей-сирот, жильем не обеспечена.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Мигирова Р.Г. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить, пояснив, что ее мать Мигирова С.М. в 1995 году лишена родительских прав, а отец Мигиров Г.В. в свидетельстве о ее рождении записан со слов матери. Своего собственного жилья не имеет.
Представитель Правительства КБР Кужонов Ж.А. заявленные исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении за необоснованностью.
Представители: Министерства образования и науки КБР, Министерства экономического развития КБР и Республиканской комиссии по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при Правительстве КБР, местной администрации г.о. Нальчик извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились. В соответствии с правилами ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело без их участия.
Решением Нальчикского городского суда КБР
от 20 января 2012 года постановлено: исковые требования прокурора города Нальчика в интересах Мигировой Регины Геннадьевны удовлетворить.
Обязать Правительство Кабардино-Балкарской Республики предоставить Мигировой Регине Геннадьевне, жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм.
В апелляционной жалобе представитель Правительства КБР Кужонов Ж.А. просит решение Нальчикского городского суда от 20 января 2012 года отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В апелляционной жалобе указано, что в силу Конституции КБР и Закона КБР "О Правительстве КБР" Правительство КБР является коллегиальным, совещательным, высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти КБР не обладающим статусом юридического лица. В связи с этим на Правительство КБР не открыто ни одного лицевого или расчетного счета, за Правительством КБР не закреплено какого-либо имущества. При таких обстоятельствах данное решение нарушает один из основных принципов гражданского судопроизводства - принцип исполнимости решений. Кроме того, Правительство КБР является ненадлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с постановлением N333-ПП Министерство образования и науки КБР определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено таких нарушений.
Правоотношения, связанные с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне регулируются Конституцией Российской Федерации, законами от 21.12.1996г. (в редакции от 17.12.2009г.) N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и от 24 июля 1998г. N124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Статьей 5 ФЗ от 24 июля 1998г. N 124-ФЗ (с последующими изменениями) определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (с последующими изменениями) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст.26.3 ФЗ от 6.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Основанием для возникновения расходных обязательств субъекта РФ по предметам совместного ведения, согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ является принятие законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ (от имени субъекта РФ) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий.
Из изложенного следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам является государственным полномочием субъекта Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Для реализации этих полномочий необходимо обязательное принятие на уровне субъекта РФ закона, определяющего механизм реализации на территории данного субъекта РФ указанных дополнительных гарантий, в том числе полномочия органов исполнительной власти по реализации данных гарантий, основания предоставления жилья.
Постановлением Правительства КБР от 29.12.2009г. "О правилах распределения субсидий из федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов республиканского бюджета КБР на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения" Министерство образования и науки КБР назначено уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Вместе с тем, согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ и положениям вышеназванных нормативных актов для реализации полномочия субъекта РФ по внеочередному обеспечению жильем указанной категории граждан необходимо принятие на уровне субъекта РФ нормативного акта, определяющего механизм реализации на территории данного субъекта РФ указанных дополнительных гарантий, в том числе полномочия органов исполнительной власти по реализации данных гарантий, основания предоставления жилья. Указанное постановление Правительства КБР определило Министерство образования и науки КБР уполномоченным исполнительным органом по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Исходя из полномочий, которым наделено Министерство, оно не может быть признано, как того требуют вышеназванные нормативные акты, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения.
В связи с этим судом первой инстанции правильно возложена обязанность по обеспечению жилым помещением Мигирову Р.Г. на Правительство КБР - высший исполнительный орган государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.
В соответствии ч.3 ст.49 ЖК РФ жилое помещение предоставляется указанной категории граждан по договору социального найма.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда от 20 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства КБР - без удовлетворения.
Председательствующий подписи
Судьи подписи
Копия верна:
Судья Верховного суда КБР Пазова Н.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.