Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Пазовой Н.М.
судей Созаевой С.А., Эфендиева М.А.
при секретаре Байсиеве Т.Х.
с участием Тхамоковой А.Х., Тумовой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Пазовой Н.М. дело по иску Кабардокова Руслана Нашховича к Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по КБР (далее ГУ-ОПФ РФ по КБР) о возложении обязанности включить определенные периоды его работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, признав за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и назначении досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения по кассационной жалобе ГУ-ОПФ РФ по КБР
на решение Нальчикского городского суда от 9 ноября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Пазовой Н.М., выслушав объяснения Тхамоковой А.Х., Тумовой А.М. представителей ОПФ РФ по КБР соответственно по доверенностям от 11.01.2011г. N04 и от 21.12.2011г. N8384, поддержавших доводы кассационной жалобы, в отсутствие Кабардокова Р.Н., извещенного о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
10 ноября 2010 г. Кабардоков Р.Н. обратился в ГУ - ОПФ РФ по КБР по Терскому району с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", - в связи с осуществлением им педагогической деятельности, в удовлетворении заявления ему было отказано.
Кабардоков Р.Н. обратился в суд с иском к ОПФР по КБР о возложении на ответчика обязанность включить периоды его работы с 30.08.1985 г. по 14.03.1993 г. и 15.03.1993 г. по 10.11.2011 г. в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначить ему досрочную трудовую пенсию со дня обращения, - с 10.11.2010 г.
В обоснование исковых требований он указал, что решением N 16 от 26.01.2011 г. ГУ ОПФР по КБР ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости со ссылкой на то, что у него отсутствует педагогический стаж работы, необходимый для назначения досрочной пенсии, поскольку не включены периоды его работы в должности руководителя авиамодельного кружка, педагога дополнительного образования в Терской районной станции юных техников, позже переименованного в МОУ ДОД СДТ, с 30.08.1985 г. по день подачи им заявления. Из-за того, что наименование указанной должности не соответствует Списку должностей, утвержденных постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г., специальный стаж на момент его обращения определен как 0 лет 0 месяцев 0 дней.
Кабардоков указал в заявлении, что с 30.08.1985г. по 14.03.1993г. работал в Верхне-Курпской средней школе Терского района КБР руководителем кружка. С 15.03.1993г. в этой же школе переведен на должность педагога дополнительного образования. С 01.08.2006г. переводом принят на должность педагога дополнительного образования в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества г.Терек", где продолжает работать по настоящее время. Его работа с 30.08.1985г. полностью связана с обучением детей, и он имеет право на назначение ему досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью.
В судебном заседании истец Кабардоков Р.Н. и его представитель Хибиева Е.Б. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ОПФ РФ по КБР Богатырева Э.А. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, по основаниям, указанным в их отказе в удовлетворении заявления Кабардокова Р.Н.
Решением Нальчикского городского суда исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе ГУ-Отделение Пенсионного Фонда РФ по КБР изложена просьба об отмене решения Нальчикского городского суда от 9 ноября 2011 года и принятии нового решения об отказе Кабардокову Р.Н. в удовлетворении его исковых требований.
В жалобе указывается следующее.
Принимая решение о включении Кабардокову Р.Н. в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периодов его работы в должности руководителя кружка суд исходил из того, что, несмотря на отсутствие должности руководителя кружка в Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, в них предусмотрена должность педагога дополнительного образования. Поскольку истец, работая руководителем кружка, имел должностные обязанности аналогичные должностным обязанностям педагога дополнительного образования, это подтверждает тождественность характера трудовой деятельности в названных должностях и дает право на включение спорных периодов в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Данный вывод суда основан на неправильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Пунктом 2 статьи 27 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Однако Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, равно как и ранее действовавшими Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, не предусматривается право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности "руководитель кружка".
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 января 1993 года N 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования, которая впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, а позднее - в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
В данном случае имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах.
Вопрос о тождественности выполняемых Кабардоковым Р.Н. функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативно-правовых актах, то есть выводы суда о возможности включения в специальный стаж Кабардокова Р.Н. периодов его работы в должности руководителя кружка противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, до указанной даты должность "педагог дополнительного образования" ранее действующими Списками предусмотрена не была. Таким образом, период работы Кабардокова Р.Н. в должности "педагог дополнительного образования" мог быть включен в специальный стаж только с 1 ноября 1999 года.
Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был предусмотрен и абзацем 3 пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067.
Исходя из условий, приведенных в пункте 12 Правил, работа в должности педагога дополнительного образования в Центре детского творчества г.Терек с 1 января 2001 года по настоящее время могла быть зачтена в специальный стаж работы Кабардокова Р.Н. только в том случае, если бы на указанную дату истец имел стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Между тем на 1 января 2001 года специальный стаж истца с учетом исключенных периодов составляет 0 лет 0 месяцев 0 дней, следовательно, вывод суда о наличии у Кабардокова Р.Н. необходимого специального стажа и признании за ним права на назначение досрочной трудовой пенсии нельзя признать правомерным.
Исходя из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П и воспроизведенной в определении от 16 ноября 2006 года N 512-О само по себе изменение оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования применительно к льготному пенсионному обеспечению, сопровождающееся установлением указанной специальной гарантии, не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение.
В возражении на кассационную жалобу Кабардоков Р.Н. просит решение Нальчикского городского суда от 09.11.2011г. оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным, а кассационную жалобу -без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 362 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судом не допущено таких нарушений.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденного постановлением Правительства РФ N 555 от 24.07.2002 г. установлено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в страховой стаж, до регистрации в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца.
Согласно п.9 статьи 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" при оценке пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01 января 2002 года применяется порядок исчисления и подтверждения стажа, в том числе стажа на соответствующих видах, работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу названного закона.
До введения в действие указанного Федерального закона право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью регламентировалось ст. 80 ФЗ "О государственных пенсиях в РФ", в соответствии с которой право на такую пенсию имели лица, осуществлявшие педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей.
Согласно п.3,4 Постановления Правительства РФ N1067 от 22.09.1999 года "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" (далее Список), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее Правила), засчитываются в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами.
Этим же Постановлением, Министерству труда и социального развития РФ по представлению Министерства образования РФ и по согласованию с Пенсионным фондом РФ, предоставлено право устанавливать тождественность наименований должностей и учреждений, предусмотренными Списками, с аналогичными должностями, учреждениями, имевшими иные, ранее применявшиеся наименования.
Пунктом 4 Приказа Министерства образования РФ от 25.01.1993 года N21 "О внесении изменений и дополнений в положение о порядке проведения внеочередной аттестации работников учреждений образования приведены в соответствие с наименованиями, предусмотренными тарифно-квалификационных характеристиках, утвержденным приказом Минобразования России от 11.11.1992 года N 406, установлено именовать руководителей кружков, секций, студий, организаций образования и других объединений учащихся - педагогами дополнительного образования.
Суд установил, что в частности, в трудовой книжки истца в периоды с 30.08.1985 г. по 14.03.1993 г. он работал в Верхне-Курпской средней школе Терского района КБР на должности руководителя авиамодельного кружка, с 15.03.1993 г. в этой же школе переведен на должность педагога дополнительного образования и с 01.08.2006 г. по настоящее время работает на должности педагога дополнительного образования в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Центр детского творчества г. Терек", что на основании приказа Министерства образования РФ N 406 от 11.11.1992 года должность "руководитель кружка" была переименована на должность "педагог дополнительного образования", и что "Районный Центр детского творчества" и "Дом пионеров и школьников" является одним и тем же учреждением дополнительного образования. Основной задачей его деятельности является обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда школьников и учащейся молодежи.
При этих обстоятельствах судом сделан обоснованный вывод о том, что истец в спорные периоды работал в образовательных учреждениях, которые находились в ведомственном подчинении управления образования Терского района КБР.
По Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1067, наименование должности "педагог дополнительного образования" и наименование учреждения дополнительного образования детей "Дом пионеров и школьников, Дом детского творчества" предусмотрены в разделе "наименование должностей" и "наименование учреждений" - как должность и учреждение, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.
Утвержденным Постановлением Правительства от 29.10.2002 года N781 Списком, должность "педагог дополнительного образования" предусмотрена в разделе "наименование должностей" как должность, работа в которой засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в учреждениях дополнительного образования детей: домах пионеров и школьников, детского творчества и иных учреждениях дополнительного образования детей.
В соответствии с п. п. 1-3 Перечня видов образовательных учреждений дополнительного образования детей, являющихся приложением к Инструктивному письму Минобразования России N 12 от 24.03.1997 г. предусмотрены учреждения дополнительного образования детей "Дом пионеров и школьников, Дом детского творчества".
При этих обстоятельствах, судом сделаны обоснованные выводы о том, что невключение пенсионным органом в специальный трудовой стаж Кабардокова Р.Н. периодов его работы с 30.08.1985 г. по 14.03.1993 г. в Верхне-Курпской средней школе Терского района КБР на должности руководителя авиамодельного кружка, с 15.03.1993 г. в этой же школе на должности педагога дополнительного образования и с 01.08.2006 г. по день подачи заявления, то есть по 10.11.2010 г. не основано на законе, правильно указав, что иное толкование закона свидетельствовало бы о придании обратной силы закону, ухудшающему положение истца, что противоречило бы ст. 55 Конституции Российской Федерации.
В постановлении от 29.01.2004 года N 2-П Конституционный Суд РФ признал, что сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа" не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано.
В пункте 9 Постановления N 25 Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъяснено, что при рассмотрении дел указанной категории необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения, тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, в которых работал истец и т.д.), то есть суд правильно установил, что на день обращения Кабардокова Р.Н.. к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной пенсии, его стаж, дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, составлял 25 лет 2 месяца и 10 дней, что давало истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В соответствии со ст. 19 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.
Из материалов дела усматривается, что заявление о назначении ему досрочной пенсии в пенсионный орган истцом Кабардоковым Р.Н. было подано 10.11.2010 г.
Частью 2 пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 е. N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъяснено, что если истец, в установленном порядке обращался в пенсионный орган за назначением ему пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (статья 19 ФЗ N 173-ФЗ).
Поскольку, суд пришел к выводу, что зачет периодов трудовой деятельности истца в его льготный стаж, дающий право на назначение ему досрочной трудовой пенсии, а соответственно и отказ в назначении таковой пенсии является необоснованным, на ответчика обоснованно возложена обязанность назначить Кабардокову Р.Н. досрочную трудовую пенсию по старости со дня его обращения - с 10 ноября 2010 года.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда от 9 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Пазова Н.М.
Судьи Созаева С.А.
Эфендиев М.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.