Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
Председательствующего Янишевской Л.В.
Судей областного суда Маклашова В.И..
Тумакова А.А.
При секретаре Рудовой В.Г.
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тумакова А.А.17 апреля 2012 года дело по апелляционной жалобе исполняющего обязанности начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Брянской области на решение Климовского районного суда Брянской области от 17 февраля 2011 года по иску Беловой Н.С. о восстановлении срока для принятия наследства
УСТАНОВИЛА:
Белова Н. С. обратилась в суд с иском о восстановлении срока для принятия наследства после смерти П.У.Л..
Свои требования обосновывала тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла П.У.Л., "..." года рождения, проживавшая в "адрес".
Последние годы жизни П.У.Л. проживала в своем доме одна и нуждалась в постороннем уходе. Поскольку родственников у неё не было, заявительница ухаживала за ней, оказывала ей посильную помощь в содержании дома, приобретении предметов первой необходимости. После смерти П.У.Л. занималась её похоронами и продолжала присматривать за её домом, протапливала его в холодный период времени, навела порядок.
В декабре 2011 года она наводила порядок в доме П.У.Л. и в одной из старых газет обнаружила завещание, согласно которого П.У.Л. все имущество, в том числе свой дом, завещала ей. В сельской администрации подтвердили, что у П.У.Л. действительно никого из родственников не было, согласно похозяйственной книги ей принадлежал дом, в котором она проживала до смерти. С целью оформления наследства она обратилась к нотариусу, где узнала, что пропущен шестимесячный срок для принятия наследства.
В качестве ответчиков истцом были привлечены межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Брянской области и территориальное Агентство по управлению государственным имуществом Брянской области.
Решением Климовского районного суда Брянской области от 17 февраля 2012 года исковые требования были удовлетворены.
Не согласившись с постановленным решением, исполняющий обязанности начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Брянской области подал кассационную жалобу, в которой просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Тумакова А.А., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158), имущество умершего считается выморочным.
Как следует из материалов дела, на день смерти ДД.ММ.ГГГГ П.У.Л. отсутствовали наследники как по закону, так и по завещанию. Таким образом, имущество умершей после её смерти являлось выморочным.
В настоящее время выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Исходя из обстоятельств дела выморочное имущество, оставшееся после смерти П.У.Л. должно перейти в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования,
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований должен определяться специальным федеральным законом. До настоящего времени такой федеральный закон не принят.
Субъект наследования этого вида имущества определен в п. 2 ст. 1151 ГК РФ (в новой редакции) достаточно однозначно: выморочное имущество в виде жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено. Никакого двойственного толкования указанная норма не вызывает. В ГК РФ действительно не упомянут орган, который должен действовать от лица государства или муниципального образования при получении свидетельства о праве на наследство. Вместе с тем орган, действующий в подобных ситуациях от лица государства, определен подзаконными нормативными актами.
Ранее, правом на получение свидетельства о праве на наследство от имени Российской Федерации были уполномочены органы Министерства РФ по налогам и сборам (МНС РФ). Инструкцией Министерства финансов СССР от 19.12.1984 N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству и кладов" в редакции от 13.08.1991 предусматривалось, что право государства на наследование подтверждается свидетельством о праве на наследство, выдаваемым соответствующему налоговому органу.
Указом Президента РФ от 31.12.1991 N 340 было утверждено Положение о Государственной налоговой службе в Российской Федерации в редакции от 22.07.1998, которым установлено, что государственные налоговые инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах осуществляют работу по учету, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству (пп. "к" п. 18).
Указом Президента РФ от 23.12.1998 N 1635 Государственная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство по налогам и сборам Российской Федерации. МНС РФ является правопреемником Госналогслужбы и до 2004 г. выполняло функции государства по принятию наследства.
27 ноября 2004 г. Правительством Российской Федерации принято Постановление N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом", которым утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом. В соответствии с п. 5.30 данного Положения Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, включая земельные участки (кроме земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения), акции (доли, паи) в уставном (складочном) капитале коммерческих организаций.
Интересы имущества, переходящего в порядке наследования в собственность муниципального образования, представляет глава муниципального образования либо любое уполномоченное им лицо.
Таким образом, иск был предъявлен к ненадлежащему ответчику.
Надлежащим ответчиком по настоящему делу является муниципальное образование.
В силу требований главы 39 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции лишён возможности произвести замену ненадлежащего ответчика в соответствии с требованиями ст. 41 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене.
Исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Климовского районного суда Брянской области от 17 февраля 2012 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Беловой Н.С. к межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Брянской области и территориальному Агентству по управлению государственным имуществом Брянской области о восстановлении срока для принятия наследства - отказать.
Председательствующий Л.В. Янишевская
Судьи областного суда В.И. Маклашов
А.А. Тумаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.