судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи - председательствующего Старинновой Л.Д.
судей Козиной Е.Г.
Межевовой Н.И.
при секретаре Панковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 января 2013 года в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия Трякиной З.А. на решение Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 11 октября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Журавель В.Ф. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным решения начальника пенсионного фонда об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, понуждении зачесть ей в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную трудовую пенсию, указав, что решением пенсионного фонда "N" от "дата" ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения из-за отсутствия требуемого специального стажа.
В специальный стаж ответчиком не были засчитаны следующие периоды:
с 04 января 1986 года по 07 января 1986 года, с 23 апреля 1986 года по 26 апреля 1986 года, с 14 сентября 1988 года по 16 сентября 1988 года - отпуск без сохранения заработной платы;
с 04 августа 1986 года по 06 августа 1986 года - предоставление дополнительных дней к очередному отпуску как члену общественного инспектора ГАИ,
10 октября 1987 года - отгул за отработанные сверх нормы часы,
с 06 октября 1992 года по 28 ноября 1993 года - отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет,
с 14 декабря 1993 года по 16 сентября 1994 года - работа в городе,
с 10 июля 1996 года по 31 декабря 1996 года - работа в должности заведующей врачебной амбулаторией совхоза " "данные изъяты"",
с 02 марта 1998 года по 04 марта 1998 года - дни отпуска сверх нормы.
Просила суд признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия "N" от "дата" в части не включения в специальный стаж работы периоды: с 06 октября 1992 года по 28 ноября 1993 года - отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет; с 10 июля 1996 года по 31 декабря 1996 года - работа в должности заведующей врачебной амбулаторией совхоза " "данные изъяты""; обязать ответчика включить указанные периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и выплатить ей трудовую пенсию с момента обращения, то есть с 25 июля 2012 года.
Решением Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 11 октября 2012 года исковые требования Журавель В.Ф. удовлетворены.
Решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия N 49 от 04 августа 2012 года в части не включения в специальный стаж периодов работы Журавель В.Ф. с 06 октября 1992 года по 28 ноября 1993 года и с 10 июля 1996 года по 31 декабря 1996 года, отменено.
На ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия возложена обязанность включить в специальный трудовой стаж Журавель В.Ф. периоды работы с 06 октября 1992 года по 28 ноября 1993 года и с 10 июля 1996 года по 31 декабря 1996 года, назначить Журавель В.Ф. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 25 июля 2012 года.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия Трякина З.А. просит об отмене решения суда, считает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований истицы в части включения в специальный стаж периодов работы в должности заведующей Красноармейской врачебной амбулатории, поскольку указанное наименование учреждения, а также должности не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Оспаривает решение суда в части зачета в специальный стаж периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.
В судебное заседание представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом путем заблаговременного направления адресатам по почте судебного извещения с уведомлением о вручении (л.д.117), о причинах неявки в суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил, отложить разбирательство дела суд не просил.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
В судебное заседание истица Журавель В.Ф. не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия "N" от "дата" Журавель В.Ф. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения из-за отсутствия требуемого специального стажа.
По решению пенсионного органа специальный стаж истицы на дату обращения составил 24 года 3 месяца 18 дней.
В специальный стаж ответчиком не были засчитаны следующие периоды:
с 04 января 1986 года по 07 января 1986 года, с 23 апреля 1986 года по 26 апреля 1986 года, с 14 сентября 1988 года по 16 сентября 1988 года - отпуск без сохранения заработной платы;
с 04 августа 1986 года по 06 августа 1986 года - предоставление дополнительных дней к очередному отпуску как члену общественного инспектора ГАИ,
10 октября 1987 года - отгул за отработанные сверх нормы часы,
с 06 октября 1992 года по 28 ноября 1993 года - отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет,
с 14 декабря 1993 года по 16 сентября 1994 года - работа в городе,
с 10 июля 1996 года по 31 декабря 1996 года - работа в должности заведующей врачебной амбулаторией совхоза " "данные изъяты"",
с 02 марта 1998 года по 04 марта 1998 года - дни отпуска сверх нормы.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и исходил из того, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии со статьями 12-14 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 3 названных Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно Положению об амбулатории, утвержденного приказом Министерства здравоохранения СССР N 1000 от 23 сентября 1981 года, амбулатория является лечебно-профилактическим учреждением, призванным осуществлять в районе своей деятельности проведение широких профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, раннее выявление больных, диспансеризацию здоровых и больных, оказание квалифицированной медицинской помощи населению.
Согласно приложению N 3 к Приказу министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 года, в штатные нормативы медицинского персонала амбулаторий, расположенных в сельской местности, включается должность врача.
По данным архивной справки, на основании приказа от 08 июля 1996 года по Торбеевской районной больнице, Журавель В.Ф. принята заведующей врачебной амбулаторией совхоза " "данные изъяты"" с 10 июля 1996 года, с разрешением совместительства работы врачом-терапевтом (л.д.58).
Удовлетворяя требования истицы, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период с 10 июля 1996 года по 31 декабря 1996 года истица работала в лечебном учреждении здравоохранения, являющимся структурным подразделением Торбеевской центральной районной больницы, осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в качестве врача-терапевта, а запись в трудовой книжке "врачебная амбулатория" уточняет лишь профиль учреждения.
Данный вывод суда является правильным и подтверждается копией трудовой книжки (л.д.42-46), архивными справками (л.д.51-57), актом документальной проверки пенсионного органа (л.д.59-61).
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что наименование учреждения, в котором работала истица, не предусмотрено нормативными актами для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, а спорный периоды работы истца не подлежит включению в специальный трудовой стаж. Указанные доводы ответчика являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном применении и толковании действующего пенсионного законодательства и иной оценке доказательств характера работы истца, и не опровергают выводы суда о праве истицы на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, учитывая характер выполняемой ею работы.
Суд также удовлетворил требование истицы об обязании ответчика засчитать в специальный стаж период нахождения Журавель В.Ф. в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет.
Нахождение в отпуске по уходу за ребенком с 06 октября 1992 года по 28 ноября 1993 года не препятствует включению данного периода в специальный стаж, поскольку внесенные в статью 167 КЗоТ РСФСР изменения, вступившие в силу 06 октября 1992 года, согласно которым период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях, не подлежат применению в связи с тем, что истица приобрела пенсионные права до введения нового правового регулирования в связи с уходом в отпуск до вступления в силу внесенных изменений в закон.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Установив, что Журавель В.Ф. находилась в отпуске по уходу за ребенком с 23 января 1991 года по 28 ноября 1993 года, то есть начало течения данного периода времени имело место до вступления в силу вышеназванного закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06 октября 1992 года по 28 ноября 1993 года в стаж ее медицинской деятельности.
При указанных обстоятельствах суд правомерно включил оспариваемые периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Фактически доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют основания отказа ответчика в удовлетворении иска, были предметом исследования суда, нашли свое отражение в решении и правомерно были признаны судом несостоятельными, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в апелляционном определении таких мотивов, подтверждающих законность и обоснованность решения.
Таким образом, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 11 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия Трякиной З.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Д. Стариннова
Судьи Е.Г. Козина
Н.И. Межевова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.