Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Скипальской Л.И.
Середы Л.И.
при секретаре Крыловой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 15 января 2013 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 октября 2012 г.
Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аниськина Т.И. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование иска указала, что "дата" она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как ее педагогический стаж работы с детьми в государственных и муниципальных учреждениях образования составляет более 25 лет. Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от "дата" в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ей было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 25 лет, имеется 20 лет 5 месяцев 26 дней. В специальный стаж не засчитаны периоды работы: с 17.04.1979 г. по 20.08.1980 г., с 10.09.1985 г. по 25.09.1985 г. - в должности музыкального руководителя в детском саду-яслях Мордовского Госплемобъединения, поскольку не выработано условие о норме рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, что предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781; с 21.08.1980 г. по 14.10.1983 г., с 16.08.1985 г. по 09.09.1985 г. - в должности преподавателя музыки в объединении "Радуга" МБОН МАССР, поскольку Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж педагогической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N781, указанное наименование учреждения не поименовано; с 08.05.1991 г. по 09.05.1991 г., с 21.12.1992 г. по 31.12.1992 г., с 26.05.1993 г. по 30.05.1993 г., с 15.09.2004 г. по 19.09.2004 г. - отпуска без содержания.
С данным решением она не согласна.
Просила суд признать незаконным и отменить решение начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от "дата" "N" в части отказа во включении в специальный педагогический стаж периодов работы и обязать ответчика включить в специальный педагогический стаж периоды работы: с 17.04.1979 г. по 14.10.1983 г., с 16.08.1985 г. по 01.12.1986 г. - в должности музыкального руководителя в детском саду-яслях Мордовского Госплемобъединения, с 21.08.1980 г. по 09.09.1985 г. - в должности преподавателя (учителя) музыки в объединении "Радуга" МБОН МАССР, с 17.04.1979 г. по 28.06.1980 г. - учеба на дневном отделении Саранского музыкального училища, с 08.05.1991 г. по 09.05.1991 г., с 21.12.1992 г. по 31.12.1992г., с 26.05.1993 г. по 30.05.1993 г., с 15.09.2004 г. по 19.09.2004 г. - отпуска без содержания, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с "дата", взыскать с ответчика в ее пользу государственную пошлину в сумме "данные изъяты" рублей.
В заявлениях от 18 октября 2012 г. и от 30 октября 2012 г. Аниськина Т.И. уточнила исковые требования, просила суд признать незаконными и отменить решения начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от "дата" "N" и от "дата" "N" об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия зачесть в ее специальный педагогический стаж периоды работы: с 17.04.1979 г. по 20.08.1980 г. - в должности музыкального руководителя в детском саду-яслях Мордовского Госплемобъединения на 0,5 ставки, с 21.08.1980 г. по 14.10.1983 г., с 16.08.1985 г. по 09.09.1985 г., с 10.09.1985 г. по 25.09.1985 г., с 29.11.1986 г. по 30.11.1986 г. - в должности музыкального руководителя в детском саду-яслях Мордовского Госплемобъединения по совместительству на 0,5 ставки, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с "дата" (л.д. 161).
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 октября 2012 г. иск Аниськиной Т.И. удовлетворен.
Признаны незаконными и отменены решения начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от "дата" "N" и от "дата" "N" в части отказа Аниськиной Т.И. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
На ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федераций в городском округе Саранск Республики Мордовия возложена обязанность зачесть Аниськиной Т.И. в специальный педагогический стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости периоды работы: с 17 апреля 1979 г. по 20 августа 1980 г. - в должности музыкального руководителя в детском саду-яслях Мордовского Госплемобъединения на 0,5 ставки, с 21 августа 1980 г. по 14 октября 1983 г., с 16 августа 1985 г. по 9 сентября 1985 г., с 10 сентября 1985 г. по 25 сентября 1985 г., с 29 ноября 1986 г. по 30 ноября 1986 г. - в должности музыкального руководителя в детском саду-яслях Мордовского Госплемобъединения по совместительству на 0,5 ставки; назначить Аниськиной Т.И. с "дата" досрочную трудовую пенсию по старости по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Аниськиной Т.И. взыскано "данные изъяты" рублей - в возмещение расходов, понесенных по оплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаев В.С. считал решение суда незаконным и необоснованным, просил его отменить, ссылаясь на то, что: спорные периоды не могут быть зачислены в специальный педагогический стаж, поскольку не выработано условие о норме рабочего времени, установленной за ставку заработной платы; ссылка на Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397, неправомерна, так как суммирование педагогического стажа, выработанного истицей до 01.10.1993г. и после, для определения условия о выработке 2/3 педагогического стажа не предусмотрено законодательством, кроме того, должность музыкального руководителя в данном Перечне не предусмотрена.
В возражении на апелляционную жалобу Аниськина Т.И. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание Аниськина Т.И. и ее представитель Кохан Л.Е. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены заблаговременно и надлежащим образом (л.д. 192, 200). Аниськина Т.И. представила заявление, в котором просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие истицы Аниськиной Т.И. и ее представителя Кохан Л.Е., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Чибиркина И.Ф. доводы апелляционной жалобы поддержала по указанным в ней основаниям.
Заслушав объяснение представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Чибиркиной И.Ф., рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается, что решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от "дата" "N" Аниськиной Т.И. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 25 лет, имеется 20 лет 5 месяцев 26 дней. В специальный стаж Аниськиной Т.И. не были засчитаны периоды работы:
с 17 апреля 1979 г. по 20 августа 1980 г., с 10 сентября 1985 г. по 25 сентября 1985 г. - в должности музыкального руководителя на 0,5 ставки в детском саду-яслях Мордовского Госплемобъединения, поскольку не выработано условие о норме рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, что предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781;
с 21 августа 1980 г. по 14 октября 1983 г., с 16 августа 1985 г. по 9 сентября 1985 г. - в должности преподавателя музыки в Объединении "Радуга" МБОН МАССР, поскольку Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж педагогической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, указанное наименование учреждения не поименовано (л.д. 10).
Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федераций в городском округе Саранск Республики Мордовия от "дата" "N" Аниськиной Т.И. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 25 лет, имеется 20 лет 5 месяцев 28 дней. В специальный стаж Аниськиной Т.И. не были засчитаны периоды работы:
с 17 апреля 1979 г. по 20 августа 1980 г., с 10 сентября 1985 г. по 25 сентября 1985 г. - в должности музыкального руководителя на 0,5 ставки в детском саду-яслях Мордовского Госплемобъединения;
с 21 августа 1980 г. по 14 октября 1983 г., с 16 августа 1985 г. по 9 сентября 1985 г., с 10 сентября 1985 г. по 25 сентября 1985 г., с 29 ноября 1986 г. по 30 ноября 1986 г. - в должности музыкального руководителя в детском саду-яслях Мордовского Госплемобъединения по совместительству на 0,5 ставки, поскольку не выработано условие о норме рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, что предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (л.д. 157).
Суд обоснованно признал вышеуказанные решения Пенсионного фонда незаконными.
Из трудовой книжки на имя истицы видно, что 17 апреля 1979 г. Аниськина Т.И. была принята на должность музыкального руководителя на 0,5 ставки в детский сад-ясли Мордовского Госплемобъединения; 20 августа 1980 г. уволена по собственному желанию; 21 августа 1980 г. принята в бюро услуг Объединения "Радуга" МБОН МАССР преподавателем музыки; 9 сентября 1985 г. уволена по сокращению штатов (л.д. 11-13).
Согласно выписке из приказа N 103 от 21 августа 1980 г. Аниськина (Марченкова) Т.И. принята на должность музыкального руководителя по совместительству на 0,5 ставки в детский сад-ясли Мордовского республиканского Госплемобъединения; приказом N 138 от 28 ноября 1986 г. уволена по собственному желанию с 1 декабря 1986 г. (л.д. 21).
В силу пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 указанной статьи Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, поименована должность: "воспитатель", "музыкальный руководитель", учреждение: "дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований, ясли-сад (сад-ясли)".
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
При исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 1 января 2002 г., в соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П, могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.
Согласно пункту 2.6 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" в детских садах и объединенных яслях-садах, предусмотренных пунктом 4 подраздела 1 раздела I Перечня, пенсии за выслугу лет педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) назначаются как руководителям-воспитателям и воспитателям.
В Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", действовавшем в спорный период работы истицы в должности музыкального руководителя в детском саду-яслях, поименованы: должность "воспитатель", "руководитель-воспитатель" и учреждение: "детские сады", "объединенные ясли-сады".
Согласно Разъяснению Государственного комитета Совета Министров ССР по вопросам труда и заработной платы от 17 мая 1960 г. N 19 "О порядке применения Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" пенсии за выслугу лет музыкальным руководителям в детских садах следует назначать как руководителям-воспитателям и воспитателям.
В этой связи довод апелляционной жалобы ответчика о том, что Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, должность музыкального руководителя не предусмотрена, подлежит отклонению.
Руководствуясь приведенными нормами права, суд обоснованно признал отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным и обязал ответчика включить истице в специальный педагогический стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости спорные периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что спорные периоды не могут быть зачислены в специальный педагогический стаж, поскольку не выработано условие о норме рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и был обоснованно отклонен, поскольку Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, и Разъяснение Государственного комитета Совета Министров ССР по вопросам труда и заработной платы от 17 мая 1960 г. N 19, действовавшие до 1 октября 1993 г., никаких условий по отработке нормы часов по ставке музыкального руководителя, равно как и воспитателя, не предусматривали.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что истица должна выработать 2/3 требуемого стажа на 1 октября 1993 г., то есть на дату отмены Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, судебная коллегия не принимает во внимание в силу того, что при таком толковании норм материального права требуемый педагогический стаж истицей должен быть выработан до вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что лишает смысл и содержание судебных актов Конституционного Суда Российской Федерации, направленных на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав.
Таким образом, решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и отвечает требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы ответчика не могут повлечь его отмену.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 октября 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Адушкина
Судьи Л.И. Скипальская
Л.И. Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.