Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе:
председательствующего судьи Саломатиной Л. А.
судей Шульга С. В., Кунгурцевой И. В.
при секретаре Шушаковой Ю. А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Анучинского района Приморского края в интересах неопределённого круга лиц к администрации Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района Приморского края о возложении обязанности оборудовать резервным источником питания котельную установку по апелляционной жалобе администрации Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района Приморского края на решение Анучинского районного суда Приморского края от 24.10.2012, которым иск удовлетворён, на администрацию Анучинского сельского поселения возложена обязанность оборудовать резервным источником электропитания котельную установку, пристроенную к зданию сельского клуба, по адресу: Анучинский район, с. Шекляево, ул. Арсеньева, д. 9 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Саломатиной Л. А., пояснения прокурора Комаровой О. Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Анучинского района Приморского края обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района Приморского края о возложении обязанности оборудовать резервным источником питания котельную установку. В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищного коммунального хозяйства. В ходе проверки установлено, что котельная установка, пристроенная к зданию сельского клуба, расположенная по адресу: Анучинский район, с. Шекляево, ул. Арсеньева, д. 9 не оборудована резервным источником питания.
В силу ст. 1 Закона Приморского края от 17.05.2007 N 69-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Анучинским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Анучинского муниципального района" и Приложения N 1 к данному закону в собственности администрации Анучинского сельского поселения находится котельная, расположенная по вышеназванному адресу. Данная котельная передана в оперативное управление МКУК "Информационно-досуговый центр" с. Анучино и используется для отопления сельского клуба с. Шекляево.
Отсутствие резервного источника питания на котельной может повлечь причинение значительного материального ущерба имуществу граждан, а также причинение ущерба здоровью и жизни неопределённого круга лиц в случае аварийной ситуации в течение отопительного периода. Прокурор просил обязать администрацию Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района Приморского края оборудовать резервным источником питания котельную установку, пристроенную к зданию сельского клуба, расположенную по адресу: Анучинский район, с. Шекляево, ул. Арсеньева, д. 9 в срок до 01.11.2012.
В судебном заседании прокурор требования уточнил в части срока исполнения обязанности по оборудованию котельной резервным источником питания, просил установить срок для исполнения обязанности - 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель МКУК "Информационно-досуговый центр" с. Анучино в судебном заседании исковые требования признал, подтвердив, что в котельной по указанному адресу отсутствует резервный источник питания.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района Приморского края.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась администрация Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района Приморского края, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что котельная установка, пристроенная к зданию сельского клуба с. Шекляево, расположенная по адресу: Анучинский район, с. Шекляево, ул. Арсеньева, д. 9, и являющаяся муниципальной собственностью Анучинского сельского поселения, не оборудована резервными источниками питания.
Общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены в Федеральном законе от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Указанный закон распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях (подпункты "г" и "ж" пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ).
Требования к устройству электроустановок, систем электроснабжения и электрических сетей, требования к защитным мерам электробезопасности и устройству заземлений, к выбору изоляции электроустановок приведены в Правилах устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 8 июля 2002г. N 204 (далее Правила).
В соответствии с пунктом 1.2.7 Правил приемник электрической энергии (электроприемник) - аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии.
Согласно пункту 1.2.18 Правил в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории.
Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
В соответствии с пунктом 14.2 СНиП П-35-76 "Котельные установки" электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой и второй категориям, определяемым в соответствии с Правилами устройства электроустановок и пунктом 1.12 настоящих норм и правил.
Согласно пункту 1.12 СНиП П-35-76 "Котельные установки" котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся: к первой категории - котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла; ко второй категории - остальные котельные.
Таким образом, СНиП П-35-76 "Котельные установки" не предусматривают возможности отнесения котельных к третьей категории надежности электроустановок, котельные могут быть только первой или второй категории надежности, о чём верно указано судом при разрешении спора.
Требования пункта 1.2.18 Правил устройства электроустановок, предусматривающего разделение электроприемников, в том числе, на третью категорию надежности, распространяются на иные электроустановки, поскольку в части котельных установок действуют специальные нормы и правила.
С учётом изложенного, довод апелляционной жалобы о том, что суду не представлено доказательств принадлежности электроприёмника котельной к какой-либо категории надёжности электроснабжения, является необоснованным.
Отсутствие резервного источника электроснабжения в случае аварийной ситуации может привести к причинению значительного материального ущерба гражданам и организациям.
Суд, проанализировав положения действующего законодательства и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, правомерно удовлетворил требования прокурора, поскольку отсутствие резервного источника питания на котельной может повлечь за собой причинение материального ущерба и ущерба здоровью и жизни неопределённого круга лиц - жителей с. Шекляево, в случае выхода из строя котельной в течение отопительного периода.
Выводы суда соответствуют закону и установленным по делу обстоятельствам.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что прокурором не представлены доказательства технической возможности установки резервного питания на котельной в с. Шекляево, не влечёт отмену решения суда. В данном случае отсутствие такой возможности должно доказываться ответчиком. Однако в судебном заседании, в котором спор был разрешён по существу, представитель ответчика - администрации Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района участия не принимал, возражений относительно обстоятельств, на которые ссылался прокурор в иске, суду не представил.
Содержащийся в жалобе довод о том, что судом не принят во внимание факт постройки котельной до 2002 года, в связи с чем применительно к действующим котельным Правила могут применяться в случае их модернизации в соответствии с определённой технической документацией в объёме, предусмотренном Правилами, основан на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с п. 1.1.1 ПУЭ, установленные правила распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ. Требования указанных Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.
Нарушений, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда доводы апелляционной жалобы не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Анучинского районного суда Приморского края от 24.10.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.