Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Ровенко П.А., Туктамышевой О.В.
при секретаре Барса О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО "Сбербанк России" в лице Приморского отделения ... об оспаривании представления и.о. межрайонного прокурора Лесозаводской межрайонной прокуратуры Приморского края по апелляционному представлению прокурора на решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 13 ноября 2012 года, которым заявление удовлетворено: представление от 11 октября 2012 года N "Об устранении нарушений федерального законодательства в сфере потребительского кредитования" признано незаконным.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., возражения представителя Дальневосточного банка ОАО "Сбербанк России" Крекотень Е.В. на доводы апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ОАО "Сбербанк России" в лице филиала - Приморское отделение N 8635 обратилось в суд с названным заявлением указав, что и.о. прокурора Лесозаводской межрайонной прокуратуры Р.Н.Джафаров внес представление от 11 октября 2012 года в адрес Управляющего Приморским отделением ОАО "Сбербанк Росси" Долговой О.В. об устранении нарушений федерального законодательства в сфере потребительского кредитования, установив, что положения типового кредитного договора приняты с нарушением законодательства о банках и банковской деятельности: по условиям типового кредитного договора кредитор имеет право предоставлять третьим лицам информацию о заемщике, в том числе содержащую его персональные данные; в нарушение статьи 30 Федерального закона N 395-1 от 2 декабря 1990 года "О банках и банковской деятельности" типовой договор о предоставлении потребительского кредита не содержит условий о сроках выполнения банковских услуг, сроках обработки платежных документов; на момент проведенной проверки 21 сентября 2012 года в дополнительном офисе N ОАО "Сбербанк России" в городе Лесозаводске отсутствовала информация о деятельности банка. Заявитель считает представление незаконным, так как типовая форма кредитного договора содержит все предусмотренные статьей 30 ФЗ "О банках и банковской деятельности" условия, не противоречит статье 26 названного закона, поскольку кредитор представляет третьим лицам информацию о заключении договора и его условиях только при наличии письменного согласия заемщика, что отражено в пункте 6.4 договора; срок выдачи кредита определен не конкретной датой, а наступлением определенного события, сроки обработки платежных документов определены в даты погашения задолженности по кредитному договору в соответствии с графиком платежей. Вся интересующая клиентов банка информация, в том числе о его финансовой деятельности, размещена на официальном сайте ОАО "Сбербанк России" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Полагает, что оспариваемое представление прокурора противоречит пункту 1 статьи 24 Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации", так как срок уведомления прокурора о результатах рассмотрения представления установлен меньше месяца. Представитель заявителя просит признать незаконным оспариваемое представление прокурора.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования в полном объеме.
Прокурор в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что представление соответствует требованиям закона, вынесено с соблюдением полномочий прокурора.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился прокурор, в апелляционном представлении ставится вопрос об отмене решения как постановленного с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, исследовав доводы апелляционного представления, не усматривает оснований для отмены решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
(в редакции Федерального закона от 1 июля 2010 года N 132-ФЗ). Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона (пункт 3 статьи 22 названого закона).
Согласно пункту 1 статьи 24 названного закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Как следует из материалов дела, представление прокурора внесено в адрес Управляющей Приморским отделением ОАО "Сберсбанк России" Долговой О.В. принять конкретные исчерпывающие меры к устранению причин и условий, способствовавших совершению нарушений закона и недопущении подобного впредь, а именно: привести условия типового кредитного договора в соответствие законодательству о банках и банковской деятельности.
Однако из имеющейся на л.д. 10 типовой формы кредитного договора следует, что данный документ входит в альбом форм кредитной документации, используемой при предоставлении кредитов физическим лицам от 19 января 2011 года N, утвержденный Комитетом ОАО "Сбербанк России" по предоставлению кредитов и инвестиций Протокол от 19 января 2011 года N 638 ? 10, код- N.
В силу пункта 2 Общих положений указанного локального правового акта ОАО "Сбербанк России" формы документов, включенные в Альбом форм, которым присвоен код, являются типовыми. Отклонения от типовых форм возможны только при наличии соответствующего решения коллегиального органа центрального аппарата ОАО "Сбербанк России", принятого в рамках рассмотрения вопроса о совершении (внесении изменений в условия совершения сделки/сделок на индивидуальных условиях (с учетом имеющихся у него полномочий, определенных в положении о работе данного коллегиального органа).
Должностное лицо, возглавляющее филиал ОАО "Сбербанк Росси", в адрес которого внесено представление, не является коллегиальным органом центрального аппарата юридического лица, полномочным устранить перечисленные в представлении нарушения, что свидетельствует о вынесении оспариваемого представления с нарушением пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
В связи с изложенным, выводы суда о незаконности представления и.о. Лесозаводского межрайонного прокурора являются правильными, а решение не подлежащим отмене.
Доводы апелляционного представления сводятся к несогласию с оценкой условий типового кредитного договора на соответствие требованиям федерального законодательства, данной в мотивировочной части решения, однако они не влекут отмену постановленного решения.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 13 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.