судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Брик Г.С.,
судей Берман Н.В. и Орловой О.А.,
при секретаре Дудкиной И.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционной жалобе ответчика Департамента социальной защиты населения администрации г. Липецка на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 04 июля 2012 года, которым постановлено:
"Признать за Красковой В.Д. право на получение компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Данное решение является основанием для выдачи Красковой В.Д. справки о праве на получение компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Данное решение является основанием для производства компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" с 01 января 2005 года".
Заслушав доклад судьи Берман Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Краскова В.Д. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Липецкой области, Департаменту социальной защиты населения администрации г. Липецка о признании права на получение льгот, взыскании компенсационных выплат, ссылаясь на то, что получала компенсационные выплаты по квартплате, как вдова военнослужащего, потерявшего кормильца. Однако с 2005 года, когда был расширен круг компенсационных выплат, а так же повышен размер предоставляемых льгот, ей компенсационные выплаты не были повышены, повторная справка, подтверждающая право на указанные льготы Военным комиссариатом Липецкой области не выдана. Просила признать за ней право на получение льгот в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального Закона "О статусе военнослужащих", а так же - обязать Департамент социальной защиты населения г. Липецка произвести доплату компенсационных выплат с 01 января 2005 года по 31 мая 2012 года.
Представитель ответчика Военного комиссариата Липецкой области исковые требования не признал, ссылаясь на отсутствие оснований для представления истице указанных льгот.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения администрации г. Липецка в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, разрешение дела оставил на усмотрение суда.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе ответчик Департамент социальной защиты населения администрации г. Липецка просит отменить решение суда в части определения срока производства компенсационных выплат с 01 января 2005 года, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений истицы на жалобу, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит частичной отмене по следующим основаниям.
В силу пункта 4 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, имеют право на компенсационные выплаты по оплате:
общей площади занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях - жилой площади), а также найма, содержания и ремонта жилых помещений, а собственники жилых помещений и члены жилищно-строительных (жилищных) кооперативов - содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах;
коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда;
установки квартирных телефонов по действующим тарифам, услуг местной телефонной связи, оказанных с использованием квартирных телефонов, абонентской платы за пользование радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами;
топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и его доставки для проживающих в домах, не имеющих центрального отопления.
За членами семей военнослужащих, потерявшими кормильца, родителями, достигшими пенсионного возраста, и родителями-инвалидами старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, сохраняется право на социальные гарантии по оказанию медицинской помощи, санаторно-курортному лечению, проезду к месту этого лечения и обратно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2005 года за N 475 утверждены Правила предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг, которыми определен порядок предоставления выплат, предусмотренных пунктом 4 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Пунктом 16 указанных Правил, установлено, что размер компенсационных выплат определяется из расчета 60 процентов расходов по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг (кроме услуг местной телефонной связи и абонентской платы за пользование радиотрансляционной точкой), составляющих долю членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего в составе общих расходов, приходящихся на всех граждан, зарегистрированных в жилом помещении.
Функции по предоставлению компенсационных выплат рассматриваемой категории граждан возложены на органы социальной защиты населения.
Из материалов дела следует, что истица Краскова В.Д. состояла в зарегистрированном браке с ККС с ДД.ММ.ГГГГ, который являлся пенсионером Министерства обороны Российской Федерации.
Приказом главнокомандующего войсками противовоздушной обороны страны N от 15 ноября 1960 года ККС, майор технической службы, на основании Закона СССР от 15 января 1960 года "О новом значительном сокращении Вооруженных Сил СССР" и в соответствии с Положением о прохождении воинской службы офицерами, генералами и адмиралами Советской Армии и Военно-Морского Флота уволен в запас по пункту "а" статьи 59 (по выслуге установленных сроков действительной службы) с правом ношения военной формы одежды (л.д. 18).
ККС умер ДД.ММ.ГГГГ, в повторный брак истица не вступала.
Судом установлено, что с 01 мая 1999 года вдове Красковой В.Д. как инвалиду 2 группы назначена пенсия по случаю потери кормильца за счет средств Министерства обороны Российской Федерации в связи со смертью супруга ККС
В соответствии с пунктом 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 475, компенсационные выплаты членам семьей погибших (умерших) военнослужащих осуществляются на основании справок установленного образца, выданных уполномоченными органами федеральной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ним служба.
19 мая 1999 года Военным комиссариатом Липецкой области Красковой В.Д. была выдана справка, согласно которой она имеет право на льготу по оплате общей площади жилых помещений, коммунальных услуг: водоснабжения, водоотведения, вывоза бытовых и других отходов, газоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, абонентной плате за пользование радио и коллективной телевизионной антенной в размере 50 процентов за указанные услуги в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (л.д. 3).
28 апреля 2012 года Военный комиссариат Липецкой области отказал Красковой В.Д. в выдаче справки установленного образца для предоставления льгот в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федеральным законом "О статусе военнослужащих", ссылаясь на то, что ККС был уволен в запас по выслуге установленных сроков действительной службы, что не является основанием для предоставления льгот, предусмотренных статьей 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Разрешая заявленные требования истицы Красковой В.Д., суд первой инстанции признал данный отказ незаконным, исходил из наличия у истицы права на получение компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" с 01 января 2005 года.
При этом, на основании анализа положений Закона СССР от 01 сентября 1939 года "О всеобщей воинской обязанности", Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1955 года "О предельном возрасте состояния на действительной военной службе и в запасе для офицеров, генералов и адмиралов Советской Армии и военно-морских сил, пограничных войск и войск охраны", действовавших в период увольнения супруга истицы, а также принятых впоследствии Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности" от 12 октября 1967 года, Закона РФ N 4455-I "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 года, действующего в настоящий момент Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", суд пришел к выводу, что формулировка увольнения по пункту "а" статьи 59 Положения о прохождении воинской службы "по выслуге установленных сроков действительной службы" означает увольнение майора ККС по достижении предельного возраста (40 лет) состояния на действительной военной службе.
При этом судом учтено наличие у ККС звания майора, основание его увольнения с действительной военной службы по достижении сорокалетнего возраста в запас, его выслуга лет.
Таким образом, вдова офицера запаса майора ККС как член семьи пенсионера Министерства обороны Российской Федерации, потерявшая кормильца, вправе получать льготы, установленные пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и справку о праве на получение компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанными выводами суда первой инстанции в силу их законности и обоснованности.
Решение суда в данной части не оспаривается, судебная коллегия не находит оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что установление судом срока для производства компенсационных выплат с 01 января 2005 года основан на неверном применении норм материального права, поскольку перерасчет производится лицам, которые ранее не получали льготы и компенсации, но имели на них право.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Из материалов личного дела Красковой В.Д., представленного Департаментом социальной защиты населения администрации г. Липецка, следует, что истица получала меры социальной поддержки:
в период с 01 июня 1999 года по 01 января 2010 года - льготы в натуральном виде в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах";
с 01 января 2010 года по 30 июня 2012 года - компенсацию в виде денежных выплат в размере 50% оплаты жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах", как вдова участника войны, и 50% оплаты коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" из средств Федерального бюджета.
Кроме того, Краскова В.Д. получала субсидии по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги как "данные изъяты".
Данные обстоятельства подтверждены заявлениями истицы о предоставлении таких льгот от 11 июня 2009 года, от 23 июля 2011 года и представленными ею Департаменту справок Военного комиссариата Липецкой области от 29 июня 2011 года, от 27 июля 2011 года о праве на льготы в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Согласно справке Советского отдела социальной поддержки ДСЗН администрации г. Липецка N 47 от 19 июля 2012 года, денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как супруги умершего участника Великой отечественной войны прекращена с 01 июля 2012 года, с учета из льготной базы данных для предоставления мер социальной поддержки истица снята на основании личного заявления.
Учитывая приведенные обстоятельства, заявительный характер назначения данных выплат, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно определяющего, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя, не может расцениваться как ущемляющее права граждан, а также тот факт, что с заявлением о начислении 60% компенсации согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 02 августа 2005 года N 475 Краскова В.Д. обратилась только 23 июля 2012 года, судебная коллегия пришла к выводу, что компенсационные выплаты по новому основанию могли быть назначены истице не ранее той даты, когда ей перестали начисляться те же компенсационные выплаты по прежнему основанию, то есть право истицы на получение мер социальной поддержки, как вдове умершего военнослужащего, возникло с 01 июля 2012 года.
Коль скоро, истица в период с 01 января 2005 года по 31 мая 2012 года самостоятельно избирала формы социальной поддержки при наличии нескольких оснований, что подтверждается ее заявлениями, оснований для перерасчета компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у ответчика не возникло. Решение суда в данной части подлежит отмене, в удовлетворении требований Красковой В.Д. к Департаменту социальной защиты населения администрации г. Липецка о взыскании компенсационных выплат с 01 января 2005 года по 31 мая 2012 года следует отказать.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 04 июля 2012 года отменить в части обязания произвести перерасчет компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и постановить новое решение:
"Обязать Департамент социальной защиты населения администрации г. Липецка назначить Красковой В.Д. компенсационные выплаты в связи с ежемесячными расходами по оплате помещения, коммунальных и других видов услуг в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" с 01 июля 2012 года.
В иске Красковой В.Д. к Департаменту социальной защиты населения администрации г. Липецка о взыскании доплат компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" с 01 января 2005 года по 31 мая 2012 года отказать".
В остальной части тоже решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.