Президиум Липецкого областного суда в составе:
председательствующего: Беседина А.В.,
членов президиума: Брик Г.С., Лепехиной Н.В., Бирюковой Н.К.,
при секретаре: Федяевой Е.В.
рассмотрев материалы гражданского дела, истребованного по кассационной жалобе ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Липецкой области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 14 мая 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
О.А. обратился в суд с иском к призывной комиссии Липецкой области, призывной комиссии муниципального образования г. Липецк N 20, военному комиссариату Липецкой области, отделу военного комиссариата Липецкой области по г. Липецк, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Липецкой области о признании незаконными действий призывной комиссии муниципального образования N 20 от 30.04.2010 года, призывной комиссии Липецкой области от 18.05.2010 года, отдела военного комиссариата Липецкой области по г. Липецку от 30.04.2010 года, военного комиссариата Липецкой области от 18.05.2010 года по призыву О.А. на военную службу.
Свои требования истец обосновывал тем, что решения призывных комиссий вынесены без учета заболевания, подтвержденного медицинскими документами, наличие которого давало ему право на признание ограниченно годным к военной службе и освобождение от призыва на военную службу. В связи с незаконным призывом на военную службу истец просил взыскать с ответчиков понесенные им убытки в сумме 5184,10 руб., упущенный заработок в размере 157865, 61 руб. и денежную компенсацию морального вреда в сумме 200000 рублей.
Решением Советского районного суда г.Липецка от 25 января 2012 года О.А. было отказано в удовлетворении исковых требований.
О.А. обратился в суд с апелляционной жалобой.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 14 мая 2012 года решение Советского районного суда было отменено, было постановлено новое решение, которым признаны незаконными решения призывной комиссии муниципального образования г. Липецк N 20 от 30.04.2010 г. и призывной комиссии Липецкой области от 18.05.2010 года по призыву О.А. на военную службу, взыскано в пользу О.А. с Министерства финансов РФ за счет казны РФ компенсация морального вреда в размере 20 000 руб., убытки в виде недополученного заработка в сумме 35754 руб.53 коп. и расходы на проезд к месту службы в сумме 5184 руб. 10 коп., расходы за проведение экспертизы в сумме 9559 руб. В остальной части иска отказано.
Ответчик МФ РФ в лице УФК по Липецкой области обратился с кассационной жалобой на вышеуказанное определение, считая его вынесенным с существенным нарушением норм материального и процессуального права. В частности указал, что Министерство финансов РФ является ненадлежащим ответчиком по данному делу, возмещение имущественного и морального вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) призывных комиссий и их должностных лиц должны возмещаться за счет средств Военного комиссариата Липецкой области в порядке ст. 1068 ГК РФ.
Выслушав доклад судьи Федосовой Н.Н., выслушав представителя МФ РФ Ряскова А.А., поддержавшего кассационную жалобу, представителей военного комиссариата Липецкой области Коровина С.М. и Букрееву И.А., поддержавших кассационную жалобу, представителя истца О.Г., возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, президиум считает апелляционное определение подлежащим изменению в части взыскания морального, материального вреда и судебных расходов, в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии со ст.71 Конституции Российской Федерации оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации.
Согласно ст.59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
В силу ст. 1 ФЗ от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает в том числе: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
От призыва на военную службу освобождаются граждане признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (ст. 23 п.а)
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (ст. 26).
Как следует из ст. 28 данного Закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас.
Согласно ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ.
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации правовую ответственность в случае осуществления незаконного призыва на военную службу несет непосредственно само государство - Российская Федерация.
Как следует из ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу ч. 3 ст. 126 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Положениями ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета, выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации.
В суде от имени Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов либо должностных лиц этих органов выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
В соответствии со п.9, п.10 п.п.31 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации - Министерство обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренного на реализацию возложенных на него полномочий.
В соответствии с Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Организует совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работу по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, их призыву и приему на военную службу, переподготовке граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе.
В соответствии с Положением о военных комиссариатах, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
Одной из задач военных комиссариатов является организация при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований призыва на военную службу граждан, не пребывающих в запасе.
Призыв на военную службу является одной из форм осуществления воинской обязанности гражданами Российской Федерации.
Все расходы, понесенные организациями и гражданами в связи с решением вопросов о призыве, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Иск обоснованно предъявлен в порядке ст. 1069 ГК РФ.
Судебной коллегией по гражданским делам Липецкого областного суда было установлено, что незаконными решениями призывной комиссии муниципального образования г. Липецк N 20 от 30.04.2010 г. и призывной комиссии Липецкой области от 18.05.2010 года о призыве на военную службу О.А. были нарушены его общегражданские права. Судом апелляционной инстанции определена к взысканию компенсация морального вреда, материальный ущерб и соответственно судебные расходы. Определение в этой части не обжаловалось.
Судом апелляционной инстанции не правильно был определен ответчик, в обязанности которого входит выплата взыскиваемых судом сумм.
В данном случае от имени Российской Федерации выступает МО РФ, которое является надлежащим представителем ответчика по данному делу.
В суде в качестве представителя ответчика выступал военный комиссариат Липецкой области, который в соответствии с указанным выше Положением является территориальным органом Министерства обороны РФ.
При таких обстоятельствах, компенсация морального вреда, материальный ущерб, судебные расходы подлежат взысканию за счет казны РФ с Министерства обороны Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 387, 390 ГПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 14 мая 2012 года изменить.
Изложить судебное постановление в следующей редакции.
Признать незаконными решения призывной комиссии муниципального образования г. Липецк N 20 от 30.04.2010 г. и призывной комиссии Липецкой области от 18.05.2010 года по призыву О.А. на военную службу.
Взыскать в пользу О.А. за счет казны РФ с Министерства обороны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб., убытки в виде недополученного заработка в сумме 35 754 руб. 53 коп, расходы на проезд к месту службы в сумме 5184 руб. 10 коп., расходы за проведение экспертизы в сумме 9559 руб., а всего 70497 руб. 63 коп.
В остальной части требований отказать.
Председательствующий А.В. Беседин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.