Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Коршунова Р.В.,
судей Песковой Ж.А. и Поляниной О.А.,
при секретаре Морозовой М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Гаврилюка Вячеслава Вячеславовича на решение Октябрьского районного суда города Саратова от 26.09.2012 года, которым Гаврилюку В.В. отказано в удовлетворении исковых требований к Саратовскому региональному отделению Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" о признании незаконными результатов тайного голосования на Общенародном региональном праймериз по определению кандидатур для последующего их выдвижения кандидатами в депутаты Саратовской областной Думы на выборах 14.10.2012 года по региональной части областного списка кандидатов, соответствующей Заводскому одномандатному избирательному округу N, и по Заводскому одномандатному избирательному округу N города Саратова от 10.07.2012 года.
Заслушав доклад судьи Песковой Ж.А., объяснения истца Гаврилюка В.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика Саратовского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Д., возражавшей против доводов жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гаврилюк В.В., уточнив заявленные требования, обратился в суд с указанным выше иском. В обоснование заявленных требований указал, что с марта 2010 года он является членом политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". В последних числах июня 2012 года обратился устно к юристу Саратовского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" по вопросу о том, какие документы необходимо предоставить для подачи заявления баллотироваться кандидатом в депутаты Саратовской областной Думы от партии. Просил представить ответ в письменной форме со ссылками на закон и с разъяснениями, каким образом происходит сама процедура предварительного внутрипартийного голосования "Праймериз" по выбору кандидатов в депутаты, прозрачность этих выборов, то есть порядок проведения общественного мероприятия. Ответ на данное обращение в письменном виде истец не получил. 01.07.2012 года он подал в Саратовское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" два письменных заявления о согласии выставить свою кандидатуру для последующего выдвижения по региональной части областного списка кандидатов в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва и по определению кандидатур для последующего выдвижения по одномандатному избирательному округу N "данные изъяты" Заводского района города Саратова в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва от Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" на выборах 14.10.2012 года. 09.07.2012 года ему позвонили из регионального отделения партии и сообщили, что необходимо сдать свою предвыборную программу. 10.07.2012 года состоялось внутрипартийное голосование по выдвижению кандидатов в депутаты Саратовской областной Думы, подготовиться к выступлению на котором времени у истца было недостаточно. Считает, что 10.07.2012 года внутрипартийное голосование прошло с существенными нарушениями его прав и процедуры проведения Общенародного регионального праймериз. Он был поставлен в неравные с другими кандидатами условиями, поскольку практически не имел времени подготовить свою программу. По результатам праймериз он не будет выдвинут кандидатом в депутаты Саратовской областной Думы на выборах 14.10.2012 года ни по региональной части областного списка кандидатов, соответствующей Заводскому одномандатному избирательному округу N, ни по Заводскому одномандатному избирательному округу N города Саратова. В день голосования в помещении, где проводилась регистрация участников праймериз, проводилась агитация за одного из кандидатов - К., что само по себе создавало неравные для него условия и недопустимо в силу закона. Считает, что выборщики обязаны досконально были изучить предвыборную программу каждого кандидата, дать каждой программе оценку, задавать вопросы кандидатам. Однако организатор праймериз заявил, что выступление кандидатов не должно превышать 5-7 минут, что является грубым нарушением пункта 4.6 действующего Регламента проведения Общенародного регионального праймериз и ущемляет его права, так как он вынужден был сократить свое выступление, что не могло не сказаться на результатах голосования. При подсчете голосов члены комиссии не несут никакой ответственности за результаты голосования, имеют возможность поставить галочки в бюллетенях за любого нужного им кандидата. При проведении праймериз ответчиком были нарушены требования Федерального закона "О политических партиях", Регламента проведения Общенародного регионального праймериз, его субъективные права, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.
Гаврилюк не согласился с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение. Считает проведенное голосование незаконным, поскольку в голосовании принимали участие не члены партии, а её сторонники, не члены общественных организаций, а их сторонники. Ходатайства истца о допросе в качестве свидетелей выборщиков судом проигнорированы.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.
Как следует из статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 10 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", нормы ГПК РФ не допускают возможности оспаривания в порядке главы 25 этого Кодекса решений и действий (бездействия) органов управления организациями и их объединениями, общественными объединениями, политическими партиями, а также их руководителей, поэтому такие дела должны рассматриваться по правилам искового производства, в том числе и в случаях, когда заявитель ссылается на положения Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 11.07.2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.
В силу пункта 1 и подпункта "и" пункта 2 статьи 21 данного Федерального закона политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.
Согласно Уставу Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" членами Партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие восемнадцатилетнего возраста, разделяющие ее цели и задачи, соблюдающие Устав, принимающие участие в ее деятельности (пункт 6.1). Сторонниками партии признаются граждане Российской Федерации, поддерживающие программные цели и практические действия Партии, оказывающие любое содействие, не противоречащие действующему законодательству и настоящему Уставу, а также временно приостановившие членство в Партии (пункт 4.6.2).
Структуру Партии составляют региональные, местные и первичные отделения Партии, являющиеся ее структурными подразделениями и действующие на основании настоящего Устава (пункт 6.1).
Проведение предварительного внутрипартийного голосования является обязательным при проведении процедур, связанных с определением кандидатур, для последующего их выдвижения кандидатами в депутаты или на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Порядок, особенности, случаи проведения предварительного внутрипартийного голосования и состав его участников определяется Положением, утверждаемым Президиумом Генерального совета Партии (пункт 8.1).
Решением Президиума Генерального совета Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" от 16.06.2011 года утверждено Положение "О порядке проведения народного предварительного голосования по определению кандидатур для последующего их выдвижения кандидатами в составе списка кандидатов (кандидатами) в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в соответствии с которым:
- порядок проведения предварительного внутрипартийного голосования по определению кандидатур для последующего их выдвижения в составе списков кандидатов (кандидатами) в депутаты представительных органов муниципальных образований устанавливается соответствующими положениями, утверждаемыми Региональными политическими советами региональных отделений Партий с учетом соблюдения норм и принципов настоящего Положения, а также требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, соответствующих норм и положений Устава Партии (пункт 1.2 Положения);
- общенародный региональный праймериз организуется и проводится во взаимодействии с Общероссийским народным фронтом в целях предоставления возможностей гражданам Российской Федерации, организациям, подписавшим Декларацию об образовании Общероссийского народного фронта, через представительство Партии в законодательных, представительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации участвовать в формировании политики нашего государства.
При этом организация и проведение процедур Общенародного регионального праймериз основывается на принципах равенства, соблюдения требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах и Федерального закона "О политических партиях" (пункт 1.3 Положения);
- организация и процедура Общенародного регионального праймериз не входят в сферу регулирования законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах (пункт 1.5 Положения).
В соответствии с пунктом 8.1 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Положением "О порядке проведения народного предварительного голосования по определению кандидатур для последующего их выдвижения кандидатами в составе списка кандидатов (кандидатами) в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 16.06.2011 года, Решением Президиума Регионального политического совета политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" от 21.05.2012 года утвержден Регламент проведения Общенародного регионального праймериз по определению кандидатур для последующего их выдвижения в составе списков кандидатов (кандидатами) в депутаты Саратовской областной Думы на выборах 14.10. 2012 года.
Указанный Регламент устанавливает порядок организации и проведения предварительного внутрипартийного голосования по определению кандидатур для последующего их выдвижения в составе списка кандидатов (кандидатами) в депутаты Саратовской областной Думы на выборах 14.10.2012 года (далее по тексту -Общенародный региональный праймериз) (пункт 1.1 Регламента), организатором проведения которого являлся Региональный исполнительный комитет Партии, Региональный координационный совет и его структурные подразделения и организации, вошедшие в Региональный координационный совет Общероссийского народного фронта Саратовской области (пункт 1.4 Регламента).
Данный Регламент после его утверждения организатором был опубликован 22.05.2012 года в полном объеме со всеми имеющимися к нему приложениями на общедоступном официальном сайте Саратовского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Согласно пункту 1.2 Регламента Общенародный региональный праймериз организовывался и проводился во взаимодействии с Общероссийским народным фронтом (ОНФ), возглавляемым Председателем Партии, в целях предоставления возможностей гражданам Российской Федерации, организациям, подписавшим Декларацию об образовании Общероссийского народного фронта, через представительство Партии в Саратовской областной Думе, участвовать в формировании политики нашего государства.
Общенародный региональный праймериз является исключительно внутрипартийной процедурой, не является выборами в Саратовскую областную Думу, и не является процедурой выдвижения Региональным отделением списков кандидатов в депутаты Саратовской областной Думы, предусмотренной избирательным законодательством (пункт 1.3 Регламента).
Для целей Регламента определены основные термины и понятия:
- процедура Общенародного регионального праймериз - комплекс мероприятий, проводимых Партией и ее структурными подразделениями, организациями, подписавшими Декларацию об образовании Общероссийского народного фронта, по определению кандидатур для последующего их выдвижения в составе списков кандидатов (кандидатами);
кандидаты Общенародного регионального праймериз - граждане Российской Федерации - члены и сторонники Партии, а также лица, не являющиеся членами политических партий, обладающие пассивным избирательным правом на выборах в Саратовскую областную Думу, утвержденные Региональными координационными советами Общероссийского народного фронта в качестве претендентов на включение в списки кандидатов по результатам процедуры Общенародного регионального праймериз;
уполномоченные Регионального координационного совета - лица, утвержденные Региональным координационным советом в качестве участников процедуры голосования с правом решающего голоса по кандидатурам кандидатов Общенародного регионального праймериз (пункт 1.5 Регламента).
Порядок предложения и выдвижения кандидатур уполномоченных Регионального совета для проведения Общенародного регионального праймериза предусмотрен пунктами 2.9-2.12 Регламента.
Правом предложения кандидатур уполномоченных Регионального координационного совета обладают: Президиум Регионального политического совета Партии - с учетом предложений от Местных политических советов местных отделений Партии Саратовской области; правомочные органы организаций, входящих в состав Регионального координационного совета, в том числе, с учетом предложений от организаций, не входящих в состав Регионального координационного совета, но подписавших Декларацию об образовании Общероссийского народного фронта.
Персональный состав уполномоченных Регионального координационного совета утверждается Региональным координационным советом на основании документированных представлений правомочных органов организаций, входящих в состав Регионального координационного совета.
Списки уполномоченных Регионального координационного совета оформляются и утверждаются в срок не более 24 дней со дня начала процедуры Общенародного регионального праймериз (не позднее 27 июня 2012 г.).
Рекомендуемое количество уполномоченных для проведения Общенародного регионального праймериз устанавливается Региональным координационным советом исходя из количества встреч (площадок), средней вместимости помещений для проведения встреч; соотношения выдвигаемых уполномоченных (50% - представители Партии, 50% - представители организаций, входящих в состав Регионального координационного совета).
Согласно пунктам 4.1 и 4.6. Регламента время для выступления всех кандидатов, не превышает 10 минут.
Пунктом 5.1. Регламента установлен кворум Общенародного регионального праймериз, в соответствии с которым процедура голосования по кандидатам правомочна, если на встрече-голосовании присутствовало не менее двух третей установленного количества уполномоченных представителей Регионального координационного совета.
На основании полученных итоговых протоколов по окончанию всех встреч Общенародного регионального праймериз Региональный координационный совет осуществляет подведение итогов, формирует итоговые списки кандидатов Общенародного регионального праймериз с разбивкой по соответствующим группам областных списков, оформляет его протоколом, (не позднее 13.07.2012 года), передает итоговые списки с итоговым протоколом в Региональный политический совет регионального отделения Партии (пункты 5.9, 5.10 Регламента).
Региональный политический совет регионального отделения Партии в течение семи дней формирует итоговые списки кандидатов Общенародного регионального праймериз как региональные списки кандидатов и вносит их на рассмотрение Президиума Генерального совета Партии для согласования в порядке, предусмотренном Уставом Партии. Вместе со списками в Президиум Генерального совета Партии представляется копия протокола Регионального координационного совета (пункт 5.11 Регламента).
На основании результатов Общенародного регионального праймериз Региональное отделение Партии в период, предусмотренный избирательным законодательством, проводит Конференцию по выдвижению областных списков кандидатов в депутаты Саратовской областной Думы (пункт 5.12. Регламента).
Как видно из материалов дела и установлено судом, с 18.03.2010 года Гаврилюк В.В. является членом Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИТЯ".
02.12.2002 года Министерством юстиции Российской Федерации по Саратовской области в Единый государственный реестр юридических лиц на основании решения о государственной регистрации некоммерческой организации при создании от 13.03.2002 года внесена запись о государственной регистрации Саратовского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", о чем выдано соответствующее свидетельство.
Саратовское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" осуществляет свою деятельность на основании Устава.
В соответствии с пунктом 2.1 Регламента Решением Президиума Регионального политического совета Саратовского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" от 21.05.2012 года определена дата начала процедуры проведения Общенародного регионального праймериз по определению кандидатур для последующего их выдвижения в составе списков кандидатов (кандидатами) в депутаты Саратовской областной Думы 01.06.2012 года.
01.06.2012 года Гаврилюк В.В., как директор ООО "В", а не член партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" зарегистрировал заявление-анкету по установленной форме о согласии на выдвижение своей кандидатуры в кандидаты Общенародного регионального праймериза по одномандатному избирательному округу N в составе списка кандидатов в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва и в составе региональной части областного списка кандидатов, соответствующей одномандатному избирательному округу N.
Всего для участия в Общенародном региональном праймериз по одномандатному избирательному округу N "данные изъяты" в составе списка кандидатов в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва было зарегистрировано, утверждено и допущено четыре кандидата: Гаврилюк В.В., К, Л., С., и в составе региональной части областного списка кандидатов, соответствующей одномандатному избирательному округу N шесть кандидатов: В., Гаврилюк В.В., К., Л., Л., Т.
06.06.2012 года на заседании политсовета местного отделения Заводского района города Саратова было принято решение о предложении Президиуму Регионального политического совета Саратовского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" кандидатур уполномоченных Регионального координационного совета, которые решением Президиума Регионального политсовета от 23.06.2012 года предложены Региональному координационному совету. Список предложенных от местного отделения партии кандидатур уполномоченных подписан секретарем политсовета Г.
Организациями, входящими в состав Регионального координационного совета, а также не входящими в состав данного совета, но подписавшими Декларацию об образовании Общероссийского народного фронта являются: ?также направлены в Региональный координационный совет кандидатуры уполномоченных для участия в Общенародном региональном праймериз. Решения данных организаций о выдвижение кандидатур уполномоченных никем не оспорены.
Предложения по кандидатурам уполномоченных поступили в установленный Регламентом срок с 01 по 24 июня 2012 года.
Согласно пунктам 2.10. - 2.12. Регламента решением Регионального координационного совета Общероссийского народного фронта от 27.06.2012 года утвержден количественный и персональный состав уполномоченных представителей Регионального координационного совета для участия в Общенародном региональном праймериз по определению кандидатур для последующего их выдвижения в составе списков кандидатов (кандидатами) в депутаты Саратовской областной Думы на выборах 14.10.2012 года - по 150 человек на каждой площадке (50% - представители Партии, 50% - представители организаций, входящих в состав Регионального координационного совета) согласно представленным спискам.
По процедуре голосования по кандидатам Общенародного регионального праймериз на площадке Заводского одномандатного избирательного округа N проведена 10.07.2012 года, для выступления кандидатов Общенародного регионального праймериз был установлен регламент - 7 минут, что не ограничивает выступающего, а регламентирует время, отведённое каждому участнику на время выступления и ответов на вопросы в пределах 10 минут.
Согласно представленным спискам на площадке Заводского одномандатного избирательного округа N зарегистрировалось и приняло участие в голосовании по кандидатам Общенародного регионального праймериз 147 уполномоченных представителей, что составляет более 2/3 от общего числа и свидетельствует о легитимности принятых ими решений.
Результаты голосования на Общенародном региональном праймериз от 10.07.2012 года отражены в протоколе голосования от 10.07.2012 года.
При подсчете голоса распределились следующим образом: К "за" -130, Л. "за" - 24, С. "за" - 20, Гаврилюк В.В. "за" -15.
Оценив представленные доказательства в совокупности районный суд пришел к выводу, что 10.07.2012 года при проведении Общенародного регионального праймериз на площадке Заводского одномандатного избирательного округа N "данные изъяты" организаторами данного мероприятия нарушений норм действующего законодательства, уставных норм, Положения, Регламента, Федерального закона "О политических партиях", применяемой части Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которые не позволяли бы выявить действительную волю избирателей - уполномоченных Регионального координационного совета, а также субъективных прав истца, которые поставили бы его в неравное с другими кандидатами Общенародного регионального праймериз условия, не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований Гаврилюка В.В. не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Довод жалобы о том, что суд необоснованно отклонил ходатайство истца о допросе выборщиков в качестве свидетелей, не может служить основанием для отмены решения суда. Ходатайство истца судом разрешено в соответствии с требованиями закона, отказ в удовлетворении ходатайства мотивирован.
Иные доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка авторами жалоб представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
С учётом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Саратова от 26.09.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гаврилюка В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.