Апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 15 января 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
Председательствующего Блиновской Е.О.
судей: Мелехиной Т.И.,Старцевой Е.А.
при секретаре Усачовой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сургутского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала (адрес) железной дороги о возложении обязанности на ОАО "Российские железные дороги" в 30 суточный срок с момента вступления решения суда в законную силу подготовить материалы и направить их в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности (Росжелдор) для включения в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и присвоения категорий объекту транспортной инфраструктуры - моста, протяженностью "данные изъяты"
по апелляционному представлению исполняющего обязанности Сургутского транспортного прокурора Ш. на решение Сургутского городского суда от 15 октября 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Сургутского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала (адрес) железной дороги о возложении обязанности на ОАО "РЖД" в 30 суточный срок с момента вступления решения суда в законную силу подготовить материалы и направить их в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности (Росжелдор) для включения в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и присвоения категорий объекту транспортной инфраструктуры - моста, протяженностью "данные изъяты" - отказать".
Заслушав доклад судьи Мелехиной Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сургутский транспортный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным выше иском к ОАО "Российские железные дороги", мотивируя иск тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности субъектом транспортной инфраструктуры ОАО "Российские железные дороги", в ходе которой установлено, что последним в лице (адрес) железной дороги не выполнена обязанность по принятию мер по получению решения компетентного органа об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости, уведомления о включении в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и о присвоении категории. На основании свидетельства о государственной регистрации права мост протяженностью "данные изъяты"., находящийся по адресу: (адрес), находится в собственности ответчика. Безопасность граждан на указанном мосту обязано обеспечить ОАО "Российские железные дороги" как субъект транспортной инфраструктуры. Считает, что на субъекты транспортной инфраструктуры возлагается обязанность подготовить материалы и направить их в компетентный орган для включения в Реестр категорированных объектов, а после получения уведомления на основе публичного договора провести оценку уязвимости объекта, после чего разработать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Согласно измененных требований просил обязать ответчика в 30-ти суточный срок с момента вступления решения суда в законную силу подготовить материалы и направить их в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности (Росжелдор) для включения в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и присвоения категории объекту транспортной инфраструктуры - моста, протяженностью "данные изъяты"
В судебном заседании старший помощник Сургутского транспортного прокурора Л. поддержал заявленные требования полном объеме по основаниям, указанным в заявлении с учетом изменений.
Представитель ответчика Д. иск не признал, пояснив, что ведение реестра и учет объектов транспортной инфраструктуры возложено на компетентный орган в области транспортной безопасности в лице Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор), основанием для включения категорированного объекта транспортной инфраструктуры или категорированного транспортного средства в Реестр, исключение данных объектов производится по решению компетентного органа. Законодательство не возлагает обязанности на субъекты транспортной инфраструктуры обращаться в органы исполнительной власти с запросом, требованием или просьбой о проведении категорирования либо получения результатов категорирования. Просил в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) (адрес) территориального управления.
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционном представлении исполняющий обязанности Сургутского транспортного прокурора Ш. просит решение суда отменить и принять новое решение, которым удовлетворить требования Сургутского транспортного прокурора. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права. Указывает, что обеспечение транспортной безопасности является обязательным условием оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов. Обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - моста, протяженностью "данные изъяты", возложено на субъект транспортной инфраструктуры - ответчика, являющего собственником объекта. Ответчик обязан обеспечить проведение всех зависящих от него действий, направленных на получение соответствующих услуг (категорирование) от уполномоченных органов.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем, на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела в соответствии со ст. 327.1ч.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 5 и 9 п. 1 ст. 1 названного Федерального закона, объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, а под субъектами транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 1 Федерального закона "О транспортной безопасности", категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
В соответствии с п. 2 и 3 ст. 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29.01.2010 г. N 22 утвержден Порядок ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предназначенный для ведения федеральными агентствами, подведомственными Министерству транспорта Российской Федерации, Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона N 16-ФЗ.
Согласно пункту 4 указанного Порядка, Реестр формируется и ведется компетентными органами по видам транспорта. Основанием для включения категорированного объекта транспортной инфраструктуры или категорированного транспортного средства в Реестр, внесения изменений в реестр, а также исключения данных объектов и транспортных средств из Реестра является решение компетентного органа (пункт 11 Порядка).
Компетентный орган в течение 15 дней с момента внесения в Реестр соответствующей записи направляет субъекту транспортной инфраструктуры и в Ространснадзор уведомление о включении объекта или транспортного средства в Реестр и о присвоенной категории или об его исключении из Реестра.
Из указанных выше нормативных актов не следует, что субъекты транспортной инфраструктуры являются компетентными органами, уполномоченными на включение объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, находящихся в их владении, в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность участия субъектов транспортной инфраструктуры в категорировании объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а равно не установлена их обязанность по обращению в компетентные органы с запросом (требованием) о проведении категорирования, либо получении их результатов, деятельность по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств не предполагает заявительного порядка обращения, а также разработки административного регламента в рассматриваемой сфере деятельности.
Из письма Департамента транспортной безопасности и специальных программ Министерства транспорта Российской Федерации от 11 августа 2011 года N 11-04-14/1358-ис, следует, что в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" исходя из смысла ч. 2 ст. 6 Закона N 16-ФЗ, категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств не связано с непосредственным обращением (заявлением) субъекта транспортной инфраструктуры в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, и поэтому процедура категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств не может являться государственной услугой. В связи с этим Минтрансом России в Минэкономразвития России направлено Предложение от 09 августа 2011 г. NС А-18/893 8 по корректировке Перечня государственных услуг и государственных функций федеральных органов исполнительной власти, для которых должны быть разработаны административные регламенты, и информация о которых должна быть размешена в Федеральном реестре государственных услуг (функций), в соответствии с которым регламентирование категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленных сферах деятельности подлежит исключению из Перечня. Таким образом, Министерство транспорта Российской Федерации указало, что разработка административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности нецелесообразна.
При таком положении, доводы апелляционного представления прокурора основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают установленные обстоятельства и не содержат указаний на новые обстоятельства, не учтенные судом, которые могли бы повлечь отмену судебного постановления в апелляционном порядке, оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сургутского городского суда от 15 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление исполняющего обязанности Сургутского транспортного прокурора Ш. - без удовлетворения.
Председательствующий Блиновская Е.О.
Судьи: Мелехина Т.И.
Старцева Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.