Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Цыганкова С.Л.
судей Вороной Н.Л., Дука Е.А.
при секретаре Пачгановой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Жгунова Егора Николаевича к ОАО "Ипотечное агентство Югры" о понуждении предоставить жилищную субсидию,
по апелляционной жалобе ОАО "Ипотечное агентство Югры" на решение Советского районного суда от (дата), которым постановлено:
"Обязать ОАО "Ипотечное агентство Югры" предоставить молодой семье Жгуновых в составе Жгунов Егор Николаевич, (дата) рождения, Жгунова Ольга Алексеевна, (дата) рождения, Жгунова Елизавета Егоровна, (дата) рождения, Жгунова Арина Егоровна, (дата) рождения, субсидию на последнего ребенка в соответствии с Подпрограммой "Доступное жилье молодым" Программы Ханты-Мансийского автономного округа "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2005-2015 годы", утвержденную Законом ХМАО - Югры от 11.11.2005г. N103-оз и порядком реализации подпрограммы "Доступное жилье молодым" программы Ханты-мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа -Югры на 2005-2015 годы", утвержденным постановлением Правительства автономного округа от 07.04.2006 года N67-п.
Взыскать с ОАО "Ипотечное агентство Югры" в пользу Жгунова Егора Николаевича судебные расходы в сумме (номер).".
Заслушав доклад судьи Дука Е.А., объяснения представителя ответчика Красновой А.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жгунов Е.Н. обратился в суд с иском о понуждении ответчика предоставить ему субсидию на ребенка Жгунову Арину Егоровну в соответствии с условиями подпрограммы "Доступное жилье молодым" Программы Ханты-Мансийского автономного округа "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2005-2015 годы".
Иск мотивирован тем, что с (дата) они с женой и дочерью Жгуновой Е.Е. являлись собственниками двухкомнатной квартиры, общей площадью 47, 8 кв.м. В связи с рождением (дата) второго ребенка - дочери Арины, обеспеченность семьи жилой площадью на одного человека стала менее 12 кв.м., и (дата) их семья была поставлена на учет для предоставления субсидии на второго ребёнка по подпрограмме "Доступное жилье молодым", с предварительным расчетом субсидии в размере (номер) руб. (дата) между ними и ОАО "Сбербанк России" заключен кредитный договор, по которому банк предоставил им ипотечный кредит по программе молодая семья, с использованием которого они приобрели трехкомнатную квартиру в общую долевую собственность на всех четырех членов семьи. Однако, когда подошла очередь на получение субсидии, ответчик (дата) уведомил их об отказе в предоставлении субсидии, ссылаясь на п.п. 1 п.1 ст. 10 Закона ХМАО-Югры от 11.11.2005г. N103-оз - рождение ребенка в период отсутствия долговых обязательств.
В судебном заседании истец и его представитель Степанов С.Г. исковые требования поддержали по тем же основаниям.
Третье лицо Жгунова О.А. считает иск подлежащим удовлетворению.
Представитель ответчика Маслакова О.Г. иск не признала, указывая, что Жгуновым была выплачена субсидия на первого ребенка. В предоставлении субсидии на второго ребёнка отказано, поскольку Жгуновы не предоставили документы, подтверждающие наличие долговых обязательств по первоначально приобретённой квартире.
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "Ипотечное агентство Югры" Краснова А.И. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение норм материального права. Вывод суда о том, что предоставление субсидии связано не с наличием долговых обязательств, противоречит пп.1 п.1 ст.10 Закона ХМАО-Югры от 11.11.2005г. N103-оз. В 2007 году семья истца в составе 3 человек уже воспользовалась государственной поддержкой в целях улучшения жилищных условий. Долговых обязательств по кредитному договору от 16 сентября 2010 года по вновь приобретённому жилому помещению на момент рождения второго ребенка не имелось. При постановке на учет с целью предоставления субсидии на вновь рожденного ребенка Порядком реализации программы не предусмотрено предоставление документа о наличии или отсутствии долговых обязательств, в связи с чем, Агентство сведениями о том, куда будет перечислена субсидия, не располагало, поэтому полагало, что будет погашен первоначальный долг. Поскольку долговые обязательства у семьи истцов перед продавцом первоначального жилого помещения отсутствуют, то государственная поддержка в виде предоставления субсидии на вновь рожденного ребенка не может быть предоставлена.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, третьего лица, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (ч.1 ст.327, ч.3 ст.167
ГПК РФ).
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), обсудив их, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене ввиду нарушения норм материального права.
Как видно из материалов дела, (дата) семья Жгуновых поставлена на учет с целью предоставления субсидии на ребенка - Жгунову Арину Егоровну, (дата) года рождения, в рамках подпрограммы "Доступное жилье молодым" Программы Ханты-Мансийского автономного округа "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2005-2015 годы", утверждённой Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года N103-оз (далее - Закон N103-оз).
Уведомлением от (дата) Жгуновым отказано в предоставлении названной субсидии со ссылкой на п.п.1 п.1 ст.10 Закона N 103-оз - рождение ребенка в период отсутствия долговых обязательств.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что указанное ответчиком основание для отказа в предоставлении субсидии не предусмотрено перечнем случаев, перечисленных в п.3.6 Порядка реализации подпрограммы "Доступное жилье молодым". Документы, указанные в п.3.4 Порядка для молодых смей, ранее получивших субсидию в рамках подпрограммы и претендующих на получение субсидий на вновь рожденных (усыновленных) детей, Жгуновыми представлены.
По мнению суда первой инстанции, предоставление субсидии связано не с наличием у молодой семьи долговых обязательств на момент рождения второго ребенка, а с наличием долговых обязательств у получателей субсидии до достижения ими возраста 35 лет и рождением у них к тому времени второго ребенка.
С данным выводом суда согласиться нельзя.
В соответствии с п.п. 1 п.1 ст.10 Закона N103-оз, государственная поддержка молодых семей, имеющих детей, осуществляется путем предоставления субсидий по договорам на строительство или приобретение жилых помещений или на погашение части кредита (займа), полученного на эти цели, в расчете на фактически имеющихся детей, а также в случае рождения (усыновления) детей в период действия долговых обязательств.
В силу п.12 ст.10 Закона N103-оз молодые семьи и молодые специалисты, улучшившие жилищные условия в рамках настоящей подпрограммы, не могут претендовать на получение государственной поддержки повторно в случае дальнейшего улучшения жилищных условий, за исключением субсидий, предоставляемых в случае рождения (усыновления) детей.
Соответственно, государственная поддержка в виде предоставления субсидии на вновь рожденного ребёнка может быть предоставлена только в счет погашения долговых обязательств по первоначальному жилью.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 апреля 2006 года N67-п утвержден Порядок реализации подпрограммы "Доступное жилье молодым" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы (далее - Порядок), в соответствии с п.3.4 которого молодые семьи и молодые специалисты, ранее получившие субсидии в рамках подпрограммы и претендующие на получение субсидий на вновь рожденных (усыновленных) детей, представляют следующие документы:
- оригиналы паспортов (или иных документов, удостоверяющих личность) каждого совершеннолетнего члена семьи;
- документ, подтверждающий наличие у заявителя задолженности перед банком (при долгосрочном ипотечном кредитовании), продавцом жилого помещения, строительной организацией, организацией, предоставляющей займы, в том числе льготные жилищные займы;
- заявление о перечислении субсидии с указанием банковских реквизитов.
В соответствии с п.п.11 п.3.6 Порядка в предоставлении субсидии отказывается в случае отсутствия задолженности перед банком (при долгосрочном ипотечном кредитовании), продавцом жилого помещения, строительной организацией, организацией, предоставляющей займы, в том числе льготные жилищные займы.
Как видно из материалов дела, в (дата) семья истца как участник подпрограммы "Доступное жилье молодым" получила государственную поддержку путем предоставления субсидии с целью приобретения жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес), на состав семьи 3 человека (л.д.43-44).
(дата) Жгуновы обратились в Ипотечное агентство с заявлением о постановке на учет с целью предоставления субсидии на вновь рожденного ребенка - Жгунову Арину Егоровну, (дата) года рождения, приложив к заявлению свидетельство о рождении ребенка (л.д.46).
Второй ребенок, в расчете на которого истец просит предоставить субсидию, родился не в период долговых обязательств, связанных с приобретением вышеназванной квартиры, что в силу п.п. 11 п.3.6. Порядка является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Погашение задолженности по кредитному договору от 16 сентября 2010 года, предоставленному на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес), общей площадью 72,9 кв.м, по существу означает повторное улучшение жилищных условий в рамках той же подпрограммы, и по смыслу п.12 ст.10 Закона N103-оз не допускается.
Долговые обязательства по вышеназванному кредитному договору, на наличие которых в обоснование иска о предоставлении субсидии по подпрограмме 2 "Доступное жилье молодым" ссылается истец, связаны с реализацией права семьи Жгуновых на государственную поддержку в качестве участников подпрограммы 4 "Ипотечное жилищное кредитование" путем компенсации части процентной ставки, как это предусмотрено п.1 ст.10, п.5 ст.18, п.1 ст.17.1 Закона N103-оз (л.д.48-49).
Истцам могла быть предоставлена субсидия на вновь рожденного ребенка в погашение обязательств по приобретению первоначального жилого помещения. Между тем, отсутствие задолженности перед банком, продавцом жилого помещения в силу п.п.11 п.3.6 Порядка является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Вторичное участие в подпрограмме 2 и получение субсидии на вновь рожденного ребенка в связи с улучшением жилищных условий в рамках последующих долговых обязательств с целью дальнейшего улучшения жилищных условий Законом N103-оз и Порядком не предусмотрены.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований о понунждении к выдаче субсидии судебная коллегия не усматривает, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда от 26 октября 2012 года отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Жгунова Егора Николаевича к ОАО "Ипотечное агентство Югры" о понуждении предоставить жилищную субсидию отказать.
Председательствующий судья Цыганков С.Л.
Судьи: Вороная Н.Л.
Дука Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.