Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Аганесовой О.Б.,
судей Вахониной А.М., Теплова И.П.,
при секретаре Михеевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Николаевой И.Н. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 22 октября 2012 года, которым исковые требований Николаевой И.Н. удовлетворены.
На Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства "адрес" возложена обязанность предоставить Николаевой И.Н., вне очереди, жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления за счет средств бюджета "адрес" в "адрес".
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., объяснения истца Николаевой И.Н., представителя третьего лица бюджетного образовательного учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области "Вологодский детский дом имени В.А. Гаврилина" по доверенности Петровой М.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Николаева И.Н. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Администрации ... сельского "адрес" от "ДАТА" за Николаевой И.Н. проживающей в "адрес" ... сельского совета "адрес" была закреплена жилая площадь.
На основании заключения межведомственной комиссии от "ДАТА" N... жилое помещение, расположенное в "адрес" признано непригодным для проживания.
Постановлением Администрации сельского поселения ... от "ДАТА" N... Николаева И.Н. на основании решения заседания жилищно-бытовой комиссии сельского поселения Анненское была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
"ДАТА" Николаева И.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства по Вологодской области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указала, что до настоящего времени жильем не обеспечена, проживание в "адрес" и других населенных пунктах "адрес" для нее неприемлемо, поскольку с двух лет проживала в "адрес", а с восьми в "адрес", где у нее живут близкие люди в том числе малолетняя дочь.
Просила обязать Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства "адрес" предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в соответствии с действующим жилищным законодательством.
В судебном заседании истец Николаева И.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме по мотивам, указанным в иске.
Представитель ответчика Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области Давыдченкова Ю.С. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица бюджетного образовательного учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области "Вологодский детский дом имени В.А. Гаврилина" по доверенности Петрова М.Ю.в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась.
Представители третьих лиц Департамента финансов Вологодской области и Управления образования Вытегорского муниципального района в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Николаева И.Н. ссылаясь на то, что постоянно проживает в г. Вологде, ставит вопрос об изменении принятого решения суда, просит обязать Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской предоставить ей жилое помещение в г.Вологде.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) вне очереди жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу положений статьи 49 и части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии со статьей 1 которого, к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу пункта 1.1 статьи 4 Закона Вологодской области от 17.06.2006 N 1471-ОЗ "О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области" (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) принятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилого помещения жилищного фонда области по договору социального найма, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области по договорам социального найма осуществляется с момента выявления их как оставшихся без попечения родителей. В случае возникновения оснований для получения жилого помещения после достижения 18-летнего возраста лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с момента возникновения оснований, но не позднее чем до достижения возраста 23 лет.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что Николаева И.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. С "ДАТА" по "ДАТА" находилась в ГОУ "Вологодская школа-интернат N... для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. В.А.Г." на полном государственном обеспечении, имеет право на получение жилого помещения вне очереди, поскольку закрепленное за ней жилое помещение признано непригодным для проживания.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об обязанности ответчика предоставить истцу жилое помещение соответствует действующему законодательству.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в части возложения обязанности на ответчика по предоставлению Николаевой И.Н. жилого помещения в ... районе Вологодской области по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что Николаева И.Н. зарегистрирована по адресу: "адрес", принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в сельском поселении ..., ... района Вологодской области, постоянной регистрации в ... не имеет.
Однако, Николаева И.Н. в период с "ДАТА" по "ДАТА" была зарегистрирована и постоянно проживала и в ГОУ "Вологодская школа-интернат N... для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (л.д.10). После окончания 9 классов указанного учреждения три года обучалась в бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования "адрес" "Вологодский колледж коммерции, технологии и сервиса" по очной форме обучения (л.д.12). После обучения осталась проживать и работать в "адрес". Николаева И.Н. является матерью малолетнего ребенка, Н.Ю.Н., "ДАТА" года рождения, которая родилась в "адрес". В настоящее время истец постоянно живет и работает в "адрес". Николаева И.Н. вынуждена проживать у друзей, поскольку не имеет материальной возможности заключить договор найма жилого помещения. По этой причине ее малолетняя дочь находится в КУЗ ВО "Дом ребенка специализированный N..." с "ДАТА". Однако, Николаева И.Н. регулярно навещает ребенка, что подтверждается представленной справкой из детского учреждения.
Кроме того, как разъяснил в своем Постановлении от 02 февраля 1998 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что жилое помещение по договору социального найма должно быть предоставлено Николаевой И.Н. по месту ее фактического проживания, то есть в "адрес".
Решение суда в данной части подлежит изменению, в резолютивной части решения фраза "в ... районе" подлежит замене на фразу " в городе ...".
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 22 октября 2012 года изменить, заменив в резолютивной части решения суда фразу "в ... районе" на фразу " в городе ...".
В остальной части решение Вологодского городского суда Вологодской области от 22 октября 2012 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.