Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Жидковой О.В.,
судей Слепухина Л.М., Соколовой М.В.,
при секретаре Михайловой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Бабушкинского сельского поселения на решение Тотемского районного суда от 19 ноября 2012 года, которым требования прокурора Бабушкинского района удовлетворены.
На администрацию Бабушкинского сельского поселения возложена обязанность в срок до 01 января 2013 года организовать включение наружных осветительных установок на дорогах и улицах села им. Бабушкина в темное время суток.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения представителя ответчика администрации Бабушкинского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области по доверенности Авдеевой А.А., представителя истца - прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
01 октября 2012 года прокурор прокуратуры Бабушкинского района Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Бабушкинского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области (далее Бабушкинское сельское поселение) о возложении обязанности организовать включение наружных осветительных установок на дорогах и улицах села им. Бабушкина в темное время суток.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Бабушкинского района совместно с ОГИБДД по Бабушкинскому району проведена проверка действующего законодательства, регламентирующего безопасность дорожного движения, в ходе которой установлено, что в нарушение действующего законодательства отсутствует (отключено) искусственное освещение дорог и улиц села им. Бабушкина Бабушкинского сельского поселения. Отсутствие освещения дорог и улиц районного центра в темное время суток негативно сказывается на состоянии безопасности дорожного движения, вызывает опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, что создает реальную угрозу жизни и здоровья участников дорожного движения, а также способствует возникновению благоприятной обстановки для совершения преступлений, в связи с чем нарушает права и законные интересы граждан. Администрация Бабушкинского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, на который возложены полномочия по решению вопросов местного значения.
Просил обязать администрацию Бабушкинского сельского поселения в срок до 01 ноября 2012 года организовать включение наружных осветительных установок на дорогах и улицах села им. Бабушкина в темное время суток.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, исковые требования поддержал, просил установить срок исполнения обязанности до 01 января 2013 года.
Представители ответчика администрации Бабушкинского сельского поселения Кускова Н.Е. и по доверенностям Авдеева А.А., Поличкина О.А. исковые требования не признали. Представитель Авдеева А.А. в возражении указала, что о проведении проверки администрация Бабушкинского сельского поселения уведомлена не была, сама проверка проведена с нарушением норм действующего законодательства. Из представленных суду документов бездействия администрации в вопросах освещения улиц не усматривается, денежные средства на указанные цели администрацией по возможности выделяются. Поименованные в заявлении ГОСТы и СНиПы обязательных для исполнения требований не устанавливают, подлежат применению на добровольной основе. Представитель Кускова Н.Е. пояснила, что в настоящее время денежные средства для выполнения указанных требований в бюджете отсутствуют. Администрация самостоятельно регулирует время включения и отключения осветительных приборов, учитывая время года и освещенность.
Представитель третьего лица ОГИБДД ОП МО МВД России "Тотемский" Вторушин Н.И. заявленные требования поддержал, пояснил, что освещение улиц и дорог села им. Бабушкина напрямую связано с безопасностью жизни и здоровья населения. По состоянию на апрель 2012 года освещение было полностью отключено, с сентября освещение возобновлено, но ненадлежащим образом. Приведенные в исковом заявлении требования ГОСТов и СНиПов направлены на сохранение жизни и здоровья людей, на соблюдение требований безопасности, являются обязательными для применения. Плановых и внеплановых проверок в отношении администрации Бабушкинского сельского поселения он как должностное лицо не проводил.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Бабушкинского сельского поселения ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву незаконности, необоснованности, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушения норм материального и процессуального права. Указывает, что судом первой инстанции не дана правовая оценка вопросу о принадлежности Бабушкинскому сельскому поселению автомобильных дорог в селе им. Бабушкина. Поименованные в заявлении ГОСТы и СНиПы обязательными для исполнения не являются и применяться не могут. Кроме того, вопрос о финансовом обеспечении исполнения полномочий по содержанию улиц администрацией Бабушкинского сельского поселения на 2013 год судом не выяснен.
В возражении на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленного возражения, полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Конституция Российской Федерации гарантирует право на жизнь и охрану здоровья граждан.
Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения закреплены в статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". К ним относятся: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно статье 6 указанного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу статьи 12 этого же Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог.
Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, среди прочих, отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из пункта 21 части 1 статьи 4 Устава муниципального образования сельское поселение Бабушкинское, к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по организации благоустройства территории поселения (включая освещение улиц).
Пунктом 9 части 1 статьи 32 Устава предусмотрено, что к компетенции администрации поселения относится в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д.39, 51).
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, пришел к правильному выводу о том, что на администрацию Бабушкинского сельского поселения в силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1. ГОСТа Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" стационарное электрическое освещение предусматривается на участках дорог и улиц, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100м, по (4); на подходах к железнодорожным переездам на расстоянии не менее 250 метров; на внеуличных пешеходных переходах; на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 метров.
Согласно пункту 4.6.1.8. ГОСТа Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" на пешеходных переходах в одном уровне норма освещения должна быть повышена не менее чем в 1,3 раза по сравнению с нормой освещения проезжей части.
Пунктом 4.6.1.13. ГОСТа Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" установлено требование о включении наружных осветительных установок в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключения - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк.
В темное время суток при интенсивности движения пешеходов менее 40 чел/час и транспортных средств в обоих направлениях менее 50 единиц/час допускается снижение уровня наружного освещения путем отключения 50% светильников или при помощи регулятора светового потока (п. 4.6.1.15 ГОСТа). Пунктом 4.6.1.16 ГОСТа Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" установлена недопустимость отключения наружного освещения или снижения освещенности поверхности проезжей части в местах пешеходных переходов, расположенных в населенных пунктах, за исключением случаев аварийного нарушения электроснабжения.
В соответствии с пунктом 7.44 СП 52.13330.2011 "Естественное и искусственное освещение" на улицах и дорогах сельских поселений частичное или полное отключение освещения в ночное время не допускается.
Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленному старшим государственным инспектором дорожного надзора отделения ГИБДД по Бабушкинскому району отдела ГИБДД МО МВД РФ "Тотемский" Вторушиным Н.И. в присутствии двух свидетелей 16 ноября 2012 года, наружное освещение на улично-дорожной сети села им. Бабушкина включается в период с 17:30 - 22:00; с 7:00 - 8:00. На некоторых улицах имеются не работающие осветительные установки. На улицах Петинская 1-я, Набережная, Строителей, пер.Строителей наружное освещение не включено (л.д.108).
Учитывая требования закона, а также то обстоятельство, что отсутствие освещения на улицах населенных пунктов Бабушкинского сельского поселения создает непосредственную опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, влечет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга участников дорожного движения, что противоречит требованиям Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", возлагающих на органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивать безопасность дорожного движения, суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой и им дана надлежащая правовая оценка. Выводов, сделанных судом, доводы апелляционной жалобы не опровергают.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тотемского районного суда от 19 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Бабушкинского сельского поселения - без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Жидкова
Судьи: Л.М. Слепухин
М.В. Соколова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.