Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Ельчаниновой Г.А.
СУДЕЙ: Ениславской О.Л. и Хряпиной Е.П.
при секретаре Ищенко О.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации города Пскова на решение Псковского городского суда от *** 2012г., которым постановлено:
" Обязать Администрацию города Пскова предоставить Иваницкой А.О. на состав семьи два человека, включая дочь И.А., *** г.р., вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах муниципального образования "Город Псков", общей площадью не менее нормы предоставления."
Выслушав доклад судьи Ениславской О.Л, позицию прокурора Морозовой Е.А., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Пскова, действуя в интересах Иваницкой А.О., обратился в суд с иском к Администрации г.Пскова о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование требования указано, что истица является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на получение мер социальной поддержки. К числу таких мер относится и обеспечение жильем во вне очередном порядке, что обусловлено проживанием Иваницкой в жилом помещении, которое в установленном порядке было признано не пригодным для проживания. Поскольку до настоящего времени вопрос о предоставлении иного жилья не разрешен, то соответственно жилищные права истицы подлежат судебной защите.
При таких обстоятельствах прокурор просил обязать ответчика предоставить Иваницкой на состав семьи 2 человека, включая н\л ребенка, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ.
Представитель ответчика и 3-лица- Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова иск не признал. Указал, что с заявлением об обеспечении жильем, исходя из статуса лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, истица в орган местного самоуправления не обращалась. До настоящего времени она не признана нуждающейся в жилом помещении и не принята на соответствующий учет. В тоже время возможность реализации жилищных прав с соблюдением установленного законом порядка ею не утрачена.
Представитель 3 - лица - ТУ г.Пскова ГГУ социальной защиты населения Псковской области, а также привлеченный к участию в деле в качестве 3-лица - Иваницкий С.А. поддержали исковые требования, полагая их обоснованными.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Администрация г.Пскова ставит вопрос об отмене данного судебного постановления в виду допущенных при разрешении спора нарушений норм материального права. В частности указано, что суд не учел общих требований жилищного законодательства, без соблюдения которых реализация права на обеспечения жильем по договору социального найма невозможна.
Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в состоявшееся решение.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, введенного в действие с 01.03.2005г., дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
В свою очередь положениями федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что вышеуказанные категории граждан, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Законом Псковской области N 1084-ОЗ от 24.06.2011г. также установлено, что обеспечению вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма подлежат дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения или имевшие закрепленное жилое помещение, которое утрачено в результате стихийных бедствий, в том числе пожара, либо признано непригодным для проживания в результате стихийного бедствия, в том числе пожара.
Однако, согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении N 746-о-о от 07.06.2011г., "поскольку положения пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу принципа "Lex posterior derogat legi priori" ("Последующий закон отменяет предыдущий") в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее.
Что касается законодательства субъектов Российской Федерации в данной сфере, то, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, признав рассматриваемую категорию особой категорией граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые предоставляются им по договору социального найма во внеочередном порядке, установил общие на всей территории Российской Федерации правила обеспечения их жилыми помещениями, права этих граждан в силу статей 55 (часть 3), 72 (часть 2), 76 (часть 2 и 5) Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их статей 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации и положений части 2 статьи 11 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не могут быть ограничены законодательством субъектов Российской Федерации, - в субъектах Российской Федерации могут устанавливаться лишь дополнительные гарантии права на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа."
В данном случае из материалов дела следует, что Иваницкая (до брака С.) А.О., *** г.р., является уроженкой г.П..
Распоряжением Администрации г.Пскова N *** от ***2002г. она была направлена в детское государственное учреждение, в связи с лишением её родителей родительских прав, и одновременно за ней была закреплена жилая площадь по адресу: г.Псков, ул.С., д.***, кв.***.
В настоящее время по данному жилью, зарегистрирована также н\л дочь истицы - И.А., *** г.р.
Постановлением Администрации г.Пскова N *** от ***2011г. квартира *** в доме *** по ул.С. в г.Пскове была признана в числе иных жилых помещений дома непригодной для проживания и подлежащей расселению.
Тем самым фактически было признано несоответствие данного жилья установленным требованиям, что согласно п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ является основанием для признания гражданина, занимающего такое помещение, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В условиях наличия у Иваницкой статуса лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, указанная нуждаемость в жилом помещении обусловливает её право на внеочередное обеспечение жильем в том числе на основании п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ.
Тот факт, что она не состоит на учете нуждающихся при наличии соответствующего законного права не может повлечь уменьшения объема её гарантированных конституционных прав на жилище.
Позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в определении N 376-П от 05.93.2009г., на которое ссылается апеллятор, этого вывода не опровергает.
Напротив, Конституционный Суд РФ указывает что "ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Решение вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции."
Исходя из вышеизложенного толкования закона, отсутствие состояния истицы на учете, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, определяющего значения также не имеет. Тем более по делу установлено, что, обращаясь в 2011 и 2012г. в жилищные органы города с заявлениями о предоставлении жилья, она указывала на свой специальный статус, тем самым по сути заявляя о своих соответствующих правах. Не реализация последних в установленном порядке была обусловлена в том числе и отсутствием должных разъяснений со стороны уполномоченных органов местного самоуправления.
В рамках настоящего спора принадлежность истице вышеуказанного права представителем ответчика фактически не оспаривалась, несмотря на не признание иска.
Вывод о том, что данное право подлежит реализации с учетом н\л ребенка истицы также обоснован, поскольку действующее жилищное законодательство предусматривает предоставление жилого помещения с учетом состава семьи лица, состоявшего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 5 статьи 57, статья 58 Жилищного кодекса Российской Федерации)
Аналогичная правовая позиция содержится и в определении Верховного суда РФ N 43-Г11-9 от 11.05.2011г.
На основании изложенного, решение об удовлетворении иска признается судом апелляционной инстанции законным и обоснованным, а жалоба не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда от *** 2012г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.Пскова - без удовлетворения.
Председательствующий Г.А.Ельчанинова
Судьи Е.П.Хряпина О.Л.Ениславская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.