Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Огудиной Л.В. и Самылова Ю.В.,
при секретаре Савельевой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 15 января 2013 года дело по апелляционной жалобе Ашировой А.З. на решение Ленинского районного суда города Владимира от 17 октября 2012 года, которым постановлено:
Ашировой А.З. в удовлетворении заявления об оспаривании решения Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области отказать.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения заявителя Ашировой А.З., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя заинтересованного лица Андрианова П.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аширова А.З. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области. В обоснование требований указала, что в 2010 году принимала участие в работе по проведению всероссийской переписи населения, за что **** была награждена ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики - медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения в 2010 году".
В обоснование требований указала, что в 2010 году принимала участие в работе по проведению Всероссийской переписи населения и **** была награждена ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года". Полагая, что указанная медаль дает ей право на присвоение звания "Ветеран труда", она обратилась с соответствующим заявлением в Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области. Однако **** получила решение об отказе в присвоении данного звания, поскольку в период проведения переписи населения она не состояла на штатной должности в органах статистики. Считала данное решение ответчика необоснованным, противоречащим действующему законодательству, в том числе Федеральному закону N5-ФЗ "О ветеранах", и нарушающим её права, так как она имеет необходимый трудовой стаж для назначения пенсии по старости и награждена ведомственным знаком
отличия в труде.
В судебном заседании Аширова А.З. поддержала доводы заявления в полном объеме по изложенным в нём основаниям.
Представитель заинтересованного лица - Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области - Андрианов П.Ю. не согласился с доводами заявления. Пояснил, что медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" является ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики, но не дает заявителю право на присвоение звания "Ветеран труда", так как она в момент проведения переписи не работала на освобожденной основе в органах статистики, медаль ей выдана за разовое мероприятие, ограниченное во времени.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Ашировой А.З. поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного в связи с неправильным применением и не соответствием выводов суда обстоятельствам дела, полученная ею награда является ведомственным знаком отличия в труде и является одним из оснований для присвоения ей звания "Ветеран труда".
Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения в рамках доводов апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав объяснения сторон и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены решения суда предусмотрены ст.330 ГПК РФ. Таких оснований судебной коллегией не установлено.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суд действия (бездействие) или решение государственного органа, должностного лица, которым, по мнению заявителя, нарушаются его права.
Статьей 1 Федерального закона от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах" с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств - ветераны боевых действий, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
В соответствии с п.1,п.4 ст.7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда являются, в частности, лица, награжденные орденами и медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям Закона Владимирской области от 11.04.2006г. N43-ОЗ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" звание "Ветеран труда" присваивается в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются постановлением Губернатора области.
В соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 18.05.2006г. N370, утвердившим "Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами и медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками за отличие в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (п.1 Положения).
Указанные лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", в соответствии с п.п.3,4 названного Положения подают в государственное казенное учреждение социальной защиты населения по месту жительства заявление и документы, подтверждающие основания для его присвоения, подтверждающие: награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Отсутствие указанных документов является основанием для отказа в присвоении звания "Ветеран труда" (п.8 Положения).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Аширова А.З. в соответствии с Договором подряда **** переписчик счетного участка, заключенным **** с Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области, в период с **** по **** привлекалась для выполнения по заданию Заказчика работ по переписи населения, в том числе опроса населения с заполнением бланков переписных листов, о чем указано в п./п.3.1. п.3.Договора. Пунктом п.2.1. Договора предусмотрена оплата при выполнении работ, установленных пунктом 3, и предоставлении отчетных документов, которая производится в течение 30 дней со дня подписания Сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ. Комплекс работ выполнен истцом в полном объёме, о чем составлен акт сдачи-приемки выполненных работ от ****
Приказом Федеральной службы государственной статистики от **** **** Аширова А.З. награждена ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики - медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года".
Письмом от 29.06.2012г. Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области сообщил заявителю об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", поскольку указанный ведомственный знак отличия учитывается при присвоении данного звания только в случае, если награжденный работник состоял в период проведения переписи на штатной должности в органах статистики (согласно записям в трудовой книжке).
Разрешая требования Ашировой А.З., суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах", согласно которым определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет критерий продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого гражданин награжден ведомственным знаком отличия в труде, а также сделал обоснованный вывод о том, что из содержания и смысла пункта 2 Положения о медали, утвержденного Приказом Росстата от 08.10.2010г. N 345, следует, что ею награждаются не за трудовой вклад, а за активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку не любой знак отличия, учрежденный министерством или ведомством, может служить основанием для присвоения звания "Ветеран труда", а лишь знак, отмечающий особые заслуги гражданина при продолжительном добросовестном труде.
Согласно Приказу Росстата от 08.10.2010г. N 345 "Об учреждении знака отличия - медали "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" данная медаль является ведомственным знаком отличия, однако в силу п.2 Положения о медали, утвержденного данным Приказом, медалью награждаются не только работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, но и лица, привлекавшиеся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов. К таким лицам, в том числе, относятся граждане Российской Федерации, осуществляющие сбор сведений о населении в соответствии со ст.9 Федерального закона от 25.01.2002г. N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения".
В соответствии с положениями трудового законодательства право на труд реализуется гражданами путем заключения трудовых договоров на выполнение работы по должности в соответствии со штатным расписанием. При этом труд, в том числе продолжительный и добросовестный, подразумевает трудовые отношения, возникшие между работодателем и работником на основании трудового договора и по должности, которая предусмотрена в штатном расписании организации (учреждении и т.д.).
Оценивая доводы заявителя о наличии у неё длительного трудового стажа, суд первой инстанции правильно указал, что для присвоения звания "Ветеран труда" необходимо наличие совокупности обстоятельств, а именно, помимо продолжительного трудового стажа, также награждение ведомственным знаком отличия в труде.
При этом суд дал правильную оценку действиям Ашировой А.З., исполненным в рамках договора подряда и регулируемых гражданским законодательством.
Таким образом, вывод суда о том, что для Ашировой А.З. медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" не является ведомственным знаком отличия в труде, а является просто ведомственным знаком отличия, сделан правильно.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что правовое регулирование законодательства по вопросам присвоения звания "Ветеран труда" направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.
Различия в оценке прав, возникающих при награждении указанной медалью штатных сотрудников органов статистики, выполнявших на протяжении длительного времени в рамках своих трудовых обязанностей задачи, возложенные на органы статистики ст.5 Федерального закона от 25.01.2002г. N 8-ФЗ, и лиц, привлеченных на непродолжительный срок к переписи населения, сбору сведений, не может расцениваться как нарушение Конституционного права равенства, поскольку имеют место существенные различия в сложности и продолжительности выполнения поставленных перед указанными лицами задач.
Постановлением Правительства РФ от 23.12.2009г. N 1074 "Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года" объявлено о проведении с 14 по 25 октября 2010г. Всероссийской переписи населения. Федеральная служба государственной статистики определена ответственной за подготовку и проведение Всероссийской переписи населения 2010 года, обработку полученных сведений, подведение итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, их официальное опубликование, хранение переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения 2010 года, ее методологическое и финансовое обеспечение.
Из содержания указанного Постановления следует, что Федеральная служба государственной статистики выполняет возложенные на неё функции с момента вступления его в силу до официального опубликования итогов переписи в 4-м квартале 2013г., а также в дальнейшем осуществляет хранение документов.
То есть сотрудники Федеральной службы государственной статистики на протяжении нескольких лет, на профессиональной основе исполняя свои трудовые обязанности, реализуют задачи, поставленные при проведении Всероссийской переписи населения 2010 года.
В то же время лица, привлеченные к сбору сведений о населении, в течение непродолжительного времени, пройдя соответствующее обучение, производили предусмотренные договором подряда работы по подготовке и проведению переписи населения на территории определенного участка.
Как следует из материалов дела, Аширова А.З. не являлась постоянным работником Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области, привлекалась на обусловленный гражданско-правовым договором срок для проведения определенной разовой работы, что не оспаривалось в суде; при этом её работодателем по-прежнему являлось МУЗ "Камешковская центральная районная больница".
Таким образом, разрешая спор по существу с учетом установленных обстоятельств, правоотношений сторон и закона, который подлежит применению по делу, суд принял законное решение об отказе в удовлетворении заявления Ашировой А.З. в полном объеме. Установив, что знаком отличия заявитель поощрена за разовое мероприятие, являющееся вкладом гражданина в социально-общественной сфере, суд сделал правильный вывод о том, что награждение медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" обоснованно не принято во внимание заинтересованным лицом при решении вопроса о возможности присвоения звания "Ветеран труда".
Кроме того, в соответствии с Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденным Постановлением Губернатора Владимирской области от 18.05.2006г. N 370, Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области является уполномоченным органом по рассмотрению заявлений граждан о присвоении им звания "Ветеран труда" и вправе принять решение об отказе в присвоении указанного звания ввиду отсутствия необходимых документов, путем уведомления заявителя об отказе в присвоении этого звания.
Заявителем не представлено документов, подтверждающих её награждение ведомственным знаком отличия в труде. То есть оспариваемое истцом решение Департамента социальной защиты населения принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, при этом права и свободы заявителя не были нарушены.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства по делу, представленным доказательствам в совокупности дана оценка в соответствии со ст.ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, правильно применен материальный закон, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального закона, не опровергают выводов суда, по существу повторяют правовую позицию истца, изложенную в суде первой инстанции, которая была предметом исследования суда, её необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, и не влекут отмены правильного по существу решения суда.
На основании изложенного, решение суда от 17.10.2012г. является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Владимира от 17 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ашировой А.З. - без удовлетворения.
Председательствующий: Р.Е. Судакова
Судьи: Л.В. Огудина,
Ю.В. Самылов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.