Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Огудиной Л.В. и Самылова Ю.В.,
при секретаре Савельевой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 15 января 2013 года дело по апелляционной жалобе Доркуновой М.Ф. на решение Ленинского районного суда города Владимира от 18 октября 2012 года, которым постановлено:
Доркуновой М.Ф. в иске к Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", признании права на присвоение звания "Ветеран труда", обязании присвоить звание "Ветеран труда", выдать соответствующее удостоверение отказать.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения истца Доркуновой М.Ф. и представителя третьего лица - ТО Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области Терентьевой Е.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя ответчика - ДСЗН администрации Владимирской области и третьего лица - администрации Владимирской области - Андрианова П.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Доркунова М.Ф. обратилась в суд с иском, с учетом уточнений, к Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", признании за ней права на присвоение звания "Ветеран труда", возложении на ответчика обязанности присвоить звание "Ветеран труда" и выдать удостоверение "Ветеран труда".
В обоснование требований указала, что в 2010 году принимала участие в работе по проведению Всероссийской переписи населения, за что **** была награждена ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года". Полагая, что указанная медаль дает ей право на присвоение звания "Ветеран труда", она обратилась с соответствующим заявлением в Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области. Однако **** получила отказ, мотивированный тем, что в период проведения переписи населения она не состояла на штатной должности в органах статистики. Считала данное решение ответчика необоснованным, противоречащим действующему законодательству, в том числе Федеральному закону N5-ФЗ "О ветеранах", поскольку она имеет необходимый трудовой стаж для назначения пенсии по старости и награждена ведомственным знаком отличия в труде.
В судебном заседании Доркунова М.Ф. поддержала доводы иска по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика - Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области и представитель третьего лица - администрации Владимирской области - Андрианов П.Ю. с исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" является ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики, но не дает истцу право на присвоение звания "Ветеран труда", так как она не состояла в трудовых отношениях с данным ведомством, медаль ей выдана за разовое мероприятие, ограниченное по времени. Полагал незаконным внесение записи о награждении указанной медалью в трудовую книжку истца, поскольку Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области не являлся для истца работодателем.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области Терентьева Е.П. поддержала требования истца, полагая, что наличие у Доркуновой М.Ф. необходимого трудового стажа и награждение ведомственным знаком отличия является достаточным основанием для присвоения истцу звания "Ветеран труда".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Доркуновой М.Ф. поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного в связи с неправильным истолкованием материального закона.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения сторон и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены решения суда предусмотрены ст.330 ГПК РФ. Таких оснований судебной коллегией не установлено.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суд действия (бездействие) или решение государственного органа, должностного лица, которым, по мнению заявителя, нарушаются его права.
Федеральный закон от 12.01.1995г. N5-ФЗ "О ветеранах" устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность,
почет и уважение в обществе.
Статьей 1 данного Федерального закона определены категории ветеранов,
устанавливаемые с учетом продолжительного добросовестного труда, а статьей 7 Закона установлены критерии отнесения граждан к категории "Ветеран труда".
В соответствии с п.1 ст.7 названного Федерального закона ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", а также лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно п.4 данной статьи порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким нормативным правовым актом во Владимирской области является "Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденное Постановлением Губернатора Владимирской области от 18.05.2006г. N 370.
В соответствии с п.п. "а" п.1 названного Положения звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Указанные лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", в соответствии с п.п.3,4 Положения подают в государственное казенное учреждение социальной защиты населения по месту жительства заявление и документы, подтверждающие основания для его присвоения, подтверждающие: награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Отсутствие указанных документов является основанием для отказа в присвоении звания "Ветеран труда" (п.8 Положения).
Установлено, что истец Доркунова М.Ф. претендует на присвоение звания "Ветеран труда", поскольку имеет необходимый трудовой стаж, установленный п.1 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах", при этом награждена ведомственным знаком отличия - медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года".
Как следует из материалов дела и установлено судом, Доркунова М.Ф. привлекалась для выполнения по заданию Заказчика подготовительных работ по переписи населения в качестве заведующего переписным участком на основании гражданско-правового договора подряда **** от ****, заключенного с Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области на срок с **** по **** Пунктом п.2.1. Договора предусмотрена оплата при выполнении работ, установленных пунктом 3, и предоставлении отчетных документов, которая производится в течение 30 дней со дня подписания Сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ. Комплекс работ выполнен истцом в полном объёме, о чем составлен акт сдачи-приемки выполненных работ от ****
Приказом Федеральной службы государственной статистики от **** **** Доркунова М.Ф. награждена ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики - медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения.
Письмом от **** Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области сообщил Доркуновой М.Ф. об отказе в присвоении ей звания "Ветеран труда", поскольку указанный ведомственный знак отличия учитывается при присвоении данного звания только в случае, если награжденный работник состоял в период проведения переписи на штатной должности в органах статистики.
Согласно Приказу Росстата РФ от 08.10.2010г. N 345 "Об учреждении знака отличия - медали "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" данная медаль является ведомственным знаком отличия, однако в силу п.2 Положения о медали, утвержденного данным Приказом, медалью награждаются не только работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, но и лица, привлекавшиеся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов. К таким лицам, в том числе, относятся граждане Российской Федерации, осуществляющие сбор сведений о населении в соответствии со ст.9 Федерального закона от 25.01.2002г. N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения".
Разрешая требования истца, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что из содержания и смысла пункта 2 Положения о медали следует, что ею награждаются не за трудовой вклад, а за активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.
При этом судом дана правильная оценка действиям Доркуновой М.Ф., исполненным в рамках договора подряда, которые не могут быть расценены как выполнение заявителем трудовых функций в рамках трудовых отношений с органом статистики, а являются иной деятельностью в общественной сфере.
Также суд обоснованно указал, что в данном случае не имеет правового значения факт уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование истца, поскольку плательщиками страховых взносов в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Объектом обложения страховыми взносами в силу ст.7 Закона признаются не только выплаты, производимые в рамках трудовых отношений, но и выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
При этом судом верно не принято во внимание внесение Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области в трудовую книжку Доркуновой М.Ф. сведений о награждении её указанной медалью, поскольку в соответствии с действующим трудовым законодательством только работодатель осуществляет ведение трудовых книжек работников и имеет право вносить в них записи в рамках заключенного трудового договора. Данный вывод суда следует из положений ст.66 ТК РФ и "Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003г. N 225 "О трудовых книжках". Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области по отношению к Доркуновой М.Ф. работодателем не являлся и был не вправе вносить записи в её трудовую книжку.
Таким образом, вывод суда о том, что для Доркуновой М.Ф. медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" не является ведомственным знаком отличия в труде, а является просто ведомственным знаком отличия, сделан правильно.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и учитывает, что правовое регулирование законодательства по вопросам присвоения звания "Ветеран труда" направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.
Различия в оценке прав, возникающих при награждении указанной медалью штатных сотрудников органов статистики, выполнявших на протяжении длительного времени в рамках своих трудовых обязанностей задачи, возложенные на органы статистики ст.5 Федерального закона от 25.01.2002г. N 8-ФЗ, и лиц, привлеченных на непродолжительный срок к переписи населения, сбору сведений, не может расцениваться как нарушение Конституционного права равенства, поскольку имеют место существенные различия в сложности и продолжительности выполнения поставленных перед указанными лицами задач.
Постановлением Правительства РФ от 23.12.2009г. N 1074 "Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года" объявлено о проведении с 14 по 25 октября 2010г. Всероссийской переписи населения. Федеральная служба государственной статистики определена ответственной за подготовку и проведение Всероссийской переписи населения 2010 года, обработку полученных сведений, подведение итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, их официальное опубликование, хранение переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения 2010 года, ее методологическое и финансовое обеспечение.
Из содержания указанного Постановления следует, что Федеральная служба государственной статистики выполняет возложенные на неё функции с момента вступления его в силу до официального опубликования итогов переписи в 4-м квартале 2013г., а также в дальнейшем осуществляет хранение документов.
То есть сотрудники Федеральной службы государственной статистики на протяжении нескольких лет, на профессиональной основе исполняя свои трудовые обязанности, реализуют задачи, поставленные при проведении Всероссийской
переписи населения 2010 года.
В то же время лица, привлеченные к сбору сведений о населении, в течение непродолжительного времени, пройдя соответствующее обучение, производили предусмотренные договором подряда работы по подготовке и проведению переписи населения на территории определенного участка. Как следует из материалов дела, указанные работы выполнялись Доркуновой М.Ф. в период с **** по ****, что не оспаривалось.
Поскольку законные основания для признания полученной Доркуновой М.Ф. медали "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" ведомственным знаком отличия в труде отсутствуют, а следовательно, отсутствует совокупность обстоятельств: помимо продолжительного трудового стажа также необходимо награждение ведомственным знаком отличия в труде, то суд первой инстанции правомерно отказал Доркуновой М.Ф. в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом, поскольку не любой знак отличия, учрежденный министерством или ведомством, может служить основанием для присвоения звания "Ветеран труда", а лишь знак, отмечающий особые заслуги гражданина при продолжительном добросовестном труде.
Кроме того в соответствии с Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденным Постановлением Губернатора Владимирской обл. от 18.05.2006г. N 370, Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области является уполномоченным органом по рассмотрению заявлений граждан о присвоении им звания "Ветеран труда" и вправе принять решение об отказе в присвоении указанного звания ввиду отсутствия необходимых документов, путем уведомления заявителя об отказе в присвоении этого звания.
То есть, оспариваемое решение принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, при этом права и свободы заявителя не были нарушены.
Таким образом, разрешая спор по существу с учетом установленных обстоятельств, правоотношений сторон и закона, который подлежит применению по делу, суд принял законное решение об отказе в удовлетворении исковых требований Доркуновой М.Ф. в полном объеме.
Ссылка в апелляционной жалобе на ошибочное указание в мотивировочной части решения на награждение истца нагрудным законом "За активное участие во Всероссийской переписи населения 2010 года" и количества лет трудового стажа на правильность выводов суда первой инстанции не повлияло.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального закона, не опровергают выводов суда и по существу повторяют правовую позицию истца, изложенную в суде первой инстанции, которая была предметом исследования суда, ее необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст.ст. 12,
67 ГПК РФ, правильно применен материальный закон, нарушений норм процессуального права не допущено.
В связи с этим решение суда от 18.10.2012г. является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Владимира от 18 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Доркуновой М.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий: Р.Е. Судакова
Судьи: Л.В. Огудина,
Ю.В. Самылов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.