Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего И.Н. Ильиной,
судей Е.А. Муравьевой, С.В. Андреева,
при секретаре О.А. Савельевой,
рассмотрела в открытом судебном заседании частные жалобы представителя Департамента здравоохранения Костромской области Н.А.Щеголевой и представителя администрации Костромской области А.П. Афанасьева на определение Свердловского районного суда г. Костромы от 16 ноября 2012 года, которым удовлетворено заявление администрации города Костромы и произведена замена должника в установленном решением Свердловского районного суда г. Костромы от 21 июля 2010 г. правоотношении с администрации города Костромы на Костромскую область в лице Департамента здравоохранения Костромской области.
Заслушав доклад судьи С.В. Андреева, судебная коллегия установила
УСТАНОВИЛА:
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 21 июля 2010г. администрация города Костромы, муниципальное учреждение здравоохранения города Костромы "Станция скорой медицинской помощи" в срок до 01.03.2011г. обязаны провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства:
оборудовать необходимые медицинские кабинеты: процедурную, кладовую стерильных материалов и белья, лабораторию срочных анализов, перевязочную, помещение для приема амбулаторных больных, помещение временного пребывания больного;
оборудовать необходимые вспомогательные помещения (помещение для сушки одежды и обуви персонала выездных бригад, кладовую стерильных материалов и белья, кладовую кислот и дезинфицирующих средств);
оборудовать санитарно-бытовые помещения для персонала: гардеробные5 для домашней и рабочей одежды, отдельная специально оборудованная комната для приема пищи медперсонала;
обеспечить необходимой мебелью по количеству списочного состава персонала: индивидуальными двустворчатыми закрывающимися вентилируемыми шкафами для обеспечения раздельного хранения личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды, обуви и головных уборов;
установить душевые кабины для персонала из расчета 1 душевая кабина на 10 человек;
в помещении чистой и грязной бельевой установить раковины для мытья рук;
внутреннюю отделку помещений для мытья и дезинфекции медицинских сумок привести в соответствие санитарным требованиям, позволяющую проводить влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств ( в помещении для мытья и дезинфекции медицинских сумок стены обработать материалами, устойчивыми к воздействию моющих средств, устранить повреждения на поверхности поверхность полотна двери);
провести косметический ремонт помещений бельевой (стены, линолеумное покрытие пола, порог, двери) комнаты для приема пищи водителей, гардеробной (устранить повреждения и дефекты поверхностей стен, дверей и пола);
провести чистку и ремонт смотровых канав в помещении зоны ремонта санитарных машин (очистить от грязи, восстановить кафельное покрытие);
привести наружную и внутреннюю поверхности медицинской мебели (в кабинете старшего врача смены, в гардеробной - стеллаж, где хранятся медицинские сумки и биксы) в состояние, позволяющее выполнять влажную обработку моющими и дезинфицирующими средствами;
в предстерилизационной, в бельевых, в помещениях для обработки медицинских сумок, в комнатах и кабинетах персонала установить умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями;
провести необходимые мероприятия по обеспечению гигиенических нормативов по искусственной освещенности на рабочих местах в административно-хозяйственных помещениях, где работа связана с компьютером (в бухгалтерии и кабинете эконамиста);
установить для медицинского персонала учреждения индивидуальные шкафчики для хранения сменной спецодежды;
у входных дверей процедурного кабинета, предстерилизационной, стерилизационной и бельевой вынести вне помещений включатели бактерицидных установок, установить предупреждающие табло о работе излучателя;
разработать проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ от источников загрязнения: сварочный пост, столярная мастерская, вулканизационный участок, зона ремонта и стоянок транспортных средств);
определить посты наблюдения (точка отбора) и перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного воздуха.
Решение вступило в законную силу 30 августа 2010г.
Во исполнение указанного решения судом выдан исполнительный лист, на основании которого судебным приставом-исполнителем 17.09.2010г. возбуждено исполнительное производство N 34/3/47475/20/2010 в отношении должника администрации г. Костромы.
Администрация города Костромы обратилась в суд с заявлением, в котором просила заменить сторону в указанном выше исполнительном производстве с администрации города Костромы на Костромскую область в лице Департамента здравоохранения Костромской области в порядке процессуального правопреемства в силу закона.
В обоснование заявления указала, что в мотивировку решения суда положены нормы об обязанности учредителя осуществлять финансирования подведомственного учреждения, где источниками формирования имущества учреждения являются регулярные и единовременные поступления учредителя.
В связи с изменением законодательства к полномочиям органов местного самоуправления организация оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов не относится. Данные полномочия с 01.01.2012 г. отнесены государственным полномочиям.
На момент вынесения судом решения и возбуждения исполнительного производства администрация города Костромы являлась учредителем МУЗ города Костромы "Станция скорой медицинской помощи", но впоследствии, после перехода полномочий в силу закона, собственником имущества учреждения стала являться Костромская область. МУЗ города Костромы "Станция скорой медицинской помощи", в настоящее время ОГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" не находится в ведении муниципального образования городского округа город Кострома, не является получателем средств бюджета города Костромы и его расходы не формируются за счет средств местного бюджета.
Ввиду изменения действующего законодательства, исключившего организацию медицинского обслуживания из вопросов местного значения, а также ввиду перехода права собственности на имущество вышеназванного учреждения к иному лицу - субъекту Российской Федерации, реальное исполнение вынесенного решения возможно лишь со стороны нового собственника - субъекта РФ - Костромской области.
Согласно Положению о Департаменте здравоохранения Костромской области к полномочиям Департамента здравоохранения относится осуществление от имени администрации Костромской области отдельных полномочий по управлению унитарными предприятиями Костромской области и областными государственными учреждениями Костромской области в сфере здравоохранения. Пунктом 1 части 49 главы 3 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области Департамент выступает от имени Костромской области учредителем подведомственных учреждений и утверждает их уставы.
Судом постановлено вышеназванное определение.
В частной жалобе представитель Департамента здравоохранения Костромской области Н.А. Щеголева просит отменить вынесенное судом определение. Полагает, что требование о замене стороны в исполнительном производстве предъявлены к Департаменту как к ненадлежащему ответчику. Указывает, что в силу действующего законодательства ОГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" как бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом и обязано устранить все нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, выявленные в ходе прокурорской проверки, самостоятельно. Сведений об отсутствии денежных средств и невозможности их получения в будущем учреждением здравоохранения не представлено. Департамент здравоохранения ответственности по обязательствам бюджетного учреждения не несет. Полагает, что в силу ст. 399 ГК РФ правила о субсидиарной ответственности к данным правоотношениям неприменимы.
В частной жалобе представитель администрации Костромской области А.П. Афанасьев просит отменить принятое судом определение. Указывает, что постановлением губернатора Костромской области от 19.12.2011 г. N 508-а МУЗ города Костромы "Станция скорой медицинской помощи" с 01 января 2012 г. принято в собственность Костромской области. Пунктом 4 данного постановления предусмотрено, что ответственность за погашение кредиторской задолженности муниципальных учреждений здравоохранения, сложившейся по состоянию на 31.12.2011 г., несет соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования Костромской области, который до 01 января 2012 г. выполнял полномочия собственника в отношении учреждений, указанных в п. 1 настоящего постановления. Полагает, что администрация города Костромы обязана была определить объемы финансирования работ по исполнению решения суда, составить смету расходов, инициировать вопрос о включении соответствующих финансовых средств в бюджет городского округа, организовать заключение гражданско-правовых договоров на выполнение работ и их оплату. В передаточном акте, составленном при реорганизации МУЗ города Костромы "Станция скорой медицинской помощи", не указано обязательство по исполнению решения Свердловского районного суда г. Костромы. Данный акт администрацией города Костромы оспорен не был. Считает, что при рассмотрении заявления необходимо было привлечь к участию в процессе в качестве заинтересованного лица департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, поскольку именно данный исполнительный орган наделен полномочиями по управлению государственным имуществом Костромской области. Также суд должен был привлечь департамент финансов Костромской области, т.к. при удовлетворении заявления у департамента здравоохранения Костромской области возникли финансовые обязательства, не предусмотренные в бюджете Костромской области.
Проверив материалы дела, исследовав материалы гражданского дела N2-2101, обсудив доводы частных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене определения суда.
Разрешая заявление, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу о замене должника, в установленном решением Свердловского районного суда г. Костромы от 21 июля 2010 г. правоотношении с администрации города Костромы на Костромскую область в лице Департамента здравоохранения Костромской.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Согласно ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 2.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.
Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" вопросы организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации с 1 января 2012 года отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 ч.1ст. 16).
Федеральным законом от 29.11.2010 N 313-ФЗ в подпункт 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в пункт 12 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены соответствующие изменения, вступившие в силу с 1 января 2012 года, согласно которым вопросы организации оказания медицинской помощи исключены из полномочий органов местного самоуправления и отнесены к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. ст. 6, 9).
Из решения Свердловского районного суда г. Костромы от 21 июля 2010г. следует, что обязывая провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства не только, муниципальное учреждение здравоохранения города Костромы "Станция скорой медицинской помощи", но и администрацию г. Костромы суд исходил из положений п. 14 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции действовавшей на момент разрешения спора), которым было предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
Из материалов дела видно, что в связи с изменением законодательства муниципальное учреждение здравоохранения города Костромы "Станция скорой медицинской помощи" в 2011г. безвозмездно передано и соответственно принято из муниципальной собственности г. Костромы в государственную собственность Костромской области (л.д. 13-14,15-17, 32-33).
Приказом Департамента здравоохранения Костромской области от 26.12.2011 N675 муниципальное учреждение здравоохранения города Костромы "Станция скорой медицинской помощи" переименовано в областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г. Костромы".
Положением о Департаменте здравоохранения Костромской области утвержденным постановлением Губернатора Костромской области от 27.12.2007 N 546 (в ред. постановлений губернатора Костромской области от 15.11.2012 N 252) к полномочиям Департамента отнесено, в том числе организация оказания населению Костромской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях Костромской области; осуществление от имени администрации Костромской области управления унитарными предприятиями Костромской области в сфере здравоохранения.
В настоящее время у администрации г. Костромы отсутствует обязанность по организации оказания медицинской помощи населению. В силу закона эта обязанность перешла к иному лицу (правопреемнику), которым в соответствии с Положением является Департамент здравоохранения Костромской области.
Доводы частных жалоб по вопросам субсидиарной ответственности не могут являться основанием для отмены определения.
Вопрос о возложении обязанности проведения организационно-хозяйственных мероприятий по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, как на медицинское учреждение, так и на лицо, которое по закону возложена обязанность организации оказания медицинской помощи населению, разрешен не обжалуемым определением, а решением суда от 21 июля 2010 г. Определением суда разрешен вопрос исключительно о том, кто является правопреемником администрации г. Костромы в возникших правоотношениях. При этом обжалуемым определением положение самого учреждения здравоохранения как должника не изменялось.
Приведенный в частной жалобе администрации Костромской области довод, относительно того, что в передаточном акте не указано обязательство по решению Свердловского районного суда г. Костромы, на правильность выводов суда не влияет.
В данном случае правопреемство обусловлено изменениями в законодательстве, регулирующем вопросы организации оказания медицинской помощи населению.
Не привлечение судом к участию в деле Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области и Департамента финансов Костромской области не может являться основанием для отмены определения.
Вопрос о правах и обязанностях указанных лиц судом при постановлении определения не разрешался, как не разрешались вопросы распоряжения имуществом, вопросы финансовых обязательств.
Поскольку доводы частных жалоб не опровергают содержащиеся в определении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного определения, не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения частных жалоб.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Свердловского районного суда г. Костромы от 16 ноября 2012 года оставить без изменения, частные жалобы представителей Департамента здравоохранения Н.А. Щеголевой и представителя администрации Костромской области А.П. Афанасьева - без удовлетворения.
Председательствующий:-
Судьи:-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.