судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего-судьи Коротченковой И.И.
судей Зубовой Т.Н., Хомяковой М.Е.
при секретаре Аксютич А.А.
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску Тихоничевой Елены Вячеславовны к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о включении отпуска по уходу за ребёнком в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и обязании назначения трудовой пенсии по возрасту досрочно в связи со снижением общеустановленного возраста с момента обращения
по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 14 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Тихоничевой Елены Вячеславовны к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области удовлетворить.
Включить Тихоничевой Елене Вячеславовне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ N173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с "дата" по "дата".
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить Тихоничевой Елене Вячеславовне досрочную трудовую пенсию по старости с "дата"".
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Коротченковой И.И., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Тихоничева Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов работы с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата".
В обоснование исковых требований указывала, что "дата" она обратилась с заявлением в УПФ РФ в г. Орле о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением начальника УПФ РФ г. Орла от 09 октября 2012 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Считала решение ответчика незаконным и нарушающим её права на досрочное получение трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании истица исковые требования уточнила и просила суд включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ N173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ", период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с "дата" по "дата" и обязать ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с "дата", то есть с момента обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе заместитель начальника ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением судом норм материального права.
Указывает на то, что "Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N781, а также "Правилами исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N516 не предусмотрено включение в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребёнком, следовательно, период ухода истицей за ребёнком до достижения им возраста трёх лет с "дата" по "дата" не включается в стаж на соответствующих видах работ.
Кроме того, ссылается на то, что у суда не было оснований для назначения пенсии по старости с "дата", поскольку такое право у истца устанавливается судом и возникает с момента подачи заявления о назначении пенсии после вступления решения суда в законную силу.
Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 167 КЗоТ РФ, действовавшей в редакции до изменений, внесенных Законом РФ от 25 сентября 1992 года N3543-1, дополнительный отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
В соответствии с пунктом 10 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05 июля 1968 года N517 руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны были предоставлять женщинам по их просьбе после окончания отпуска по беременности и родам дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года N235 "О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" введен для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее одного года, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Одновременно работающие матери получили право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" от 22 августа 1989 года N667 с 01 декабря 1989 года было предоставлено право на получение дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, из которых полтора года являлись частично оплачиваемыми.
Согласно статье 167 КЗоТ РФ в редакции Закона РФ от 25 сентября 1992 года N3543-1 отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).
Таким образом, до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992года N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", то есть до 06.10.1992 года, с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности для досрочного назначения пенсии, действовала статья 167 КЗоТ РФ, предусматривавшая включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
По смыслу закона при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости, следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Из материалов дела видно, что приказом N от "дата" истице Тихоничевой Е.В. был предоставлен отпуск по уходу за ребёнком в период "дата" по "дата".
С учётом того, что отпуск по уходу за ребёнком истице был предоставлен до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", решение суда о включении в специальный стаж истицы периода нахождения её в отпуске по уходу за ребёнком "дата" по "дата" является правильным, основанным на нормах действующего законодательства, поскольку в данном случае весь период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребёнком подлежит включению в специальный стаж.
По указанным основаниям не влекут отмену решения суда доводы жалобы ответчика о том, что суд необоснованно включил в льготный стаж истицы спорный период, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 19 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно смыслу действующего пенсионного законодательства, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о назначении пенсии Тихоничевой Е.В. с даты возникновения у неё такого права, то есть с "дата" (с момента обращения в территориальный орган Пенсионного фонда РФ), так как нарушенное право истицы на получение трудовой пенсии по старости подлежит восстановлению с момента начала его нарушения.
В силу изложенного довод апелляционной жалобы ответчика о том, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости истцу должно быть признано с момента вступления решения суда в законную силу, судебная коллегия считает несостоятельным.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене решения суда первой инстанции, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г. Орла от 14 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловской районе Орловской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.