Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.
судей Орловой Е.А., Курлаевой Л.И.
при секретаре Фёдоровой Ю.Г.
в открытом судебном заседании в г. Орле рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 20 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Д.Н.В. - удовлетворить.
Признать за Д.Н.В. право на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1(один) год.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить Д.Н.В. выплату пенсии с "дата"".
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Орловой Е.А., выслушав объяснения представителя ответчика по доверенности Ковалёвой Н.Л., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения на жалобу истца Д.Н.В., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Д.Н.В. обратился в суд с иском к ГУ Управлению пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости со снижением установленного пенсионного возраста по причине проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В обоснование исковых требований указывал, что с 31.08.2006 по настоящее время он постоянно проживает в "адрес", территория которой с 26.04.1986 по настоящее время относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Полагая, что проживание в этом населенном пункте даёт ему право на уменьшение возраста выхода на пенсию на 1 год, Д.Н.В. обратился в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области за назначением досрочной пенсии с "дата".
В удовлетворении данного заявления ответчиком ему было отказано в связи с отсутствием регистрации на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в период с 18.12.2006 по 03.07.2012.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования, окончательно просил суд признать за ним право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 1 год в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом и обязать ответчика назначить ему пенсию с "дата".
Представитель ответчика ГУ УПФРФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области К.Н.Л. исковые требования не признала., ссылаясь на отсутствие документального подтверждения факта проживания Д.Н.В. на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Указывает на то, что в связи с отсутствием регистрации у Д.Н.В. с 18.12.2006 по настоящее время в "адрес", относящейся к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, он не имеет права на назначение пенсии по старости досрочно со снижением пенсионного возраста на 1 год.
Кроме того, ссылается на то, что у суда не было оснований для назначения истцу пенсии по старости с "дата", поскольку такое право у него может возникнуть только после вступления в законную силу решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 13 ФЗ РФ от 15 мая 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, относятся лица, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно ст. 34 выше указанного закона, гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 10 ФЗ от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" применяется перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденного Правительством РСФСР от 28.12.1991 N 237-Р, действовавшим до 01.02.1998 г., и перечне от 18.12.1997 N 1582, утвержденного Правительством РФ, действующем с 01 февраля 1998 года - населенный пункт - "адрес" указана как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации имеет целью обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, основанием обращения истца с вышеуказанными требованиями в суд явился отказ ответчика назначить ему пенсию досрочно в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом по причине отсутствия регистрации его на данной территории в спорный период.
Суд проверил доводы Д.Н.В. и пришёл к правильному выводу об их обоснованности.
Как установлено материалами дела, истец без регистрации постоянно проживал в "адрес" с 18.12.2006 по настоящее время, однако был зарегистрирована по адресу: "адрес".
Данное обстоятельство подтверждается копией справки администрации "..." сельского поселения Орловского района Орловской области N от "дата", согласно которой истец постоянно проживает в "адрес" с 18.12.2006 по настоящее время без регистрации (л.д. 6)
Факт проживания истца на данной территории в спорный период времени также подтверждается копиями похозяйственных книг N 24 за 2002-2006 годы, N 24 за 2009-2012 годы, в которых Д.Н.В. значится как постоянно проживающий без регистрации по адресу: "адрес" (л.д. 27, 55-57).
Кроме того, из похозяйственных книг усматривается, что по данному адресу с 18.10.2006 по настоящее время зарегистрирована супруга истца Д.Т.А., что также подтверждается копией её паспорта ( л.д. 18).
Домовладение N по "адрес" принадлежит на праве собственности супруге истца Д.Т.А., что подтверждается свидетельствами о праве на наследство по закону (л.д. 35-39).
Из представленных в материалы дела копий квитанций на имя Д.Т.А. на оплату коммунальных платежей за 2009-2012 г. следует, что оплата начисляется и производится на состав семьи из двух человек.
Факт постоянного проживания истца в спорный период и по настоящее время в "адрес" и факт его не проживания по адресу регистрации подтвержден также показаниями свидетелей Д.Т.А., Д.С.Н., Б.В.В., Т.А.Б., Г.Н.Г., допрошенных в судебном заседании.
В связи с изложенным, суд правильно пришел к выводу о том, что истец имеет право на назначение пенсии по старости досрочно с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год в соответствии со ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
При этом судом правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ дана оценка всем представленным доказательствам по делу в совокупности, которые согласуются друг с другом и не находятся в противоречии.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п. 4, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно смыслу действующего пенсионного законодательства, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о назначении пенсии Д.Н.В. с даты возникновения у него такого права, то есть, с "дата" (достижение 59-ти лет), так как нарушенное право истца на получение трудовой пенсии по старости подлежит восстановлению с момента начала его нарушения.
В силу изложенного довод апелляционной жалобы ответчика о том, что отказ Д.Н.В. ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе в назначении пенсии досрочно не был признан судом незаконным, а поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости истцу должно быть признано с момента вступления решения суда в законную силу, судебная коллегия считает несостоятельным, так как закон не связывает дату назначения пенсии истцу с обязательным признанием отказа ответчика в назначении ему пенсии незаконным в судебном порядке.
Поскольку закон РФ "О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не содержит норм о том, что факт проживания в зоне с льготно-экономическим статусом может быть подтвержден только регистрацией по месту жительства, довод апелляционной жалобы в этой части является несостоятельным, основанным на неправильном толковании норм материального права.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия находит решение суда законным, а доводы апелляционной жалобы ответчика - необоснованными.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г. Орла от 20 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловской районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.