Добринский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи
Грищенко С.А.
при секретаре
Требунских Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к КХ "Вершина" об обязании КХ "Вершина" подтвердить отнесение отходов (отходы масел дизельных отработанных; покрышки отработанные) к конкретному классу опасности, образующихся в результате хозяйственной деятельности данного хозяйства,
УСТАНОВИЛ:
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к КХ "Вершина" об исполнении обязанности в натуре, указывая на то, что в рамках проводимой проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления установлено, что КХ "Вершина" осуществляет хозяйственную деятельность в "адрес". В результате хозяйственной деятельности образуются отходы, в том числе 3 и 4 класса опасности - масла дизельные отработанные (код отхода - 5410020302033, т.е 3 класс опасности), покрышки отработанные ( код отхода- 5750020213004, т.е. 4 класс опасности). Однако паспорта, подтверждающие класс опасности отхода на указанные виды отходов, КХ "Вершина" не составлены, что является нарушением ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 года N 89-ФЗ и ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, в том числе находящихся на территории "адрес". Просит суд обязать КХ "Вершина" подтвердить отнесение отходов (отходы масел дизельных отработанных, покрышки отработанные) к конкретному классу опасности, образующихся в результате хозяйственной деятельности данного хозяйства по адресу: "адрес" и составить на них паспорта.
В судебное заседание заявитель,- межрайонный природоохранный прокурор не явился, обратился к суду с ходатайством, согласно которому исковые требования поддерживает в полном объеме, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Представитель ответчика КХ "Вершина" в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещался своевременно и надлежащим образом, о чем имеется письменное подтверждение в материалах дела, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Представитель третьего лица Управления экологии и природных ресурсов в судебное заседание не явился, обратился к суду с заявлением, согласно которому исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора поддерживает в полном объеме и просит рассмотреть дело без их участия.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Статьей 42 Конституции РФ определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", отходы производства и потребления (далее - отходы) - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В силу ст. 14 ФЗ от 24.06.1998г. N 89 " Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1-4 класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 г. N 818 " О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов", определено, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания проводят работу по паспортизации опасных отходов.
Приказом МПР РФ от 02.12.2002 г. N785 "Об утверждении паспорта опасного отхода" утверждена форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению.
Приказом МПР РФ от 15.06.2001 г. N511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" утверждены Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды.
Согласно Федеральному классификатору каталога отходов, утв. Приказом МПР РФ от 02.12.2002 г. N786, различаются в частности следующие отходы: отходы масел дизельных отработанных (код отхода -5410020302033); покрышки отработанные (код отхода -5750020213004).
При этом, исходя из примечания Федерального классификатора каталога отходов, тринадцатизначный код определяет вид отходов, характеризующий их общие классификационные признаки, тринадцатая цифра которого используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен, 1 - класс опасности, 2 - класс опасности, 3 - класс опасности, 4 - класс опасности, 5 - класс опасности).
Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов закреплен Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007г. N570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов", который предназначен, в частности, и для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы.
Деятельность по паспортизации опасных отходов включает: подготовку заявителями сведений о происхождении, составе, свойствах отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологию их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды; рассмотрение Ростехнадзором и его территориальными органами материалов, представляемых заявителями, о происхождении, составе и свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использовании и обезвреживания, отнесении отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, и подготовка документов о подтверждении (не подтверждении) отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды; оформление и выдачу территориальными органами Ростехнадзора документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды согласно образцу; согласование паспортов опасных отходов.
В судебном заседании установлено, что КХ "Вершина" является юридическим лицом.
Согласно протоколу об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении главным специалистом отдела государственного контроля Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области - государственным инспектором в области охраны окружающей среды Липецкой области ФИО4 плановой выездной проверки в отношении КХ "Вершина" по адресу: "адрес" были выявлены следующие нарушения: ДД.ММ.ГГГГ в ... часов ... минут в "адрес", выявлено административное правонарушение КХ "Вершина" нарушены требования ст. 11, ст. 14 ФЗ "Об отходах производства и потребления" N89-ФЗ, а именно в результате деятельности по производству продукции растениеводства в КХ "Вершина" образуются следующие виды опасных отходов: масла дизельные отработанные, код отхода - 5410020302033, покрышки отработанные, код отхода - 5750020213004, однако паспорта, подтверждающие класс опасности на данные отходы не составлены, что является нарушением ст. 8.1 КоАП РФ. Глава КХ "Вершина" в лице ФИО5 с протоколом ознакомлен, копию протокола получил, пояснив, что не знал о необходимости паспорта на опасные отходы.
Как следует из постановления о назначении административного наказания N от ДД.ММ.ГГГГ, юридическое лицо КХ "Вершина" признано виновным в административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере ... руб.
Согласно письма Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (росприроднадзора) по Липецкой области N от ДД.ММ.ГГГГ КХ "Вершина" по вопросу согласования паспортов опасных отходов в ... году в Управление Росприроднадзора не обращалось.
Оценивая представленные доказательства, суд находит их относимыми, допустимыми и достаточными.
Судом, установлено, что КХ "Вершина" осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением требований законодательства об отходах производства и потребления. Неисполнение ответчиком требований законодательства об отходах производства и потребления ставит под угрозу благополучие неопределенного круга лиц граждан, в том числе находящихся на территории "адрес".
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В силу ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина в доход бюджета Добринского муниципального района Липецкой области в сумме ... рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать КХ "Вершина" подтвердить отнесение отходов масла дизельные отработанные (код отхода - 5410020302033), покрышки отработанные (код отхода - 5750020213004) к конкретному классу опасности, образующихся в результате хозяйственной деятельности данного хозяйства по адресу: "адрес" и составить на них паспорта.
Взыскать с КХ "Вершина" в доход бюджета Добринского муниципального района Липецкой области государственную пошлину в сумме ... (... ) рублей.
Ответчик вправе в течение семи дней с момента получения решения суда в окончательной форме подать в суд заявление об отмене заочного решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента истечения срока для подачи заявления об отмене заочного решения суда, а если такое заявление подано, в течение месяца с момента вынесения определения суда об отказе в удовлетворении данного заявления.
Председательствующий судья: С.А. Грищенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.