Добринский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи
Грищенко С.А.
при секретаре
Требунских Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Добринского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Пушкинский спиртзавод" о понуждении ООО "Пушкинский спиртзавод" заключить охранное обязательство по обеспечению сохранности объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Добринского района Липецкой области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО "Пушкинский спиртзавод" о понуждении ООО "Пушкинский спиртзавод" заключить охранное обязательство по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, указывая на то, что прокуратурой Добринского района была проведена проверка соблюдения законодательства об охране и использовании памятника истории и культуры - завода винокуренного кн. А. Голициной, расположенного по адресу: "адрес" в ходе которой было установлено, что здание винокуренного завода княжны А. Голициной принадлежит на праве собственности ООО "Пушкинский спиртзавод". Собственником ООО "Пушкинский спиртзавод" здание памятника культурного наследия используется по первоначальному назначению, однако, в нарушении Федерального закона от 25.06.2002 года "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации" собственником не заключено охранное обязательство, предусматривающее порядок и условия использования памятника истории и культуры, что не позволяет обеспечить его сохранность в интересах настоящего и будущего поколений, влечет нарушение прав народов РФ на сохранение и развитие историко-культурного наследия, защиту и восстановление историко-культурной среды обитания и сохранение источников информации о развитии истории и культуры. Бездействие ООО "Пушкинский спиртзавод" в отношении охраны объекта культурного наследия может повлечь за собой его разрушение либо изменение облика и интерьера и в конечном итоге утрату указанного объекта. Выявленные нарушения ущемляют конституционные права каждого на доступ к культурным ценностям и сохранность объектов историко-культурного наследия, интересы настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Просит суд обязать ООО "Пушкинский спиртзавод" заключить охранное обязательство по обеспечению сохранности объекта культурного наследия в течение ... месяца с момента вступления судебного решения в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Добринского района Плотников Р.В. исковые требования поддержал в полном объеме, уточнил, просил обязать ООО "Пушкинский спиртзавод" заключить охранное обязательство по обеспечению сохранности объекта культурного наследия в течение ... месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Ответчик - представитель ООО "Пушкинский спиртзавод" в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, передал в суд телефонограмму, согласно которой просит дело рассмотреть в отсутствии их представителя, с исковыми требованиями согласны частично. ООО "Пушкинский спиртзавод" вел свою деятельность в "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ, а в списки выявленных объектов культурного наследия здание "завод винокуренный кн. А. Голициной" был включен в .... В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время к руководству ООО "Пушкинский спиртзавод" ни ОБУК "Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области", ни муниципальные органы власти Добринского района с разъяснениями и предписаниями о необходимости заключения охранного обязательства, в связи с эксплуатацией выявленного объекта культурного наследия, не обращались. В отношении ООО "Пушкинский спиртзавод" введена процедура банкротство-наблюдение, в связи с чем, у ООО "Пушкинский спиртзавод" отсутствует финансовый потенциал. Штат работников ООО "Пушкинский спиртзавод" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет ... человек, который не в состоянии обеспечить содержание объекта.
В судебном заседании представитель третьего лица - Управления культуры и искусства Липецкой области по доверенности ФИО6 требования прокурора признала обоснованными и пояснила, что "Винокуренный завод кн. А. Голициной", расположенный по адресу: "адрес" является выявленным объектом культурного наследия согласно приказу начальника ГУК "Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области" от ДД.ММ.ГГГГ N. В соответствии с п. 4 ст. 48 Федерального закона РФ от 25.06.2002 г. N73 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" охранное обязательство заключается при регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия с новым собственником, который принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия. Сведения о совершении сделки в управление не поступали, в связи с чем, охранное обязательство не заключалось. Предписания, касающиеся охраны объекта культурного наследия, выдаются после проведения проверок в соответствии с Федеральным законом РФ от 26.12.2008 г. N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора". В отношении данного объекта проверки не проводились, предписания не выдавались. В связи с тем, что получить информацию о собственниках более 1000 объектов не представлялось возможным, сведения об объектах культурного наследия направлялись в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области в ДД.ММ.ГГГГ и рассылались по электронной почте в муниципальные районы Липецкой области.
Представитель третьего лица ОБУК "Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области" в судебное заседание не явился, обратился к суду с заявлением, согласно которому просит рассмотреть дело в отсутствии их представителя.
Суд, выслушав помощника прокурора, представителя третьего лица Управления культуры и искусства Липецкой области, изучив материалы дела, находит заявление прокурора Добринского района Липецкой области обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Статьей 44 Конституции РФ каждому гарантировано право на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В преамбуле к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N73 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации отмечено, что объекты культурного наследия народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 3 Закона к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, Возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 6 Закона под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 48 Федерального закона N73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничения (обременения) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется:
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения;
местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
В соответствии с ч. 4 ст. 52 Закона выявленный объект культурного наследия используется с обязательным выполнением следующих требований:
обеспечение неизменности облика и интерьера выявленного объекта культурного наследия в соответствии с особенностями, определенными как предмет охраны данного объекта и изложенными в заключении историко-культурной экспертизы;
согласование осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории выявленного объекта культурного наследия либо на земельном участке или части водного объекта, в пределах которых располагается выявленный объект археологического наследия.
В судебном заседании установлено, что здание винокуренного завода княжны А. Голициной, расположенного по адресу: "адрес" принадлежит на праве собственности ООО "Пушкинский спиртзавод", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии ... N. Вместе с тем, каких-либо ограничений права собственности в свидетельстве не зарегистрировано.
Приказом Госдирекции по охране культурного наследия Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ N здание завода включено в список выявленных объектов культурного наследия Липецкой области под номером ..., имеющим наименование: "завод винокуренный кн. А. Голициной", расположенный в "адрес".
В силу Федерального закона от 25.06.2002 года "Об объектах культурного наследия в интересах народов Российской Федерации" собственник вновь выявленного объекта культурного наследия, несущий на себе бремя его содержания обязан принять на себя обязательство по сохранению такого объекта.
В соответствии с п. 3 ст. 63 Закона об объектах культурного наследия впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном этим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 года N865 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры".
Таким образом, в отношении вновь выявленных объектов культурного наследия применяется такой же правовой режим, как и для объектов, включенных в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Судом установлено, что собственником ООО "Пушкинский спиртзавод" здание памятника культурного наследия используется по первоначальному назначению, однако, в нарушении Федерального закона от 25.06.2002 года "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации" собственником не заключено охранное обязательство.
Поскольку ответчик является собственником и пользователем названного здания, в силу законодательства об охране и использовании памятников он должен заключить охранное обязательство на выявленный объект культурного наследия.
Учитывая, что в отношении указанного объекта культурного наследия, располагающегося на территории Добринского района, не имеется охранных документов, предусматривающих порядок и условия использования памятника истории и культуры, указанное не позволяет обеспечить его сохранность в интересах настоящего и будущего поколений, влечет за собой нарушение прав народов РФ на сохранение и развитие историко-культурного наследия, защиту и восстановление историко-культурной среды обитания и сохранение источников информации о развитии истории и культуры.
Бездействие ООО "Пушкинский спиртзавод" в отношении охраны объекта культурного наследия может повлечь за собой его разрушение либо изменение облика и интерьера и в конечном итоге утрату указанного объекта. Выявленные нарушения ущемляют конституционные права каждого на доступ к культурным ценностям и сохранность объектов историко-культурного наследия, интересы настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае невозможно индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены, так как он является неопределенным. Следовательно, заявление прокурора Добринского района в защиту неопределенного круга лиц подано правомерно. Срок обращения в суд за защитой нарушенного права, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, соблюден.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Добринского района Липецкой области законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ООО "Пушкинский спиртзавод" заключить охранное обязательство по обеспечению сохранности объекта культурного наследия в течение ... месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Добринский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья: С.А. Грищенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.