Приказ Федерального фонда ОМС от 14 апреля 1994 г. N 16
"О расчетах тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного
медицинского страхования граждан"
(извлечение)
Приказом ФФОМС от 30 декабря 2011 г. N 261 настоящий приказ признан утратившим силу
В целях совершенствования нормативно-методической базы обязательного медицинского страхования, обеспечения единого методического подхода при расчетах, согласовании и использовании тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан утверждаю:
Рекомендации по расчетам тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан согласно приложению.
Приказываю:
1. Исполнительным директорам территориальных фондов обязательного медицинского страхования:
1.1. Руководствоваться в работе по вопросам тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования "Рекомендациями по расчетам тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан", утвержденными настоящим приказом.
1.2. Довести до сведения участников обязательного медицинского страхования "Рекомендации по расчетам тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан" для практического использования в работе по расчетам и согласованию тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования.
Рекомендации
по расчетам тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного
медицинского страхования граждан
(утв. приказом Федерального фонда ОМС от 14 апреля 1994 г. N 16)
1. Общие положения
Рекомендации по расчетам тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан (именуемые в дальнейшем Рекомендации) разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан (утвержденным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 19 августа 1993 г. N 03-01 по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации), Методическими рекомендациями по выбору способа и организации оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования граждан в Российской Федерации" (утвержденными Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 18 октября 1993 г.), Типовыми правилами обязательного медицинского страхования (утвержденными Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 1 декабря 1993 г. по согласованию с Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью), Методическими указаниями по бухгалтерскому учету в фондах обязательного медицинского страхования (утвержденными приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 19 января 1994 г. N 3 по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации), Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете (утвержденной Министерством финансов Российской Федерации от 3 ноября 1993 г. N 122), Методическими рекомендациями по расчету тарифов на медицинские услуги (письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 сентября 1992 г. N 19-15/03).
Настоящие Рекомендации применяются для расчетов и проведения мероприятий по согласованию и использованию тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования.
2. Об особенностях тарифов на медицинские и иные услуги в системе
обязательного медицинского страхования
2.1. Тарифы на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования (именуемые в дальнейшем "тарифы") представляют отдельную группу ценовых показателей, отличающуюся от расчетной стоимости медицинских услуг в новых условиях хозяйствования, цен на платные услуги населению, цен на медицинские услуги по договорам с предприятиями и организациями.
2.2. Тарифы являются денежными суммами, определяющими уровень возмещения и состав компенсируемых расходов медицинского учреждения по выполнению Территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан.
2.3. Под объектом установления тарифа понимается медицинская помощь, выраженная в определенных комиссией по согласованию тарифов объемных показателях деятельности медицинских учреждений по обязательному медицинскому страхованию (например, годовая программа амбулаторного ведения пациента, пролеченный больной в стационаре, консультация, конкретная манипуляция и др.).
2.4. Тарифы разрабатываются, согласовываются и используются для оплаты медицинской помощи (медицинских и иных услуг), оказываемой по Территориальной программе и финансируемой за счет фондов обязательного медицинского страхования в соответствии с выбранным способом оплаты.
2.5. В состав тарифа включаются расходы медицинского учреждения на выполнение Территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с бюджетной классификацией расходов без выделения себестоимости и прибыли.
Финансирование медицинского учреждения в форме оплаты медицинской помощи по выполнению Территориальной программы обязательного медицинского страхования обеспечивает рентабельность этого вида деятельности, поскольку состав расходов бюджетной классификации включает возмещение текущих затрат и финансирование развития деятельности (расширенное воспроизводство).
2.6. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета по обязательному медицинскому страхованию и классификацией расходов медицинских учреждений в составе тарифа не предусмотрены расходы на амортизацию основных фондов медицинского учреждения. Полное восстановление активной части основных фондов медицинского учреждения осуществляется по статье расходов "Приобретение оборудования и инвентаря".
2.7. Правила расчетов предусматривают исключение из состава тарифа статей и групп расходов, финансируемых или возмещаемых из других источников, например, из бюджетов разных уровней, из доходов от предпринимательской деятельности и др.
В состав тарифа также не включаются расходы, которые по решению комиссии по согласованию тарифов финансируются целевым назначением на календарный период (помесячно, поквартально) из средств обязательного медицинского страхования.
2.8. Подготовка, рассмотрение и согласование тарифов осуществляются представителями участников системы обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан.
2.9. Тарифы являются контролируемыми ценами, подлежащими регулированию через тарифное соглашение, заключенное членами комиссии по согласованию тарифов.
Все решения по тарифам принимаются коллегиально (в соответствии с методическими рекомендациями по выбору способа и организации оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования граждан в Российской Федерации).
3. Основные подходы к расчетам тарифов на медицинские и иные услуги
в системе обязательного медицинского страхования
Для разработки методики и проведения расчетов тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования рекомендуется в качестве основной использовать методику, изложенную в параграфе 2 Методических рекомендаций по расчету тарифов на медицинские услуги (письмо Министерства здравоохранения РФ N 19-15/03 от 1 сентября 1992 г.), в соответствии с выбранным способом оплаты медицинской помощи.
При разработке методики и проведении расчетов тарифов рекомендуется, кроме того, учитывать следующие положения.
3.1. В целях обеспечения сопоставимости, анализа и обобщения финансовых, экономических и статистических показателей на территории субъекта Федерации используется единая для медицинских учреждений данной территории методика расчета тарифов. Единая методика расчета тарифов разрабатывается с учетом накопленного на территории субъекта Федерации опыта расчетов, настоящих Рекомендаций и утверждается комиссией по согласованию тарифов.
3.2. При разработке единой методики расчета тарифов территориальному фонду обязательного медицинского страхования по согласованию с органом управления здравоохранения необходимо провести работу по экономическому анализу содержания статей расходов медицинских учреждений и разделению расходов на две группы:
расходы, финансируемые за счет средств бюджетов государственной, муниципальной системы здравоохранения в соответствии с перечнем, утвержденным администрацией субъекта Федерации на основании приложения 1 к Временному порядку финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан;
расходы, финансируемые за счет средств обязательного медицинского страхования.
3.3. В целях недопущения повторного счета при формировании тарифов учитываются только расходы, отнесенные к финансируемым за счет средств обязательного медицинского страхования.
3.4. Перечень целевых программ и мероприятий, учреждений здравоохранения, видов медицинской помощи, а также статей расходов, финансируемых за счет средств бюджетов государственной, муниципальной системы здравоохранения, считается приложением к утверждаемой единой методике расчета тарифов.
3.5. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в соответствии с решениями комиссии по согласованию тарифов доводят до медицинских учреждений перечень расходов (по наименованиям и статьям расходов), включаемых в состав тарифов и финансируемых целевым назначением на календарный период, а также другие необходимые материалы для подготовки расчетных данных (таблицы, формулы, нормы расходов, индексы удорожания и др.).
3.6. При переходе к новым (по сравнению со сметой расходов) способам оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию выбирается один из двух вариантов возмещения расходов, указанных ниже.
3.6.1. В первом варианте в тарифы включают одновременно все возмещаемые по обязательному медицинскому страхованию расходы.
При этом компенсирующая сторона организует контроль за рациональным использованием средств и структурой (соотношением) расходы, включенных в тариф.
3.6.2. Во втором варианте расходы на медицинскую помощь делятся на две части:
условно-переменные расходы;
условно-постоянные расходы.
При разделении расходов на условно-переменные и условно-постоянные с целью установления взаимосвязи между размерами расходов (по их видам) и объемами деятельности медицинского учреждения следует провести предварительный экономический анализ. Необходимость отнесения расходов к условно-переменным или условно-постоянным определяется степенью детализации медицинской помощи, выбранной за единицу оплаты (финансирования): чем выше степень детализации медицинской помощи (врачебная манипуляция, консультация и т. п.), тем больше необходимость в точности разделения расходов в зависимости от объемов деятельности.
К условно-переменным расходам относятся расходы медицинских учреждений, величина которых зависит от объемов деятельности. В указанную группу расходов рекомендуется включать: заработную плату персонала с начислениями (по видам заработной платы, надбавкам и доплатам, зависящим от выполнения объемов работы); расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств; расходы на приобретение малоценных и быстроизнашивающихся предметов медицинского назначения, в том числе мягкого инвентаря и обмундирования; расходы на питание больных.
При отсутствии возможности получения данных об условно-переменных расходах конкретного наименования на единицу оплаты (финансирования) медицинской помощи эти расходы рекомендуется относить к условно-постоянным.
К условно-постоянным расходам относятся расходы медицинских учреждений, величина которых зависит от продолжительности календарного периода и незначительно реагирует на изменение объемов деятельности; заработная плата персонала с начислениями (по видам заработной платы, надбавкам и доплатам, не зависящим от объемов работ); канцелярские и хозяйственные расходы; приобретение оборудования и инвентаря; приобретение мягкого инвентаря и обмундирования общего назначения; расходы на спецпитание персонала, работающего в особых условиях труда; командировочные расходы и т.д.
такое разделение расходов позволяет условно-переменную часть включать в состав тарифов на медицинскую помощь и возмещать (или авансировать) в суммах, зависящих от выполненных объемов деятельности.
Условно-постоянные расходы в этом случае возмещаются (или авансируются) без включения в тарифы за счет средств обязательного медицинского страхования календарным способом (помесячно, поквартально).
3.7. Комиссией по согласованию тарифов проводится анализ состояния учета (бухгалтерского, оперативного, статистического) в медицинских учреждениях с целью оценки организационной готовности перейти на учет затрат по местам возникновения затрат (основным подразделениям и службам медицинского учреждения; кабинетам и рабочим местам внутри подразделений и т. п.) и по носителям затрат (пациентам, заболеваниям, услугам, исполнителям работ и т. п.).
Состояние бухгалтерского, оперативного и статистического учета оценивается с точки зрения наличия данных прямого учета (рабочего времени и заработной платы; расходования основных и вспомогательных материалов; использования установленного работоспособного оборудования; коммунальных расходов и др.) по рабочим местам и видам услуг; наличия базы данных для сопоставления фактических расходов с нормами и нормативами.
При этом точность, степень детализации и полнота данных оперативного учета учитываются при организации перехода к новым принципам нормирования расходов, а также к новым способам оплаты медицинской помощи.
3.8. Комиссия по согласованию тарифов анализирует практику расчета затрат в медицинских учреждениях с целью выявлению расходов, рассчитываемых прямым способом, и расходов, включаемых в тариф косвенным способом. При этом учитывается, что прямой расчет дает более точные результаты, чем косвенный.
Информация о сложившемся на территории соотношении между прямыми и косвенными затратами, позволяет определить практическую возможность применения единой методики с точки зрения техники расчетов тарифов.
3.9. При расчете начислений на заработную плату (по всем основаниям) используется суммарный процент в соответствии с решениями законодательной власти.
3.10. При планировании увеличения тарифов в течение 1994 года и размеров календарного финансирования целевого назначения рекомендуется использовать прогнозные коэффициенты удорожания, приведенные в письме Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. N 2-02-05 "О порядке и сроках разработки показателей Федерального бюджета Российской Федерации на 1994 год" (см. приложение).
Методика расчета тарифов должна предусматривать порядок и правила индексации товаров, определенные тарифным соглашением.
Индексация тарифов производится на основании территориальных показателей прироста средств обязательного медицинского страхования с учетом изменения размеров минимальной заработной платы и данных об индексах цен Управления по статистике субъекта Федерации.
3.11. При решении вопроса о целесообразности унификации тарифов на медицинские и иные услуги разных медицинских учреждений учитывается следующее.
Выбор в пользу тарифов индивидуальных, групповых или единых основывается на результатах экономического анализа деятельности медицинских учреждений территории. При наличии взаимозаменяемых (по учреждениям - исполнителям) услуг отклонения в фактических расходах по этим услугам в учреждениях должны быть проанализированы по причинам и размерам отклонений. При наличии необъективных, по мнению сторон, участвующих в согласовании тарифов, причин отклонений, а равно при выявлении незначительных (для усреднения) размеров отклонений целесообразно устанавливать единые тарифы методом усреднения.
Индивидуальные тарифы экономически оправданы для услуг или работ, не имеющих аналогов в других учреждениях (исполнителях), а также при наличии объективных различий в ресурсах медицинских учреждений, ведущих к существенной разнице в фактических затратах.
Групповые тарифы целесообразно использовать для услуг или программ (по учреждениям), финансирование которых можно поставить в зависимость от факторов (причин, условий), поддающихся классификации.
3.12. С целью преодоления различий в размерах на стационарную медицинскую помощь, вызванных расходами на гостиничные услуги (обеспечение мест размещения пациентов), предлагается:
при наличии на территории субъекта Федерации значительных различий в фактических условиях размещения пациентов (между больничными учреждениями и внутри них), а также отклонений от стандартных условий размещения и обеспечения проживания пациентов (между больничными учреждениями и внутри них), комиссия по согласованию тарифов изучает результаты аккредитации и лицензирования медицинских учреждений; среднетерриториальные условия размещения пациентов; оценивает их соответствие действующим нормам и стандартам; разрабатывает правила и согласовывает размеры финансирования гостиничных расходов отдельно от медицинской помощи.
В таких случаях для медицинской помощи и гостиничных услуг могут выбираться и использоваться разные единицы оплаты (финансирования). За счет средств обязательного медицинского страхования оплачиваются гостиничные услуги только в размерах, соответствующих стандартным условиям размещения пациентов. В случаях обеспечения пациентов гостиничными услугами выше стандартных разница в расходах оплачивается из других источников.
Приложение
к Рекомендациям по расчетам тарифов на
медицинские и иные услуги в системе
обязательного медицинского страхования граждан
В письме Министерства финансов РФ от 23 декабря 1993 г. N 2-02-05 "О порядке и сроках разработки показателей Федерального бюджета Российской Федерации на 1994 год" приведены следующие цепные квартальные индексы - дефляторы, применяемые при расчете финансовых показателей (включая оплату труда):
по материальным затратам:
I квартал 1994 г. к IV кварталу 1993 г. |
- 1,52 |
по оплате труда:
I квартал 1994 г. к IV кварталу 1993 г. |
- 1,90 |
Среднегодовой коэффициент пересчета финансовых показателей на 1994 год составляет 2,6 (ожидаемый индекс - дефлятор) среднегодовых цен в 1994 году к ценам IV квартала 1993 года).
При определении на 1994 год расходов на питание применяется коэффициент 3,2 (ожидаемый в сельском хозяйстве индекс - дефлятор среднегодовых цен в 1994 году к ценам IV квартала 1993 года).
Цепные квартальные индексы по питанию составляют:
I квартал 1994 г. к IV кварталу 1993 г. |
- 1,75 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального фонда ОМС от 14 апреля 1994 г. N 16 "О расчетах тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан" (извлечение)
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом ФФОМС от 30 декабря 2011 г. N 261 настоящий приказ признан утратившим силу