Определение Московского городского суда от 25.12.2012 N 4г-12049/12
Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу Нестерова В.К., поступившую 14 декабря 2012 года, на определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 июля 2012 года по делу по иску Нестерова В.К. к ГУ МВД РФ по Московской области об обязании произвести перерасчет пенсии,
у с т а н о в и л:
Нестеров В.К. обратился в суд с иском к ГУ МВД РФ по Московской области об обязании произвести перерасчет пенсии с учетом повышения должностного оклада в двойном размере, надбавки к денежному довольствию и ежегодного вознаграждения за выслугу лет, установленных за первую группу работ с химическим оружием за весь пенсионный период.
В обоснование своих требований истец указал на то, что проходил службу в органах внутренних дел ВНИИПО МВД РФ в должности, относящейся к первой группе работ с химическим оружием. 30 мая 1994 года он уволен на пенсию по выслуге лет, однако, несмотря на то, что в установленном законом порядке оклады по занимаемой им должности повышены, ответчик отказывается произвести ему перерасчет пенсии.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 20 марта 2012 года постановлено:
Обязать ГУ МВД РФ по Московской области произвести перерасчет пенсии Нестерову В.К. исходя из увеличения должностного оклада, надбавки к месячному заработку за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодного вознаграждения за выслугу лет, установленных за первую группу работ с химическим оружием, начиная с апреля 2002 года.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 июля 2012 года решение Тверского районного суда г. Москвы от 20 марта 2012 года отменено, в удовлетворении исковых требований Нестерову В.К. - отказано.
В кассационной жалобе Нестеров В.К. просит отменить определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 июля 2012 года и оставить в силе решение Тверского районного суда г. Москвы от 20 марта 2012 года.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 июля 2012 года, оно сомнений в законности не вызывает, а доводы жалобы в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь его отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
Судом установлено, что Нестеров В.К. проходил службу в ФГУ ВНИИПО МВД РФ с 1979 года в должности старшего инженера отдела 2.8. 30 мая 1994 года Нестеров В.К. уволен на пенсию по выслуге лет.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что истцу необоснованно отказано в перерасчете размера пенсии, так как он занимал перед увольнением со службы должность, предусмотренную Списком профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право на указанные социальные гарантии, в связи с чем удовлетворил исковые требования.
Судебная коллегия, отменяя решение суда, исходила из того, что в соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции на момент возникновения спорного правоотношения), пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.
Статьей 49 указанного Закона РФ установлено, что пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ от 07 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам. К первой группе работ с химическим оружием относятся: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, при выполнении которых используются токсичные химикаты, относящиеся к химическому оружию; работы по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия; работы по техническому обслуживанию и обследованию химического оружия, связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также работы по уничтожению отдельных химических боеприпасов, емкостей и устройств, находящихся в аварийном состоянии; работы по ликвидации объектов по производству химического оружия.
Перечень токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также конкретный список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 4 указанного Федерального закона РФ предусматривает, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.
Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29 марта 2002 года N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием", гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет устанавливаются в размерах согласно приложению.
В приложении к указанному Постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по первой группе работ составляет "2".
Во исполнение Федерального закона РФ N 136-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 06 июня 2002 года N 386-25, введенным в действие с 01 апреля 2002 года, утверждены Список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, а также Список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии.
В соответствии с названным Постановлением основанием для выплаты установленных льгот и компенсаций в связи с работами с химическим оружием являются занимаемая должность, которая должна соответствовать утвержденному списку профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, и дата вступления в должность.
На момент выхода Нестерова В.К. в 1994 году на пенсию действовали Разъяснения Минтруда РФ от 23 октября 1992 года N 2 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением кабинета министров СССР от 26 января 1991 года N 10" (утв. постановлением Минтруда РФ от 23 октября 1992 года N 26), согласно которым по Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, пенсии следует назначать:
б) рабочим, руководителям и специалистам, включая работников научно-исследовательских подразделений и полигонов; непосредственно занятым полный рабочий день с токсичными химикатами и их прекурсорами, в том числе на работах по уничтожению химического оружия и защите от него, вне зависимости от того, на каких предприятиях, в организациях и учреждениях производятся указанные работы.
Руководствуясь положениями вышеуказанных нормативно-правовых актов, регулирующих возникшие правоотношения, суд пришел к выводу о том, что Нестеров В.К. работал в должности, предусмотренной Списком профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии.
Между тем, судебная коллегия указала на то, что указанные выводы противоречат имеющимся в деле доказательствам, поскольку из представленной истцом справки о стаже работы с химическим оружием более трех лет, не следует, что истец выполнял работы, предусмотренные названным Списком, относящиеся к первой группе работ, перечисленных в Федеральном законе РФ от 07 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием".
В исковом заявлении также не названо, какие работы, которые Закон связывает с работой с вредными условиями труда, выполнял истец.
Из дополнительно представленной истцом справки о показателях расчета пенсии за выслугу лет усматривается, что истец не имел надбавки за специальные условия труда.
Кроме того, в заседании судебной коллегии Нестеров В.К. пояснил, что льготная пенсия в связи с работой с химическим оружием, ему не назначалась.
В деле нет доказательств, подтверждающих, что истец привлекался к участию в данных видах работ с химическим оружием, а также доказательств, свидетельствующих о том, что в период с 01 апреля 2002 года по настоящее время оклад по должности, которую занимал истец до увольнения, в соответствии с Федеральным законом РФ от 07 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", изменялся.
Изложенное опровергает вывод суда о том, что истец приобрел право на социальные гарантии, по поводу которых возник спор, с 01 апреля 2002 года, т.е. с момента, установленного Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 года N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием".
При таких обстоятельствах, судебная коллегия пришла к правильному выводу об отказе Нестерову В.К. в удовлетворении исковых требований.
Оснований для иного вывода не имеется.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 июля 2012 года, при его вынесении существенных нарушений норм материального или процессуального права допущено не было.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 381 ГПК РФ,
о п р е д е л и л:
в передаче кассационной жалобы Нестерову В.К. на определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 июля 2012 года по делу по иску Нестерова В.К. к ГУ МВД РФ по Московской области об обязании произвести перерасчет пенсии, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья
Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.