Апелляционное определение Московского городского суда от 06.12.2012 N 11-27258/12
Судья Воронов В.В.
Гр. дело N 11-27 258
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
06 декабря 2012 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда с составе председательствующего Пономарёва А.Н. и судей Давыдовой И.Н., Нестеренко Г.А.,
при секретаре Десяткиной А.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Давыдовой И.Н.
дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по г. Москве и Московской области на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 18 мая 2012 года, которым постановлено:
Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Москве и Московской области к Зяблицевой А. Л. о признании свидетельства о регистрации средства массовой информации недействительным - удовлетворить.
Признать недействительным свидетельство о регистрации журнала "Флирт и Знакомства" от 29 октября 2010 года ПИ N ТУ 50-827.
Взыскать с Зяблицевой А. Л. в доход бюджета госпошлину в размере * рублей.
Установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Москве и Московской области обратилось в суд с иском к Зяблицевой А.Л. о признании недействительным свидетельства о регистрации средства массовой информации - журнала "Флирт и Знакомства" от 29.10.2010 ПИ N ТУ 50-827, учредителем которой является ответчик Зяблицева А.Л.
В обоснование заявленных требований указали, что 29.10.2010г. Управлением было зарегистрировано средство массовой информации - журнал "Флирт и Знакомства" и выдано свидетельство о регистрации ПИ N ТУ 50-827. При регистрации журнала "Флирт и Знакомства" учредителем Зяблицевой А.Л. была заявлена примерная тематика издания - рекламное СМИ, однако, Управлением было установлено, что журнал "Флирт и Знакомства" не содержит рекламных материалов. Содержание журнала составляют фотографии обнаженных и полуобнаженных женщин. Журнал "Флирт и Знакомства" не содержит рекламы и не рекламирует каких-либо объектов рекламы, а специализируется на сообщениях и материалах эротического характера, которые систематически эксплуатируют интерес к сексу. Зяблицева А.Л., исходя из того, что зарегистрировала журнал как рекламное издание, распространяет его в свободном доступе для каждого жителя Москвы без учёта возрастных категорий и мест распространения, что является нарушением закона "О средствах массовой информации".
Представители истца Соломоненко В.А., Павлова И.Н., Лапшина С.И. и Кузнецова М.А. в судебное заседание явились, требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Зяблицева А.Л., будучи надлежащим образом извещенной, в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика по доверенности Гайсинский Р.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, полагая, что отсутствуют основания для признания свидетельства о регистрации журнала недействительным, представил письменные возражения на иск.
Суд постановил выше приведенное решение, об отмене которого просит Зяблицева А.Л.
В заседание судебной коллегии не явились Зяблицева А.Л. и ее представитель Казакова С.О., о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Москве и Московской области Соломоненко В.А., Кузнецову М.А., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами, материалами дела и требованиями закона.
Судом установлено, и из материалов дела следует, что средство массовой информации журнал "Флирт и знакомства" зарегистрировано Управлением, о чем выдано свидетельство о регистрации средства массовой информации от 29.10.2010 года ПИ N ТУ 50-827. В нем указана примерная тематика и (или) специализация - рекламное СМИ. Учредителем является Зяблицева Анастасия Львовна.
В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" может быть орган местного самоуправления.
В заявлении на регистрацию средства массовой информации Зяблицева А.Л. указала примерную тематику и (или) специализацию - рекламное СМИ.
Из квитанции от 21.06.2010 года следует, что за регистрацию данного печатного издания Зяблицева А.Л. уплатила государственную пошлину в размере *** рублей.
В журналах указано, что журнал "Флирт и знакомства" зарегистрирован как рекламное издание, специализируется на публикации: бесплатных или платных объявлений от физических или юридических лиц и материалов рекламного характера.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 13.03.2006 N38-Ф3 "О рекламе" данный журнал должен специализироваться на сообщениях и материалах рекламного характера. Законом "О рекламе" определяется, что реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Под рекламой ст. 3 Федерального закона "О рекламе" понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу п. 1 ст. 37 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" под средством массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах эротического характера, для целей настоящего Закона понимаются периодическое издание или программа, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу.
Разрешая спор, суд обоснованно исходил из того, что представленные номера журнала "Флирт и знакомства", не позволяет истолковывать его содержание по иному, нежели как собрание сообщений и объявлений эротического характера.
На титульной странице журнала имеется надпись: "новый журнал исключительно для взрослых". Кроме того, на страницах журналов изображены полуобнаженные женщины и подписи типа : "Настенька 24 года, очень хочет познакомиться", приведены параметры фигуры 168/42/2..., а также номер телефона *** (круглосуточно).
На всех страницах издания размещены фотоснимки обнаженных и полуобнаженных женщин с соответствующими подписями, в том числе: "Девочки на выбор, от 18-ти лет! ПРИХОДИ С ДРУГОМ, БУДЕТ БОНУС!", "Огромный выбор девушек", "Стервочки! Центр", "24 часа выезд девушек по югу Москвы!", "Знакомлюсь с мужчинами на вечер или на ночь!", "Любовницы напрокат! Заменим жену на час, два, на ночь! Круглосуточно!".
Кроме того, в журналах, в нарушение этических и правовых норм, используется ненормативная лексика, что является нарушением п. 6 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что представленные экземпляры журнала "Флирт и знакомства" не содержит материалов, охватывающихся понятиям - рекламное СМИ.
В соответствии со ст. 15 Закона "О средствах массовой информации", свидетельство о регистрации средства массовой информации может быть признано недействительным исключительно судом в порядке гражданского судопроизводства по заявлению регистрирующего органа только в случаях: если свидетельство о регистрации получено обманным путем.
Зяблицевой Л.А. при регистрации средства массовой информации уплачена государственная пошлина в размере, установленном для регистрации средств массовой информации рекламного характера, тогда как размер государственной пошлины для регистрации средства массовой информации эротического характера превышает её двукратно (п.п. 12 п. 1 ст. 333.33 и п.п. 2 и 3 п. 3 ст. 333.34 Налогового кодекса Российской Федерации).
В связи с чем, суд пришел к правильному выводу об обоснованности требований истца о признании недействительным свидетельства о регистрации журнала "Флирт и Знакомства" от 29 октября 2010 года ПИ N ТУ 50-827, как полученное обманным путем.
Судебная коллегия полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Довод жалобы о том, что при регистрации журнала "Флирт и Знакомства" учредителем Зяблицевой А.Л. была заявлена примерная тематика издания - рекламное СМИ, поскольку журнал носит рекламный характер, так как молодые девушки, рекламируют себя с целью знакомства с молодыми людьми, для привлечения к себе внимания, не может быть принята во внимание, поскольку журнал распространялся в запечатанных прозрачных упаковках, как издание эротического характера. Согласно юридико-лингвистического исследования специалистов кафедры судебных экспертиз Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина, информация, опубликованная в журнале "Флирт и знакомства" является сообщениями и материалами эротического характера, в целом и систематически эксплуатирует интерес к сексу в понимании ст. 37 Закона РФ " О средствах массовой информации" от 27.12.1991г. N 2124-1.
В соответствии со ст. 37 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" под средством массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах эротического характера, понимается периодическое издание, которое в целом и систематически эксплуатирует интерес к сексу, и розничная продажа продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местной администрацией.
В связи с чем, Зяблицева А.Л. данный журнал вправе была зарегистрировать под соответствующей тематикой или специализацией, а не как рекламное СМИ, и распространять данный журнал через розничную продажу продукции средств массовой информации в запечатанных прозрачных упаковках и в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местной администрацией.
Между тем, в нарушение требований закона, журнал "Флирт и знакомства" распространялся с нарушением мест распространения, без разрешения местной администрации у школ, что вызвало правомерный шквал жалоб от граждан в Московскую Городскую Думу, в УВД по ЮВАО г. Москвы.
Довод жалобы о том, что журнал распространялся в упаковке для защиты от погодных условий так же не обоснован, поскольку журнал "Флирт и Знакомства" не содержит рекламы и не рекламирует каких-либо объектов рекламы в том смысле как это устанавливает Закон "О рекламе", а специализируется на сообщениях и материалах эротического характера, журнал распространяется в запечатанных прозрачных упаковках, что свидетельствует, о том, что Зяблицева А.Л. - учредитель и редактор издания заведомо указывает на то, что этот журнал является специализированным и обладает признаками эротического журнала.
Зяблицева А.Л., исходя из того, что зарегистрировала журнал как рекламное издание необоснованно распространяет его в свободном доступе для каждого жителя Москвы без учёта возрастных категорий и мест распространения.
Таким образом, свидетельство о регистрации журнала "Флирт и Знакомства" ПИ N ТУ 50-827 от 29.10.2010 получено обманным путем, т.е. при регистрации издания регистрирующий орган был введен в заблуждение относительно сведений, перечисленных в ст. 10 Закона "О СМИ", в частности относительно примерной тематики и (или) специализации.
В связи с чем, доводы жалобы не могут быть признаны убедительными, обоснованными и они не могут быть положены в основу отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку они направлены на иную оценку представленных доказательств, при которых суд не нашел оснований для отказа в удовлетворении заявления и основаны на неверном толковании норм права. Нарушений норм материального или процессуального законодательства при рассмотрении дела, судебная коллегия не установила.
Не находя оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ
Определила:
Решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 18 мая 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.