Судья Чурсина С.С. Гр.д. N ***
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 декабря 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Горновой М.В.,
судей Сергеевой Л.А., Быковской Л.И.,
при секретаре Ю.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Сергеевой Л.А.,
дело по апелляционной жалобе Л.А., Л.Л., К.Л., Л.А., Ф.А., действующей также в интересах несовершеннолетнего Ф., М.М. действующей также в интересах несовершеннолетнего Н.А., Р.А. на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от *** года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Л.А., Л.А., К.Л., Ф.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Ф., М.М., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Н.А., Р.А. к ***, ***, *** о признании незаконным распоряжения *** в части снятия с жилищного учета очередников округа, обязании восстановить на учете, с сохранением даты постановки на учет, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с иском к ***, ***, *** о признании незаконным распоряжения *** в части снятия с жилищного учета очередников округа, обязании восстановить на учете, с сохранением даты постановки на учет. В обоснование иска указали, что семья истцов в составе 9 человек проживают на условиях социального найма в двух трехкомнатных квартирах по адресу: *** площадью жилого помещения * кв.м., * кв.м., жилой площадью *кв.м., * кв.м. С *** года указанная семья состояла на жилищном учете. Истцы были сняты с жилищного учета распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от ** г. N *** "***", в связи с отказом от заключения договора социального найма на предоставленную жилую площадь. С данным распоряжением истцы не согласны и считают, что нарушены их права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, распоряжение препятствует реализации права истцов на получение в дальнейшем социального жилья. По вышеизложенным основаниям, оспариваемое истцами распоряжение ДЖП и ЖФ г. Москвы является незаконным и препятствует реализации их прав на получение социального жилья по основаниям и в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Истцы просят суд признать незаконным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы от *** N *** в части снятия истцов с жилищного учета очередников округа; обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в лице Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в ЮЗАО восстановить истцов Л.А., Л.Л., Л.А.. Ф.А., М.М., несовершеннолетнего Н.А.. *** года рождения, Ф.А., *** года рождения, Р.А. на учете по улучшению жилищных условий с сохранением даты постановки на учет.
Истцы в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель истцов в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчиков ДЖП и ЖФ г. Москвы и УДЖП и ЖФ г. Москвы в ЮЗАО в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика Префектура ЮЗАО г. Москвы в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы, просят истцы, ссылаясь на то, что смотровые талоны на предоставленные жилые помещения никем не подписаны, отсутствуют доказательства получения предложенных вариантов жилья; на корешке уведомления на имя Ф.А. отсутствует ее подпись; срок обращения в суд за восстановлением нарушенных прав пропущен истцами по уважительным причинам.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истцов И.Н., представителя ответчика ДЖП и ЖФ г. Москвы П.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
На основании ст. 13 ЖК РФ определение условий и порядок постановки на жилищный учет, порядок ведения жилищного учета и предоставления жилых помещений из жилищного фонда субъекта Российской Федерации отнесено к ведению органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок и условии предоставления жилых помещений или помощи города в приобретении жилых помещений в собственность жителям города Москвы, состоящим на жилищном учете и учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ с 06 августа 2006 года установлен Законом города Москвы N 29 от 14.06.2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу ч. 1 ст. 17 вышеуказанного Закона N 29, жители города Москвы, принятые на жилищный учет, имеют право на предоставление в пользование, приобретение в собственность жилых помещений с помощью города в порядке очередности, исходя из времени принятия их на жилищный учет, за исключением категории граждан, установленных настоящим Законом.
На основании ч. 2, 3, 4 ст. 21 вышеуказанного Закона, жилые помещения предоставляются жителям города Москвы, включенным в утверждаемую Правительством Москвы программу обеспечения жилыми помещениями.
В случае отказа жителей города Москвы от трех предложенных вариантов жилых помещений, которые соответствуют предъявляемым законодательством требованиям к качеству и размерам жилого помещения, установленным для семьи определенной численности и состава, и пригодны для заселения и постоянного проживания, данные жители города Москвы подлежат исключению из программы обеспечения жилыми помещениями на год и переводятся в отдельный список нуждающихся, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями после выполнения программы обеспечения жилыми помещениями на следующий год. Жителям города Москвы, включенным в программу обеспечения жилыми помещениями на год, предлагается не более трех жилых помещений.
В случае отказа жителей города Москвы, включенных в отдельный список нуждающихся, от двух предложенных жилых помещений, которые соответствуют предъявляемым законом города Москвы требованиям к качеству и размерам жилого помещения, установленным для семьи данной численности и состава, и пригодны для заселения и постоянного проживания, уполномоченные органы в порядке, установленном статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона, принимают решение о предоставлении таким гражданам последнего предложенного им жилого помещения для заключения соответствующего договора.
В силу п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 22 Закона N 29, решение о предоставлении жителям города Москвы в пользование либо об оказании помощи в приобретении ими с помощью города Москвы жилых помещений в собственность принимают уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы. Решение о предоставлении жителям города Москвы в пользование либо об оказании помощи в приобретении ими с помощью города Москвы жилых помещений в собственность является основанием для заключения соответствующих договоров в отношении жилых помещений.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, семья А.И. на основании ордера N **** от *** года, выданного исполнительным комитетом *** занимает две трехкомнатные квартиры N *** и ***, расположенные по адресу: ***, общей площадью по* и * кв.м., жилой - * и * кв.м. соответственно, в которых постоянно зарегистрированы 15 человек: А.И., *** г.р., заявитель; Р.А., ** г.р., сын; Л.Н.. *** г.р., дочь; А.А., *** г.р., сын; Ф.А., *** г.р., дочь; Л.А., * г.р., дочь; Л.Н., * г.р., зять; Т.Н., * г.р., сын; С.Н., * г.р., дочь; А.А., * г.р., сын; В.И., * г.р., внук; Л.Л.. * г.р., внук; К.Л., г.р., внук; М., * г.р., внучка; М.Ю., * г.р., зять.
Решением Исполкома Брежневского райсовета народных депутатов г. Москвы от ** года N ** в постановке на учет по улучшению жилищных условий семьи А.И., 15 чел., отказано.
При повторном рассмотрении вопроса о постановке на учет, во изменение решения от *** за N *** в связи со вновь поступившими сведениями о состоянии здоровья семьи, решением *** от *** года N * семья А.И., 15 чел., была принята на учет по улучшению жилищных условий в группу участников Великой Отечественной войны в порядке исключения.
На основании распоряжения супрефекта ЮЗАО г. Москвы от *** года
N *** семья А.И., 21 чел., переведена в группу участников Великой Отечественной войны и медицинских работников МЗ РСФСР.
Распоряжением заместителя префекта ЮЗАО г. Москвы N *** от ***г. семье А.И., 3 чел. (он, жена - Г.П., сын - Р.А.) предоставлена 2-ух комнатная квартира, общей площадью ** кв.м., жилой - *** кв.м., по *** в доме за выездом на ***-ем этаже в доме без лифта, кухня размером *** кв.м., со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, как обеспеченную жилой площадью; оставлением на учете по улучшению жилищных условий семью А.И., 15 чел., по группе УВОВ и медработников, как необеспеченную жилой площадью.
Распоряжением заместителя префекта ЮЗАО г. Москвы N *** от *** года семье Л,А., 2 чел. (она, сын - В.И.) предоставлена 2-ух комнатная квартира, общей площадью 47,7 кв.м., жилой -31,6 кв.м., по адресу: *** в доме за выбытием на ***-ом этаже в доме без лифта, кухня размером *** кв.м., со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как обеспеченной жилой площадью; оставлением на учете по улучшению жилищных условий семьи А.И. 13 чел., по группе УВОВ и медработников, как необеспеченной жилой площадью.
Согласно распоряжению заместителя префекта ЮЗАО г. Москвы N *** от *** года семье Т.А., 2 чел. (он, сын - И.Т.) предоставлена 2-ух комнатная квартира, общей площадью 41,6 кв.м.. жилой - 27,2 кв.м., по ***, в доме за выбытием на ***-ом этаже в доме без лифта, кухня размером ***кв.м., со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, как обеспеченной жилой площадью; оставлением на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи А.И., 12 чел., по группе УВОВ и медработников, как необеспеченной жилой площадью.
Распоряжением заместителя префекта ЮЗАО г. Москвы N *** от ***г. семье А.И., 3 чел. (он, дочь - С.А., внучка - Л.А.) предоставлена ***-х комнатная квартира площадью 55,2/30,9 кв.м. по адресу: *** в доме-новостройке со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи А.И., 12 чел., как обеспеченной жилой площадью.
На основании распоряжения заместителя префекта ЮЗАО г. Москвы N *** от *** года распоряжение зам. префекта ЮЗАО г. Москвы от ***года N *** "***" отменено.
Также, данным распоряжением А.И. на одного предоставлена однокомнатная квартира, площадью 38,9/17,5 кв.м. по *** в доме-новостройке; А.А. на одного предоставлена комната, размером 16,2 кв.м., по *** в 3-ех комнатной коммунальной квартире (за выездом), со снятием с учета как обеспеченных жилой площадью; оставлением на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи Р.А., 10 чел. (он, 3 сестры, 2 мужа сестер, 2 племянника **** и **** г.р., две племянницы *** и *** г.р.) как необеспеченной жилой площадью по группе медицинских работников МЗ РФ.
С.А., *** г.р., по заявлению *** года выписана по адресу к отцу (А.И.).
*** года А.И. умер.
Решением Черемушкинского районного суда г Москвы от *** М.Ю., ***г.р., зарегистрированный по адресу: ***, признан безвестно отсутствующим, снят с регистрационного учета.
По состоянию на *** год на жилищном учете в рамках учетного дела состояли: Р.А., ***г.р.;Л.А., **** г.р., муж сестры; Л.А., *** г.р., сестра; Ф.А., *** г.р., сестра; Ф.А., **** г.р., племянник; Л.Л., *** г.р., племянник; К.Л., *** г.р., племянник; М.М., *** г.р., племянница.
В соответствии с заключением ОЖК при Префектуре ЮЗАО г. Москвы от *** года (протокол N ***) семье Л.А., 9 чел., решено предоставить жилое помещение на часть семьи с учетом занимаемой площади по норме предоставления жилой площади со снятием с учета всей семьи либо предоставить жилое помещение свыше нормы предоставления по возмездным программам при наличии заявления со снятием с учета всей семьи при наличии жилой площади.
*** года в адрес Л.А. было направлено письмо с предложением о предоставлении семьи однокомнатной квартиры, общей площадью 32,7 кв.м., жилой - 16,6 кв.м., в доме-новостройке по адресу: ****, необходимости явиться за смотровым талоном N *** на указанное жилое помещение в срок до **** года, а также с указание на то, что неявка за смотровым талоном будет расцениваться как отказ от предложенного варианта улучшения жилищных условий и разъяснении права воспользоваться приоритетным правом на получение безвозмездной субсидии.
На основании заявления в число очередников семьи Л.А. был включен Н.А., *** г.р..
*** года семье Л.А. в порядке улучшения их жилищных условий были предложены 2 варианта жилых помещение: 2-ух комнатная квартира, расположенная по адресу: ***, общей площадью 45,1 кв.м., жилой - 30,7 кв.м., в дополнение к занимаемой жилой площади (смотровой талон N ***); двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: ***, общей площадью 52,9 кв.м., жилой - 32,5 кв.м., в дополнение к занимаемой жилой площади (смотровой талон N ***).
Поскольку смотровые талоны на данные варианты взяты не были, *** года на имя Л.А. были направлены письма с предложением за ними явиться, а также разъяснении, что в случае неявки за талонами в срок до *** года будет расценено как отказ от предложенных вариантов.
В *** году Л.А. были получены смотровые талоны на жилые помещение в дополнение к занимаемой жилой площади: на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: ***, общей площадью 52.5 кв.м., жилой - 28.6 кв.м., в дополнение к занимаемой жилой площади (корешок смотрового талона N ***); на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: ***, общей площадью 53,2 кв.м., жилой - 27,1 кв.м., в дополнение к занимаемой жилой площади (корешок смотрового талона N ***).
Распоряжением префектуры ЮЗАО г. Москвы N*** от *** семье Ф.А., 3 чел. (она, сын *** г.р., брат) по договору социального найма предоставлена 2-ух комнатная квартира, площадью жилого помещения 53,2 кв.м., общей площадью жилого помещения 51,0 кв.м., жилой - 27,1 кв.м. в доме- новостройке по адресу: ***, с учетом занимаемого жилого помещения и снятием с жилищного учета 9-ти (она, сын, дочь, внук, брат, сестра, муж сестры, 2 сына сестры) человек, как обеспеченную жилой площадью, в случае отказа от заключения договора социального найма на данную жилую площадь семью снять с жилищного учета в установленном порядке согласно ст. 41 закона г. Москвы N ** от *** года.
Распоряжением ДЖП и ЖФ г. Москвы от **** N **** распоряжение префектуры ЮЗАО г. Москвы N *** от **** было отменено, выписка на право заключения договора социального найма аннулирована; семья Ф.А., 9 чел. (она, М.М., Ф.А., Н.А., Р.А., Л.А., Л.А., К.Л, Л.Л,) снята с жилищного учета; М.Ю., один, снят с жилищного учета как выписанный с занимаемого жилого помещения по решению суда о признании его без вести отсутствующим; квартира, расположенная по адресу: ***, взята в приход, направлена на плановые цели.
*** года на имя Ф.А. было направлено письмо с указанием данного распоряжения, снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно ст.ст. 21,41 Закона г. Москвы N *** от *** года.
Получение данного письма подтверждается заявлением Ф.А. от *** года, поданное в УДЖП и ЖФ г. Москвы по ЮЗАО.
Разрешая спор, суд первой инстанции на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности и исходя из требований действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу о законности вынесенного Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, отсутствия законных оснований для его частичной отмены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что смотровые талоны на предоставленные жилые помещения никем не подписаны, отсутствуют доказательства получения предложенных вариантов жилья; на корешке уведомления на имя Ф.А. отсутствует ее подпись не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку на смотровых талонах присутствует указание сотрудника ДЖП и ЖФ г. Москвы по ЮЗАО об отказе очередника от их получения, наличие исправлений не смотровом талоне не может служить основанием для отмены решения, поскольку материалами учетного дела подтверждается предложение семье пяти вариантов жилых помещений, согласие ни на один из которых получено не было.
Доводы истцов о незначительности пропуска срока исковой давности по уважительным причинам являются несостоятельными, поскольку исходя их требований ст. 256 ГПК РФ и п. 24 постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", которым разъяснено о необходимости изложения в решении выводов о восстановлении или об отказе в восстановлении сроков в силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ. В ходе рассмотрения дела заявлений о восстановлении пропущенного срока исковой давности, истцами не заявлялись, доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска такового не представлено.
Также не могут служить основанием для отмены решения доводы о том, что письмо УДЖП и ЖФ г. Москвы по ЮЗАО от *** года не содержит информации о снятии с очереди семьи Л.А., поскольку указанное письмо Л.А. не адресовано, ввиду того, что семья *** отдельно на жилищном учете в г. Москве не состоит, в рамках учетного дела N *** состояла семья В.А., в числе которой: Л.А., Л.Л., К.Л., Ф.А., Ф., М.М., Н.А., Р.А.
При таких обстоятельствах, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, которые аналогичны исковые требованиям по существу рассмотренного спора, не опровергают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. ст. 327-330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
При таких обстоятельствах, решение является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от *** года - оставить без изменений, а апелляционную жалобу Л.А., Л.Л., К.Л., Л.А., Ф.А., действующей также в интересах несовершеннолетнего Ф., М.М., действующей также в интересах несовершеннолетнего Н.А., Р.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.