Апелляционное определение Московского городского суда от 20.12.2012 N 11-28817/12
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарёва,
судей И.П. Козлова,
Е.Н. Неретиной,
при секретаре Т.А. Ильиной,
с участием прокурора О.Н. Артамоновой,
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи А.Н. Пономарёва
дело по апелляционной жалобе представителя М.Д. Прохорова - И.Д.Сергеевой
на решение Тверского районного суда г. Москвы от 4 октября 2012 года по делу по заявлению М.Д. Прохорова к Территориальной избирательной комиссии Тверского района г. Москвы о признании незаконными действий Участковой избирательной комиссии N 4006 г. Москвы по включению в список избирателей и допуску их до голосования на выборах Президента РФ 4 марта 2012 года без предъявления открепительных удостоверений, признании недействительными итогов голосования по избирательному участку N 4006 г. Москвы, обязании Территориальной избирательной комиссии Тверского района г. Москвы внести изменения в протокол Территориальной избирательной комиссии Тверского района г. Москвы об итогах голосования и сводную таблицу с учетом признания недействительными итогов голосования по избирательному участку N 4006 г. Москвы,
которым в удовлетворении заявленных требований отказано
УСТАНОВИЛА:
М.Д. Прохоров обратился в суд с указанным выше заявлением к Территориальной избирательной комиссии Тверского района г. Москвы, Участковой избирательной комиссии N 4006 г. Москвы, ссылаясь на допущенные, по его мнению, незаконные действия Участковой избирательной комиссии N 4006 г. Москвы, которые воспрепятствовали определить результаты волеизъявления избирателей.
Требования мотивированы тем, что в списки избирателей, голосовавших на территории Участковой избирательной комиссии избирательного участка N 4006 г. Москвы, образованной на Белорусском вокзале, были включены гражданине, не имевшие открепительных талонов, что, как полагал заявитель, противоречит ст. 27 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" и ст. 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 4 октября 2012 года М.Д. Прохорову отказано в удовлетворении заявленных требований к Территориальной избирательной комиссии Тверского района г. Москвы о признании незаконными действий Участковой избирательной комиссии N 4006 г. Москвы по включению в список избирателей и допуску их до голосования на выборах Президента РФ 4 марта 2012 года без предъявления открепительных удостоверений, признании недействительными итогов голосования по избирательному участку N 4006 г. Москвы, обязании Территориальной избирательной комиссии Тверского района г. Москвы внести изменения в протокол Территориальной избирательной комиссии Тверского района г. Москвы об итогах голосования и сводную таблицу с учетом признания недействительными итогов голосования по избирательному участку N 4006 г. Москвы.
В апелляционной жалобе представителя М.Д. Прохорова - И.Д. Сергеевой, по доверенности от 20 июня 2012 года, ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель М.Д. Прохорова - А.А. Сучкова доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Тверского района г. Москвы- Е.А. Пушкарева, по доверенности от 6 сентября 2012 года, просила решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав представителя М.Д. Прохорова, представителя Территориальной избирательной комиссии Тверского района г. Москвы , заключение прокурора О.Н. Артамоновой, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что 4 марта 2012 года на избирательном участке N 4006 г. Москвы, образованной на Белорусском вокзале, число выданных бюллетеней для голосования составило 281, а число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям - 176 человек.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался тем, что закон не ограничивает возможность голосования на избирательном участке, образованном на вокзале, только по открепительным удостоверениям, а потому допущение к голосованию избирателей, не имевших таких удостоверений, не свидетельствует о незаконности действий участковой избирательной комиссии.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с п. 6.1 ст. 27 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ (с изменениями) "О выборах Президента Российской Федерации" на избирательных участках, образованных в соответствии с пунктом 4 статьи 25 настоящего Федерального закона на вокзалах и в аэропортах, списки избирателей составляются в день голосования. Избиратели, находящиеся в день голосования в указанных местах, включаются в списки избирателей по предъявлении открепительного удостоверения.
Давая толкование данной нормы права, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что она не содержит запрета на включение в список избирателей лиц, не имеющих открепительных удостоверений.
Действительно, названная норма права говорит об избирательных участках, образованных в соответствии с пунктом 4 статьи 25 Закона, то есть об участках, образованных:
в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и в других местах временного пребывания);
в труднодоступных или отдаленных местностях;
на судах, находящихся в день голосования в плавании;
на полярных станциях;
в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Таким образом, данная норма закона закрепляет принцип гарантированности избирательных прав определённых категорий граждан, которые в силу объективных причин, связанных с местом их нахождения, лишены возможности не только прийти на избирательные участки по месту своего постоянного жительства или временного пребывания, но и заблаговременно получить открепительные удостоверения.
Названная категория лиц конкретизирована в п. 6 ст. 27 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" и включает:
избирателей, находящиеся в местах временного пребывания, работающих на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятых на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены);
избирателей из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части;
избирателей, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Две первые из названных категорий решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.
При этом с целью достоверности определения результатов голосования и избежания неоднократного голосования указанной категории лиц Закон, его п. 6 ст. 27, устанавливает, что информация о включении в список избирателей передаётся в участковую избирательную комиссию, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства, через территориальную избирательную комиссию (если место жительства избирателя находится на территории того же субъекта Российской Федерации) или избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (если место жительства избирателя находится на территории другого субъекта Российской Федерации).
Третья категория избирателей (избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации) может быть включена в списки избирателей по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем в день голосования.
Пунктом 5 ст. 26 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" предусмотрено, что список избирателей по избирательному участку, образованному в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и в других местах временного пребывания), на судне, находящемся в день голосования в плавании, на полярной станции, составляется соответствующей участковой избирательной комиссией не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем организации, в которой избиратель временно пребывает, капитаном судна, начальником полярной станции. Списки избирателей по избирательным участкам, образованным в соответствии с пунктом 4 статьи 25 настоящего Федерального закона в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, составляются по обращениям указанных избирателей, поданным в соответствии с пунктом 6 статьи 27 настоящего Федерального закона.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно исходил из системного толкования п. 6.1 ст. 27 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ (с изменениями) "О выборах Президента Российской Федерации" и пришел к правильному выводу о том, что Участковая избирательная комиссия избирательного участка N 4006 г. Москвы правомерно допустила для голосования не только лиц, имевших открепительные удостоверения, но и иных лиц.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что апелляционная жалоба не содержит указания на конкретных избирателей, не имевших открепительных удостоверений, которым Участковой избирательной комиссиейN 4006 г. Москвы могло быть отказано в реализации закрепленного в части второй статьи 32 Конституции РФ права избирать в органы государственной власти.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что пунктом 2.2.2 Инструкции о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и на выборах Президента Российской Федерации (утв. Постановлением ЦИК России от 14.07.2011 N 20/216-6) установлено, что список избирателей на избирательном участке, образованном на вокзале, в аэропорту, составляется в день голосования. При этом пункт 2.2.9 предусматривает, что в список избирателей на избирательном участке, образованном в месте временного пребывания избирателей (за исключением аэропорта и вокзала), при его составлении участковой комиссией включаются находящиеся в месте временного пребывания избиратели, подавшие не позднее чем за 3 дня до дня голосования <*> личные письменные заявления о включении в список избирателей, по которым участковой комиссией на момент составления списка были приняты решения о включении в список. Согласно пункту 2.210 в список избирателей на избирательном участке, образованном на вокзале, в аэропорту, избиратели включаются в день голосования по предъявлении открепительных удостоверений.
Однако данные нормы Инструкции регулируют только вопросы составления списка избирателей, голосующих по открепительным удостоверениям, и не исключают возможности голосования других указанных в законе избирателей.
Об этом свидетельствует п. п.2.2.1 и 4.1.14 той же Инструкции, согласно которым список избирателей составляется участковой комиссией на избирательных участках, образованных:
в труднодоступной или отдаленной местности;
на территории воинской части;
на судне, которое в день голосования будет находиться в плавании;
на полярной станции;
в месте временного пребывания избирателей (больнице, санатории, доме отдыха, на вокзале, в аэропорту, месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания);
в месте, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации (п. 2.2.1).
В случае если список избирателей был разделен на отдельные книги, по окончании работы с ним такие книги, а также титульный лист, листы списка со сведениями об избирателях, включенных в список дополнительно в день голосования, и последний лист списка должны быть сброшюрованы (прошиты) в один том, что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя на месте скрепления. Исключение составляют книги списка, содержащие сведения об избирателях, представленные командиром воинской части, в том числе руководителем военного образовательного учреждения профессионального образования. При этом разброшюрование отдельных книг списка избирателей не допускается. В случае если список избирателей не был разделен на отдельные книги, он должен быть сброшюрован с листами списка со сведениями об избирателях, включенных в список дополнительно в день голосования, и последним листом списка в один том, что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя на месте скрепления. На избирательном участке, образованном на вокзале, в аэропорту, по окончании работы со списком избирателей листы списка избирателей должны быть сброшюрованы вместе с титульным и последним листом списка в один том, что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя на месте скрепления (п. 4.1.14).
На основании изложенного судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда не может согласиться с доводами жалобы о неправильном применении судом норм материального права и, соответственно, о наличии правовых оснований для признания незаконными действий Участковой избирательной комиссии по включению в список избирателей граждан, не имевших открепительных удостоверений.
Поскольку действия Участковой избирательной комиссии избирательного участка N 4006 и Территориальной избирательной комиссии Тверского района признаны законными, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления в остальной части.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 4 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.